Пневматический привод тормозов колес балансирной тележки транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ШЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ КОЛЕС БАЛАНСИРНОЙ ТЕЛЕЖЩ ТРАНС-ПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий раздельные бортовые тормозные контуры, в каждом КЗ которых между, задней и передней тормозными камерами встроен растормаживающий электромагнитный клапан, а на участке каждого тормоз/ного контура, подключенном к управляемому педалью тормозному крану, установлен отсекающий электромагнитный клапан, при этом в злектри-, ческих цепях, связывающих обмотки отсечных электромагнитных клапанов с источником питания, установлены командные блоки, соединенные с индикаторами останова передних колес, а в аналогичных цепях для растормаживающих электромагнитных клапанов командные блоки, соединенные с индикаторами останова задних колес, отличающийся тем, что, с целью повьппения эффективности торможения, в каждом тормозном контуре между передней и задней тормозными камерами установлен дроссель одностороннего действия, обеспечивающий задержку нарастания давления в задней тормозной камере, в указанные электрические цепи встроен управляегв .1й педалью выключатель, а подвижные элементы отсекающих электромагнитных клапанов оборудованы контактами, обеспечивающими при срабатывании указанных клапанов подключение их обмоток к источнику питания посредством дополнительных электрических цепей.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПИЬЛИН

Зад В 60 Т 8/02

ОПИСАНИЕ ИЭОБРКТКНия

Н ABTOPCKOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТБУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3546413/2?-11 (22) 02.02.83 (46) 30.10.84. Бюл.1г - 40 (72) Г.П.Грибко, В.10.Сидоренко, Е.А.Романчик, В.П.Бойков и В.В.Гуськов (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-59(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 854781, кл. В 60 Т 8/02, 1981 (прототип). (54)(57) ?БЕВИАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТОРМОЗОВ КОЛЕС БАЛАНСИРНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий раздельные бортовые тормозные контуры, в каждом из которых между задней и передней тормозными камерами встроен растормаживающий электромагнитный клапан, а на участке каждого тормоз ного контура, подключенном к управляемому педалью тормозному крану, установлен отсекающий электромагнитный клапан, при этом в электри-.

„„SU„„1 I 21165 A ческих цепях, связывающих обмотки отсечных электромагнитных клапанов с источником питания, установлены командные блоки, соединенные с индикаторами останова передних колес, а в аналогичных цепях для растормаживающих электромагнитных клапанов командные блоки, соединенные с индикаторами останова задних колес, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, в каждом тормозном контуре между передней и задней тормозными камерами установлен дроссель одностороннего действия, обеспечивающий задержку нарастания давления в задней тормозной камере, в указанные электрические цепи встроен управляемый педалью выключатель, а подвижные элементы отсекающих электромагнитных клапанов оборудованы контактами, обеспечивающими при срабатывании указанных клапанов подключение их обмоток к источнику питания посредством дополнительных электрических цепей.

1121!65

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к противоблокировочным тормозным систе мам, позволяющим повысить устойчивость транспортного средства при 5 торможении за счет устранения юза колес.

Наиболее близким к предлагаемому является пневматический привод тормозов колес балансирной тележки транспортного средства, содержащий раздельные бортовые тормозные контуры, в каждом из которых между задней и передней тормозными каме рами встроен растормаживающий элек-;. тромагнитный клапан, а на участке каждого тормозного контура, подклю-! ченном к управляемому педалью тормозному крану, установлен отсекающий электромагнитный клапан, при этом в электрических цепях, связываюи!их обмотки отсечных электромагнитных клапанов с источником питания, установлены командные блоки, соединенные с индикаторами останова 25 передних колес, а в аналогичных цепях для растормаживающих электромагнитных клапанов — командные блоки, соединенные с индикаторами останова задних колес Гl 1.

Указанный тормозной привод характеризуется недостаточной эффективностью из-эа того, что при движении автомобиля в тормозном режиме передние колеса балансирных тележек находятся в заблокированном состоянии до его полной остановки, и, таким образом, за счет постоянного юза передних колес, автомобиль имеет большой тормозной путь, что может привести к возникновению

40 аварийной ситуации.

Целью изобретения является повышение эффективности торможения.

