Устройство для оценки устойчивости транспортного средства при торможении
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТОРМОЖЕНИИ, содержащее датчики угловых скоростей колес, отличающееся тем, что, с целью повышения точности оценки устойчивости транспортного средства при торможении, оно снабжено компараторами , количество которых соответствует количеству датчиков угловых скорое тей колес, схемами И по количеству осей, временными селекторами, дешифратором , блоками индикации устойчивого и неустойчивоготорможения и блоком установки нуля, причем выходы датчиков угловых скоростей колес соединены с входами соответствующих компараторов, выходы которых попарно подключены к входам схем И, выходы которых связаны с входами временного селектора, выход которого через дешифратор соединен с блоками индикации устойчивого и неустойчивого торможения , кроме зтого, для/)существления сброса предыдущей информации выход блока установки нуля соединен с шиной сброса временного селектора. 2. Устройство по п.1, отличающее ся тем, что временной селектор включает в себя две схемы И, два триггера и два блока задержки , причем одни из входов схем И представляют собой входы временного селектора, выход каждой схемы И связан с входом соответствукядего триггера , один из выходов каждого тригОд О) гера подключен к дешифратору, а другой выход - через соответствующую схему задержки к второму входу дру ;о гой схемы И, :D САЭ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
Ю Р М
РЕСПУБЛИН
4 (51) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3448206/27-11 (22) 07.06.82 (46) 30.01.85. Бюл. У 4 (72) Н. Рашидов, В.А. Топалиди, А.Ю.Мартышин, А.А.Костянов, С.Л.Белан и А.М.Подусов (71) Среднеазиатский ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (53) 629.113-59(088.8) (56) 1. Габитов Н.Ш. Устройство для встроенного диагностирования тормозов аьтомобилей. - В кн.: Техническая эксплуатация автомобилей. Труды МАДИ, 1980, с. 67-68. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ
УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ПРИ ТОРМОЖЕНИИ, содержащее датчики угловых скоростей колес, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности оценки устойчивости транспортного средства при торможении, оно снабжено компараторами, количество которых соответствует количеству датчиков угловых скорос тей колес, схемами И по количеству осей, временными селекторами, дешиф..SU„„1 З699З A ратором, блоками индикации устойчивого и неустойчивого торможения и блоком установки нуля, причем выходы датчиков угловых скоростей колес соединены с входами соответствующих компараторов, выходы которых попарно подключены к входам схем И, выходы которых связаны с входами временного селектора, выход которого через дешифратор соединен с блоками индикации устойчивого и неустойчивого тор= моження, кроме этого, для,рсуществления сброса предыдущей информации выход блока установки нуля соединен с шиной сброса временного селектора.
2. Устройство по п.l, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что временной селектор включает в себя две схемы И, два триггера и два блока задержки, причем одни из входов схем И представляют собой входы временного селектора, выход каждой схемы И связан с входом соответствующего триггера, один из выходов каждого триггера подключен к дешифратору, а другой выход — через соответствующую схему задержки к второму входу другой схемы И.
1136993
Изобретение относится к области исцытаний машин, а именно к устройствам для контроля тормозных качеств автомобилей.
Наиболее близким к предлагаемому 5 является устройство для оценки устой" чивости транспортного средства при . торможении, содержащее датчики угловых скоростей колес Ц ., Однако указанное устройство не позволяет точно оценить устойчивость процесса торможения, так как не позволяет определить осевую последовательность блокирования колес, которая влияет на устойчивость транспор - 15 ных средств при торможении.
Цель изобретения — повышение точности оценки устойчивости транспортного средства при торможении.
Укаэанная цель достигается тем, что устройство для оценки устойчивости транспортного средства при торможении, содержащее датчики угловых скоростей колес, снабжено компараторами, количество которых соответ— ствует количеству датчиков угловых скоростей колес, схемами И по количеству осей, временными селекторамй, дешифратором, блоками индикации устойчивого и неустойчивого торможе- ЗО ния и блоком установки нуля, причем выходы датчиков угловых скоростей колес соединены с входами соответствующих компараторов, выходы которых попарно подключены к входам схем И, выходы которых связаны с входами временного селектора, выход которого через дешифратор соединен с блоками индикации устойчивого и неустойчивого торможения, кроме этого, для осу- 4О ществления сброса предыдущей информации выход блока установки нуля соединен с шиной сброса временного селектора.
Кроме того, временной селектор 45 включает в себя две схемы И, два триггера и два блока задержки, причем одни из входов схем И представ1 ляют собой входы временного селектора, выход каждой схемы И связан с 50 входом соответствующего триггера, один из выходов каждого триггера подключен к дешифратору, а другой выход - через соответствующую схему задержки — к второму входу другой 55 схемы И.
На чертеже представлена блок-схема устройства для оценки устойчилъс" ти транспортного средства при тормо" жении.
Устройство состоит из датчиков 1 и 2 угловых скоростей колес оси а и датчиков 3 и 4 угловых скоростей колес оси б, соответствующих им компараторов 5,6 и 7,8, схем И 9 и 10, временного селектора 11, содержащего схемы И 12 и 13, Т-триггеры 14 и 15, блоки задержки 16 и 17, дешифратора 18, блока 19 индикации устойчивого торможения, блока 20 индикации неустойчивого торможения и блока 21 установки нуля.
Устройство работает следующим образом.
Датчики 1-4 преобразуют угловые скорости колес в электрические сигналы, например в частоту импульсной последовательности. Сигналы от датчиков 1-4, пропорциональные угловым скоростям колес, поступают на входы компараторов 5-8. При падении угловой скорости любого колеса до заданного порогового значения данное колесо считается заблокированным, соответствующие компараторы. срабатывают, и на их выходе появляется единичный сигнал. Единичные сигналы от компара" торов 5 и 6 сравниваются схемой И 9, от компаратора 7 и 8 — схемой И 10.
Если от обоих компараторов одной оси, например компараторов 5 и 6 оси а, поступают сигналы на входы схемы
И 9, то колеса оси а заблокированы, а на выходе схемы.И 9 появляется еди" ничный сигнал, который поступает во временной селектор 11. Пройдя через схему И 12, сигнал попадает на вход
Т-триггера 14, в результате чего последний срабатывает. Сигнал с выхода С триггера L4 запирает схему
И 19, так что сигнал с выхода схемы И 10, возникающий при срабатывании компараторов 7 и 8, не попадает на вход Т-триггера 15. Таким образом устройство фиксирует осевую последовательность блокирования колес осей а и б.
Благодаря наличию во временном селекторе ll блоков задержки 16 и 17 при блокировании колес обоих осей в течение заданного промежутка времени схема фиксирует удовлетворительную осевую последовательность блокирования колес осей а и б. С помощью дешифратора 18, по состоянии Т-триггеров 14 и 15 определяется осевая
1136993
Составитель С.Мороз
Редактор M. Циткина Техред T.Ìàòî÷êà Корректор g Максимишинец
Заказ 10391/13 Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 последовательность блокирования колес.
При удовлетворительной последовательности дешифратор подает сигнал на блок 19 индикации устойчивого торможения, а при неудовлетворительной - на блок 20 индикации неустойчивого торможения.
После .окончания торможения по сигналу иэ блока 21 установки нуля .схема приводится в исходное состояние.
Применение предложенного устройст5 ва позволит значительно повысить точность оценки устойчивости транспортных средств при торможении в реальных дорожных условиях.