Привод дополнительного моста транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРИВОД ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, снабженного навесной, агрегатируемой системой , содержащий межмостовой и два межколесных дифференциала, кинематически связанные со вторичным валом коробки передач, и гидронасос - тормоз С: системой управления, включающей гидрораспределитель с электромагнитом н датчик крюковой нагрузки, электрически через усилитель связанный с электромагнитом гидрораспределителя, отличающийся тем, что, с целью повышения тягового коэффициента полезного действия и снижения общего буксования мащины, он снабжей сумматором и блок-фильтром, последовательно установленными в цепи связи электромагнита распределителя с усилителем, и датчиком вертикальной нагрузки, размещенным на переднем мосту и связанным с датчиком крюковой нагрузки и через дополнительный усилитель с сумматором. (Л СО to 00 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (11) З(Я1 В 60 К 17/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н ASTOPCHCNIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3600633/27-11 (22) 03.06.83 (46) 15.09.84. Бюл. № 34 (72) IO. Е. Атаманов, В. В. Гуськов, А. Б. Бруек и Е. А. Романчик (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.1! 3-587(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 448973; кл. В 60 К 17/34, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР № 90!095, кл. В 60 К 17/34, 1980 (прототип). (54) (57) ПРИВОД ДОПОЛНИТЕЛЪНОГО
МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, снабженного навесной, агрегатируемой системой, содержащий межмостовой и два межколесных дифференциала, кинематически связанные со вторичным валом коробки передач, и гидронасос — тормоз с: системой управления, включающей гидрораспределитель с электромагнитом и датчик крюковой нагрузки, электрически через усилитель связанный с электромагнитом гидрораспределителя, отличающийся тем, что, с целью повышения тягового коэффициента полезного действия и снижения общего буксования машины, он снабжей сумматором и блок-фильтром, последовательно установленными в цепи связи электромагнита распределителя с усилителем, и датчиком вертикальной нагрузки, размещенным на переднем мосту и связанным с датчиком крюковой нагрузки и через дополнительный усилитель с сумматором.
11! 3288
1О!
55 Изобретение относится к транспортному машиностроению и прелназначено лля использования в трансмиссиях колесных машин.
Известен привод дополнительного моста транспортного средства, снабженного навесной агрегатируемой системой, содержащий межмостовой и два межколесных дифференциала, кинематически связанные со вторичным валом коробки передач, и гидронасос — тормоз с золотниковым регуля тором потока (lj.
Однако для известного привода характерны увеличение общего буксования и снижение тягового коэффициента полезного лействия тра нспортного срелства вследствие невозможности регулирования соотношения между окружными скоростями колес ск.иовного и лополнительного МосТоВ в случае изменения их радиусов качения в зависимости от величины и направления крюковой нагрузки.
Известен также привод дополйительного. моста транспортного срелства, снабженного навесной агрегатируемой системой, солержащий межмостовой и два межколесных дифференциала, кинематически связанные со вторичным валом коробки перелаЧ, и гидронасос — тормоз с системой упра» вления, включающей гидрораспределитель с электромагнитом и датчик крюковой нагрузки, электрически через усилитель связанный с электромагнитом гидрораспределителя (2(. . В случае работы транспортного средства с сельскОхозяйственными машинами, навешенными на переднюю навеску, при огсутствии крюковой нагрузки невозможно регулировать распределение крутящих момен тов между мостами. Кроме того, в прото тиге колебания крюковой нагрузки, кото рые неизбежны в процессе эксплуатации, передаются на электромагнит гидрораспределителя в неизменном виде, что приводит к- нежелательному частому срабатыванию исполнительных органов, в особенности на поворотах, и снижению долговечности транс. миссии. Кроме того, в известной конструкции не учитывается влияние направления крюкового усилия по отношению к горизонтальной поверхности, которое вызывает дополнительное перераспределение нагрузки по мостам.
Цель изобретения — повышение тягового коэффициента полезного действия и снижение общего буксования машины, Поставленная цель достигается тем, чта привод дополнительного моста транспортного средства, снабженного навесной, агрега тируемой системой, содержащий межмостовой и два межколесных дифференциала, ки не мати чески связанные со вторичнымвалом коробки передач, и гидронасос тормоз с системой управления, включающей гилрораспрелелитель с электромагнитом и датчик крюковой нагрузки, электрически через усилитель связанный с электромагнитом t идрораспределителя, снабжен сумматором и блок-фильтром, послелователь.но установленными в цепи связи электромагнита распределителя с усилителем, и дат чиком вертикальной нагрузки, размещенным на перелнем мосту и связанным с датчикомкрюковой нагрузки и через дополнительный усилитель с сумматором.
На чертеже показана кинематическая схема привода дополнительного моста транспортного средства.