Указанная цель. достигается тем, что в пневматическом приводе тормозов в. каждом тормозном контуре между передней и задней тормозными камерами установлен дроссель одностороннего действия, обеспечивающий задержку нарастания давления в задней тормозной камере, в указаные электрические цепи встроен управляемый педалью выключатель, а- подвижные элементы отсекающих электромагнитных клапанов оборудованы контактами, обеспечивающими при срабатывании указанных клапанов подключение их обмоток к источнику питания посредством дополнительных электрических цепей.

На чертеже изображена блок-схема пневматического привода тормозов.

Привод содержит тормозной кран 1, приводимый в действие педалью 2, выключатель 3 цепей командных блоков, датчики 4 и 5 останова.колес балансирной тележки, подключенные к командным блокам, включающим в себя индикаторы 6 и 7 останова и усилители 8 и 9 мощности, а также отсекающие клапаны 10, установленные между тормозными камерами 11 и 12 одного борта ° На штоках отсекающих клапанов 10 выполнены контакты .

13, связанные с аккумуляторной батареей 14 транспортного средства.

Кроме того, привод содержит растормаживающие клапаны 15. Причем датчик

4 останова первого по ходу движения транспортного средства колеса 16 балансирной тележки данного борта подключен через индикатор 6 останова и усилитель 8 мощности к отсекающему клапану !О данного борта, а датчик 5 останова второго колеса

l7 балансирной тележки подключен через второй индикатор 7 останова и усилитель 9 мощности к растормаживающему клапану 15. Кроме того, в магистрали каждого борта, которая связывает растормаживаюший клапан

15 с тормозной камерой 12 заднего по ходу движения транспортного средства колеса 17 установлен дроссель

18 одностороннего действия.

Привод работает следующим образом.

При движении без торможений выключатель 3 находится в положении

"Выключено", цепи командных блоков и контакты 13 разомкнуты, тормозные камеры Il и 12 колес балансирной тележки через тормозной кран 1 сообщаются с атмосферой, т.е. колеса 16 и 17 транспортного средства расторможены.

При аварийном торможении (т.е, при торможении до полной остановки транспортного средства) водитель действует на тормозную педаль 2, которая приводит выключатель 3 в положение "Ьключено", замыкая таким образом цени командных блоков, и одновременно. открывает тормозной кран 1. Рабочее тело, например сжатый воздух, от источника дав112

3 ления через тормозной кран I поступает в тормозные камеры 11 и 12 колес !6 и 17 балансирной тележки транспортного средства. Первым блокируется колесо 16 tBK KBK в тор5 мозной камере 12 колеса 17 давление рабочего тела нарастает с запаздыванием за счет эффекта дросселирования рабочего тела, поступающего в тормозную камеру 12 через дроссель 18 одностороннего действия. Блокирование колеса 16 вызывает срабатывание установленного на нем датчика 4 останова, который связан с индикатором 6 останова. При срабатывании индикатора 6 осталова сформированная посредством усилителя мощности

8 команда поступает на отсекающий клапан 10, Поскольку клапан 10 установлен между тормозными камерами

11 и I2;r тормозным краном 1, то .его срабатывание приводит к отсоединению тормозных камер 11 и l2 колес данного борта от тормозного крана 1, что ограничивает дальнейший рост давления рабочего тела. Одновременно со срабатыванием отсекающего электромагнитного клапана 10 замыкается контакт 13, расположенный на штоке клапана 10. В момент

30 срабатвания отсекающего электромагнитного клапана 10 давление рабочей среды в тормозной камере 12 будет меньшим, чем в тормозной камере 11 за счет работы одностороннего дросселя 18 и колесо 17 останется незаблокированным. После срабатывания отсекающего электромагнитного клапана !О давление рабочего тела в тормозных камерах ll и 12 перераспределится следующим образом: в тор- 40 мозной камере 11 переднего по ходу движения транспортного средства колеса 16 давление рабочего тела уменьшится на некоторую величину, а в тормозной камере l2 заднего по ходу 45 движения транспортного средства колеса 17 увеличится на некоторую величину, и давление в обеих камерах

