Пусковая система силовой установки

Реферат

 

ПУСКОВАЯ СИСТЕМА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, содержащая блок управления, установленный в расходном баке электроприводной насос, подключенный к участку магистрали подключки топлива за обратным клапаном совместно с выходным участком радиаторной магистрали со сливным клапаном, имеющим рабочую камеру, соединенную линией командного давления с напорным участком радиаторной магистрали, которая сообщена на входе с участком магистрали подкачки топлива, перед обратным клапаном совместно с линией питания двигательного насоса приводного топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения своевременного заполнения магистралей системы топливом, в расходном баке установлены заполнительные струйные и электроприводные насосы и система снабжена заливными линиями и дополнительными обратными клапанами, причем выход одного из заполнительных электроприводных насосов соединен с линией питания двигательного насоса приводного топлива на ее участке за обратным клапаном, выход другого заполнительного электроприводного насоса соединен с соплом струйного заполнительного насоса и линией командного давления сливного клапана радиаторной магистрали, а выход струйного насоса - с заливной линией, подключенной к участку магистрали полкачки топлива перед обратным клапаном.

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к топливным системам летательных аппаратов, и касается устройств для запуска силовой установки аппаратов. Известна пусковая система силовой установки, содержащая блок управления, установленный в расходном баке электроприводной насос, подключенный к участку магистрали подкачки топлива за обратным клапаном совместно с выходным участком радиаторной магистрали со сливным клапаном, имеющим рабочую камеру, соединенную линией командного давления с напорным участком радиаторной магистрали, которая сообщена на входе с участком магистрали подкачки топлива перед обратным клапаном совместно с линией питания двигательного насоса приводного топлива. Эта система является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком этой системы является то, что она не обеспечивает надежного заполнения трубопроводов подвода топлива к двигателю в случае, когда уровень топлива в расходном баке оказывается ниже уровня установки двигателя, а также заполнения трубопровода двигательного насоса приводного топлива при применении гидротурбоприводных подкачивающих насосов и при верхнем расположении коробки приводов агрегатов, что снижает надежность работы системы в целом. Целью изобретения является повышение надежности работы пусковой системы путем обеспечения своевременного заполнения магистралей системы топливом. Это достигается тем, что у пусковой системы силовой установки, содержащей блок управления, установленный в расходном баке электроприводной насос, подключенный к участку магистрали подкачки топлива за обратным клапаном совместно с выходным участком радиаторной магистрали со сливным клапаном, имеющим рабочую камеру, соединенную линией командного давления с напорным участком радиаторной магистрали, которая сообщена на входе с участком магистрали подкачки топлива перед обратным клапаном совместно с линией питания двигательного насоса приводного топлива, в расходном баке установлены заполнительные струйный и электроприводные насосы и система снабжена заливными линиями и дополнительными обратными клапанами, причем выход одного из заполнительных электроприводных насосов соединен с линией питания двигательного насоса приводного топлива на ее участке за обратным клапаном, выход другого заполнительного электроприводного насоса соединен с соплом струйного заполнительного насоса и линией командного давления сливного клапана радиаторной магистрали, а выход струйного насоса с заливной линией, подключенной к участку магистрали подкачки топлива перед обратным клапаном. На чертеже показана пpедлагаемая система. Система содержит расходный бак 1, магистраль подкачки 2 с обратным клапаном 3, бачок-аккумулятор 4 и гидротурбоприводной подкачивающий насос 5 с обратным клапаном 6 и дренажным трубопроводом 7. В баке 1 установлены электроприводные насосы: радиаторный 8, заполнительные 9 и 10, пусковой 11, а также струйный заполнительный насос 12 с обратным клапаном 13, подключенный к магистрали подкачки 2 за обратным клапаном 6. К магистрали подкачки 2 подсоединен трубопровод всасывания 14 двигательного насоса приводного топлива 15 с обратным клапаном 16 и линией нагнетания приводного топлива 17 с дренажным трубопроводом 18. Пусковой электроприводной насос 11 соединен трубопроводом пускового топлива 19 с магистралью подкачки 2 за обратным клапаном 3. Заполнительный электроприводной насос 10 соединен заливным трубопроводом 20 через обратный клапан 21 с всасывающим трубопроводом 14 за обратным клапаном 16. Заполнительный электроприводной насос 9 соединен трубопроводом 22 со струйным заполнительным насосом 12. Радиаторный электроприводной насос 8 соединен линией всасывания 23 с магистралью подкачки 2 за обратным клапаном 6, а напорный 24 и выходной 25 участки радиаторной магистрали через радиатор 26 и сливной клапан 27 подсоединены к магистрали подкачки 2 за обратным клапаном 3. Рабочая камера сливного клапана 27 соединена линией командного давления 28 через обратные клапаны 29 с трубопроводом 22 насоса 9 и напорным участком