Устройство для управления работой судового двигателя и гребного винта регулируемого шага

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГРЕБНОГО ВИНТА РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА, содержащее блок задания оборотов, следящую систему их задания, выход которой соединен с входом задатчика регулятора числа оборотов, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности плавного изменения мощности двигателя и скорости судна при работе двигателя на границе зоны критических оборотов и быстром ее прохождении, оно выполнено с тремя компараторами, блоком нелинейности, коммутатором, блоком деления, тремя блоками уставок оборотов и регулятором мощности судового двигателя, причем выход блока задания оборотов соединен с первыми входами всех ко1Цпараторов, с вторыми входами которых соединены выходы блоков уставок оборотов, входы коммутатора соединены с выходами всех компараторов, выходом блока задания оборотов и выходами первого и второго блоков уставок оборотов, а выход коммутатора соединен с входом следящей системы задания оборотов и пер-иым входом блока деления, второй вход которого соединен с выходом блока нелинейности, вход которого соединен с выходом блока задания оборотов , а выход блока деления соединен с входом регулятора мощности судо ,вого , двигателя. ECJf } .лг 1г

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g, G 05 D 13/66

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3575930/27-11 (22) 06.04.83 (46) 07.12.84.Бюл. 45 (72) М.М.Пупырев и Я.И.Фридман (53) 629.06-52.621 ° 436,038.8 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

1I 427153, кл. F Ol В 25/06, 24.01.82. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

РАВ0Т0Н СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГРЕБНОГО ВИНТА РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА, содержащее блок задания оборотов, следящую систему их задания, выход которой соединен с входом задатчика регулятора числа оборотов, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности плавного изменения мощности двигателя и скорости судна при работе двигателя на границе зоны критических оборотов и быстром ее прохождении, оно выпол„SU„„1128227 A. нено с тремя компараторами, блоком нелинейности. коммутатором, блоком деления, тремя блоками уставок оборотов и регулятором мощности судового двигателя, причем выход блока задания. оборотов соединен с первыми . входами всех компараторов, с вторыми входами которых соединены выходы блоков уставок оборотов, входы коммутатора соединены с выходами всех компараторов, выходом блбка задания оборотов и выходами первого и второго блоков уставок оборотов, а выход коммутатора соединен с входом следящей системы задания оборотов и первым входом блока деления, второй вход которого соецинен с выходом блока нелинейности, вход которого соединен с выходом блока задания оборотов, а выход блока деления соединен с входом регулятора мощности судо,вого, двигателя, 1128227

Изобретение относится к автомати.-зации судовых энергетических устаI новок, в частности к устройствам управления частотой вращения вала двигателя и шагом винта регулируемого шага (ВРШ), и может быть использовано в системах дистанционного авто» матизированного управления главными судовыми двигателями с ВРШ.

Известно устройство для управле- 10 ния работой судового двигателя и гребного ВРШ, содержащее блок задания оборотов, следящую систему их задания, выход которого соединен с входом задатчика регулятора числа f5 оборотов $1 J.

Однако известное устройство исключает работу двигателя в зоне критических оборотов прн установке рукоятки задания в критическую зону, Цель изобретения — обеспечение воэможности плавного изменения мощности двигателя и скорости судна при работе двигателя на границе зоны критических оборотов и быстром ее прохождении.

Укаэанная цель достигается тем, что устройство для управления рабо- Зо той судового двигателя и гребного винта регулируемого шага, содержащее блок задания оборотов, следящую систему их задания, выход которой соединен с входом задатчика регуля- 35 тора числа оборотов, выполнено с тремя компараторами, блоком нелинейности, коммутатором, блоком деления, тремя блоками уставок оборотов и регулятором мощности судового двигате- 40 ля, причем выход блока задания оборотов соединен с первы1.и входами всех компараторов, с вторыми входами которых соединены выходы блоков уставок оборотов, входы коммутатора сое- 45 динены с выходами всех компараторов, выходом блока задания оборотов и выходами первого и второго блоков уставок оборотов, а выход коммутатора соединен с входом следящей сис- 50 темы задания оборотов и первым входом блока деления, второй вход которого соединен с выходом блока нелинейности, вход которого соединен с выходом блока задания оборотов, а 55 выход блока деления соединен с входом регулятора мощности судового двигателя.