11 и 12 станут одинаковыми, При этом сила, действующая на тормозной меха- 50 низм переднего колеса 16 балансирной тележки, уменьшится и колесо разблокируется, а силd действующая на тормозной механизм заднего колеса !7 балансирной тележки, увеличится и 55 станет равной силе, действующей на тормозной механизм колеса 16, Таким образом, оба колеса 16 и !7

I!65 4 балансирной тележки окажутся на грани юза. При разблокировке переднего колеса 16 балансирной тележкисрабатывает установленный на нем датчик 4 останова, связанный с ним индикатором 6 останова и усилитель мощности 8, но отсекающий клапан 10 остается в запертом положении под действием электрического сигнала, поступающего от источника питания электроэнергией 14 (аккумуляторной батареи) транспортного средства через контакт 13, ограничивая дальнейший рост давления рабочего тела, и позволяет осуществлять торможение обоих колес балансирной тележки на грани юза, до полной остановки траспортного средства. При остановке транспортного средства водитель прекращает воздействие на тормозную педаль 2, выключатель 3 переводится в положение "Выключено, размыкая тем самым цепь командного блока, и отсекающий электромагнитный клапан переводится в открытое положение, связывая тормозные камеры

ll и 12 через тормозной кран 1 с атмосферой. Таким образом осуществляется полное растормаживание колес 16 и 17 балансирной тележки транспортного средства.

При смещении транспортного средства в процессе торможения на поверхность с меньшими сцепными свойствами наступает блокирование обоих колес 16 и 17. Это вызывает срабатывание датчика 5 останова колеса 17, который связан с индикатором 7 останова. При срабатывании индикатора 7 останова сформулированная посредством усилителя мощности 9 команда поступает на растормаживающий клапан 15 ° Поскольку он установлен в полостях тормозных камер 11 и 12, то его срабатывание приводит к падению рабочего тела в тормозных камерах 11 и 12 колес данного борта и растормаживанию этих колес.

При растормаживании колеса 16 и 17 начинают разгон, что приводит к срабатыванию датчика 5 останова, связанного с ним индикатора 7 останова, усилителя 9 мощности и выключению растормаживающего клапана

15, что способствует ограничению дальнейшего снижения давления рабочего тела в тормозных камерах и торможению обоих колес 16 и 17 ба1121165 лансирной тележки транспортного средства на грани юэа.

При служебном торможении водитель воздействует на тормозную педаль 2, которая переводит выключатель 3 в положение Включено" замыкая таким образод цепи командных блоков, и одновременно открывает тормозной кран

1. Рабочее тело от источника давления через тормозной кран 1 поступает в тормозные камеры ll и 12 колес 16 и 17 балансирной тележки транспортного средства. Осуществляется притормаживание колес 16 и 17 балансирной тележки транспортного средства. После совершения служебного торможения водитель прекращает воздействие на тормозную педаль 2, которая переводит выключатель 3 в положение "Выключено",размыкая таким образом цепи командных блоков, и одновременно закрывает тормозной кран I, Рабочее тело из тормозных камер ll и 12 поступает через тормозной кран 1 в атмосферу. Осущест. вляется растормаживание колес 16 и 17 ° и транспортное средство способно продолжать дальнейшее движение с полностью расторможенными колесамиа 30

Колеса балансирной тележки другого борта транспортного средства затормаживаются и растормаживаются аналогично.

Конструктивно возможны два варианта размещения дросселя одностороннего действия: перед входом в тормозную

1 камеру переднего по ходу движения транспортного средства колеса баансирной тележки или перед входом в тормозную камеру заднего по ходу движения колеса. Работа системы в обоих случаях аналогична. В качестве примера на чертеже представлена блок-схема пневматического привода тормозов колес балансирной тележки транспортного средства по второму варианту установки.

Повышение эффективности и устойчивости торможения транспортного средства с данным приводом осу ществляется sa счет торможения на грани юза колес обеих осей задней балансирной тележки. Кроме того, при использовании данного привода отпадает необходимость пременения тормоз-. ных камер разного типоразмера (с раэ" ной эффективной йлощадью диафрагмы), что упрощает производство.

1121165 щПяШИ Закаэ 7873/l2 Тираж 656 - Подписное

Филиал ИИБ "Патеит", з. Ужгород, улЛроектиая,4