радиаторной магистрали. На линии командного давления 28 установлен сливной дроссель 30. Заполнительные электроприводные насосы 9, 10 и пусковой электроприводной насос 11 соединены электроцепью 31 с блоком управления запуском 32, который соединен с кнопкой запуска 33. Работает пусковая система следующим образом. После заправки баков, в том числе и расходного бака 1, топливом при верхнем расположении коробки приводов агрегатов недостаточно надежно заполняются топливом магистраль подкачки 2, трубопровод всасывания 14, линия нагнетания 17 и двигательный насос 15, что затрудняет запуск двигателя и может вызывать гидроудар в линии нагнетания 17. Для повышения надежности запуска и устранения гидроударов перед запуском необходимо произвести надежное заполнение указанных трубопроводов насоса топливом. Для этой цели при нажатии кнопки запуска 33 через блок управления запуска 32 по электроцепям 31 включаются заполнительные насосы 9,10 и пусковой насос 11. Пусковой насос 11 забирает топливо из бака и подает в магистраль подкачки 2 за обратным клапаном 3 и создает необходимое давление топлива на входе в двигатель и турбостартер. Заполнительный насос 10 забирает топливо из бака, через обратный клапан 21 по заливному трубопроводу 20 подает топливо в трубопровод всасывания 14, двигательный насос 15 и вытесняет воздух из полости трубопровода и насоса через дренажный трубопровод 18 на линии нагнетания 17. Обратный клапан 16 препятствует сливу топлива из трубопровода 14 в магистраль подкачки 2. Заполнительный насос 9 забирает топливо из бака и подает его по трубопроводу 22 на сопло струйного заполнительного насоса 12, и струйный насос, забирая топливо из бака, подает его через обратный клапан 13 в магистраль подкачки 2 и вытесняет воздух из магистрали через дренажный трубопровод 7. Обратный клапан 6 препятствует вытеканию заливаемого топлива в бак. Одновременно с подачей топлива в сопло насоса 12 давление топлива поступает от насоса 9 через обратный клапан 29 в линию командного давления и далее в рабочую полость cливного клапана 27 и частично сливается через дроссель 30. Под давлением командного топлива поршень рабочей полости перемещается вправо и, преодолевая силу пружины, закрывает клапан 27, чем препятствует утечке пускового топлива через сливной клапан 27 в бак. После достижения двигателем минимального устойчивого числа оборотов происходит отключение электроприводных насосов, но в это время начинает работать двигательный насос приводного топлива 15 и соединенный с ним линией напорного топлива 17 гидротурбоприводной подкачивающий насос 5, который и обеспечивает создание необходимого давления на входах в двигатель и в двигательный подкачивающий насос. В связи с отключением электроприводных насосов 90,10 и 11 падает давление в линии командного топлива 28 за счет стравливания топлива через дроссель 30 и происходит открытие сливного клапана 27. Одновременно с выходом двигателя на минимальные обороты происходит включение радиаторного насоса 8, который забирает топливо из магистрали подкачки 2 по трубопроводу 23 и подает топливо в напорный участок 24, радиатор 26 и выходной участок 25, сливной клапан 27, в магистраль подкачки за обратным клапаном 3. Давление топлива от насоса 8 через обратный клапан 29 поступает в линию командного топлива 28 и в рабочую полость сливного клапана 27 и, закрывая его, препятствует сливу топлива из радиаторной магистрали 25 и магистрали подкачки 2 в бак 1. После выключения двигателя из-за верхнего расположения коробки приводов агрегатов может происходить частичное опорожнение верхних точек трубопроводов 2,14,17 и внутренних полостей насоса 15. При повторном запуске 07 кнопки 33 включаются насосы 9,10, 11 и процесс повторяется. Использование изобретения сокращает время запуска, улучшает условия запуска и повышает ресурс топливной системы.

Формула изобретения

ПУСКОВАЯ СИСТЕМА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, содержащая блок управления, установленный в расходном баке электроприводной насос, подключенный к участку магистрали подключки топлива за обратным клапаном совместно с выходным участком радиаторной магистрали со сливным клапаном, имеющим рабочую камеру, соединенную линией командного давления с напорным участком радиаторной магистрали, которая сообщена на входе с участком магистрали подкачки топлива, перед обратным клапаном совместно с линией питания двигательного насоса приводного топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения своевременного заполнения магистралей системы топливом, в расходном баке установлены заполнительные струйные и электроприводные насосы и система снабжена заливными линиями и дополнительными обратными клапанами, причем выход одного из заполнительных электроприводных насосов соединен с линией питания двигательного насоса приводного топлива на ее участке за обратным клапаном, выход другого заполнительного электроприводного насоса соединен с соплом струйного заполнительного насоса и линией командного давления сливного клапана радиаторной магистрали, а выход струйного насоса с заливной линией, подключенной к участку магистрали полкачки топлива перед обратным клапаном.

РИСУНКИ

Рисунок 1

PD4A - Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 12-1999

(73) Новое наименование патентообладателя:Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого"

Извещение опубликовано: 27.04.1999