К корпусу коробки передач присоединен межмостовой дифференциал с корпусом 2 в виде планетарного редуктора привода дополнительного моста, содержащего солнечную шестерню 3, соединенную при помощи шестерен s4 и 5 со вторичным валом 6 коробки передач, связанным с ведущей шестерней главной передачи основного ведущего моста 7 с дифференциалом посредством карданной передачи 8, коронную шестерню 9, соединенную с валом 10 привода гидронасоса l тормоза посредством шестерен 12 и 13, и водило 4, соединенное с ведущей шестерней 15 главной передачи дополнительного мора 16 посредством вала 17 и карданной передачи 18, К корпусу основного ведущего мос- . та 7 крепится навесная система 19, в которой между гндрокрюком 20 установлен датчик крюковой нагрузки 2!. электрически связанный через усилитель 22 с источником питания 23 и через сумматор 24 и блокфильтр 25 и электромагнит 26, содержащий сердечник 27, с золотником 28 регулятора
29 потока гидротормоза. Гидронасос 1! тормоза соединен напорной 30 и всасывающей
3! гидролиниями через золотник реверса
32 с гилроба ком 33. На переднем мосту
16 установлен датчик вертикальной нагрузки 34, электрически связанный через дополнительный усилитель 35 с источником питания 23 и через сумматор 24 и блок-фильтр
25 и электромагнит 26 с сердечником 27 с золотником 28 регулятора потока гидротормоза в виде гидрораспределителя.
Привод работает следующим образом.
В процессе эксплуатации транспортного средства возможны различные варианты агрегатирова ния сельскохозяйственных машин: сельскохозяйственная машина только на передней навеске, работа только с крюковой нагрузкой, работа с крюковой нагрузкой и сельскохозяйственной машиной на передней навеске, работа с крюковой нагрузкой сельскохозяйственной машиной на передней и задней навесках.
При работе тра нспортного средства с крюковой нагрузкой в тяговом режиме пройсходит перераспределение вертикальных реакций на колесах мостов в сторону увеличения их на основном мосту 7 и уменьше-. йия на дополнительном мосту 16. Это при водит к увеличению крутящих моментов
1113288
Составитель С. Панкратов
Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес > Корректор А. Обручар
Заказ 6! 42/)5 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
I !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатенгэ. г. Ужгород, ул. Проектная, 4 на колесах основного моста н уменьшенню нх на дополннтельном. Прн торможении характер распределения моментов имеет обратную картину. Для нзменення соотношення крутящих моментов между мостами используется способность механической части планетарного дифференциала изменять свое передаточное число пропорцнонально изменению частоты вращения каронной шестерни 9, что осуществляется за счет подтормажнвання последней гндронасосом
ll тормоза. В этом случае мощность двнгателя машины подводится к шестерне 5 вторнчного вала б коробки передач солнечной шестерни 3, где делнтся на два потока.
Один поток направляется и водилу 14 и далее через карданную передачу 18, ведущую шестерню 15 главной передачи днффереяцнала дополнительного моста 16 к колесам моста. Второй поток направляется через коронную шестерню 9 на привод насоса !1 тормоза. Гндронасос 11, вращаясь, засасывает рабочую жидкость нз гидробака 33 н подает ее через золотник реверса
32 по напорной гндролнннн 30 к регулятору
29 потока, который прн постоянном положенян золотника 28 задает постоянный расход жидкости на сливе. Прн этом гндронасос 11 н соеднненная с его валом шестерня 13 вращаются с постоянной частотой, определяемой расходом, задаваемым регулятором потока, а соотношение между моментами на колесах ведущих мостов определяется положением золотника 28. Одновременно нзменег/ие нагрузки на гндрокрюке 20 и на переднем мосту 16 вызывает появление на тензодатчнках 2! н 34 электрнческнх сигналов, пропорциональных величине н направлению нагрузкн. Сигнал усв/аивается в усилителях 22 н 35 н подается на сумматор 24, а затем через блок-фильтр
25, позволяющнй получить сигнал, сглаз нныв по амплитуде (без дн намнчесi забросов), нсключая тем самым появление нежелательных частых включений я выключеннй нснолннтельных органов, передается на электромагннтное реле 26 с сердечником 27, связанным с золотником
28 регулятора потока гидротормоза. Прн положительной крюковой нагрузке (тяговый режим) сердечник 27, передвигаясь, приоткрывает золотник 28 н замедляет вращенне водила 14 н связанного с ннм карданного вала. Прн отрицательной крюковой нагрузке (тормозной режим) сердечник 27 закрывает золотник 28 я земедляет
10 вращение коронной шестерни 9, вплоть до ее полной остановкн. Прн этом обороты воднла 14 н связанного с ннм карданного вала возрастают.
Прн работе транспортного средства с сельскохозяйственным орудием только на передней навеске н без крюкового усилия на тензодатчнках 34 дополнительного моста 16 появляется электрический сигнал, который; как н в опнсанном случае, передается на электромагнитное реле 26 с сердечннком 27, связанным с золотником 28 регулятора потока гндротормоза, н вызывает перераспределение крутящего момента по колесам основного н дополнительного мостов.
25 Таким образом, установка датчика вертккальной нагрузки нч дополнительном мосту тра нспортного средства позволяет производить регулнрованне распределення крутящих моментов между мостами в случае работы его с сел ьскохозяйственнымн машинами, навешенными на переднюю навеску при отсутствии крюковой нагрузкн.
Кроме того, электрнческнй снгнал, снимае. мой с.тензодатчнков передается на электромагннт гндрораспределнтеля без дннамв, ческнх забросов (сглаженный), предотвращая тем самым нежелательное частое срабатыванне исполнительных органов., Изме ненне соотношения крутящих моментов между мостами транспортного средства повышает тяговый коэффициент полез.ного действия н снижает его буксование на ,3-5о/ а