На чертеже показана схема устройства управления комплексом двигатель ВРШ.

Устройство содержит. три компаратора 1-3, формирующие единичные сигналы 0 ь и с. соответственно при п з> п n3 > па» пз п» где и» 3 заданная частота вращения вала двигателя, nn — промежуточная частота вращения вала двигателя, блок 4 нелинейности, формирующий сигнал о заданной мощности двигателя по сигналу заданной частоты нращения . 11 = 4(n)» коммутатор 5, на выход которого подключаются значения заданной частоты вращения или уставки п „и и в зависимости от сигналов а, в и с в соответствии,с таблицей, следящую систему 6, задатчик 7 регулятора оборотов, блок 8 деления, вырабатывающий сигнал о величине заданного момента посредством решения уравнеН ния M = †â€, где Н вЂ” мощность двиФ гателя, а M — момент на валу двигателя, регулятор 8 мощности, блок 10 задания оборотов, три блока 11 — 13 уставок п1 " n „.

Элементы устройства соединены следующим образом.

Выход блока 10 задания соединен с первыми входами первого, второго и третьего компараторов 1-3, с вторыми входами которых соединены выходы блоков 11-13 уставок. Входы коммутатора 5 соединены с .выходами компараторов 1-3, выходом блока 10 задания и выходами первого и второго блоков 11 и 12 уставок, а выход коммутатора 5 — с входом следящей системы 6 и первым входом блока 8 деления, второй вход которого .соединен с выходом блока 4 нелинейности, вход которого соединен с выходом блока 10 задания. Выход следящей системы 6 соединен с входом задатчика 7 регулятора оборотов, а выход блока 8 деления с входом регулятора мощности, управляющего шагом ВРШ.

Устройство работает следующим образом.

Компараторы 1-3 сравнивают величину задания частоты вращения вала от блока 10 задания с уставками границ. зоны критических оборотов и с уставкой промежуточного значения оборотов, формируемыми блоками 11-13.

Выход п4

Значение сигналов

Условие а 1 b 1 с

Ъ ь и i пз > и о З

0 а и.

0 составитель В.Жернов

Редактор Р.Цицика Техред М.Кузьма Корректор 11. Король

Заказ 9029/35 Тираж 84! . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская : наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óàãîðoä, ул.Проектная, 4

It и

3 1

Выходы компараторов устанавливаются с состояния "0" и "1" в соответствии с величиной n . Условия, по которым компараторй 1-3 формируют единичные сигналы, соответствуют п ) и, и > и, и ) и ° з

Если задание лежит вне зоны, коммутатор 5 подключает к входу следящей системы 6 и блока 8 деления сигнал, соответствующий заданным оборотам, если задание лежит в soне критических оборотов - уставку п1 или и в соответствии с таблйцей. Блок 4 нелинейности формирует сигнал, соответствующий заданной мощности, который йоступает на блок 8 деления, формирующий сиг1 нал заданного. момента на валу.

Сигнал с выхода следящей системы 6 поступает на вход задатчика 7 регу" лятора оборотов, а сигнал с блока

128227 4 деления является задающим сигналом для регулятора 9 мощности.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет задавать любую мощность двигателя и скорость судна в ВРШ и в то же время автоматически исключить длительную работу двигателя в зоне критических оборотов.

1р Изобретение может найти применение при автоматизации различных технологических процессов и, прежде все1 го, при автоматизации судовых технических средств.

Изобретение обеспечивает возмож.ность плавного изменения мощности ! дизеля и скорости хода судна при работе двигателя на границе эоны кри2О тических оборотов и ее быстром прохождении.