Блок датчиков положения штурвала самолета

Реферат

 

Блок датчиков полощешь штурвала самолета по авт.св. N 1001610, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем исключения заклинивания зубчатых колес выходных валов в момент начала их зацепления с зубчатыми секторами входного вала, он снабжен свободно вращающимися подпружиненными роликами, установленными в корпусе устройства, а на каждом выходном валу выполнены по два профилированных выступа, контактирующих поочередно с подпружиненными роликами, поджимающими упоры выходных валов к торцам зубчатых секторов входного вала.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к элементам электродистанционных систем управления самолетом с ручным приводом органов управления, и является усовершенствованием основного изобретения по авторскому свидетельству N 1001610. Целью изобретения является повышение надежности работы устройства путем исключения заклинивания зубчатых колес выходных валов в момент начала их зацепления с зубчатыми секторами входного вала. На фиг. I показан общий вид блока; на фиг. 2 4 положение элементов устройства при повороте входного вала. Устройство содержит корпус 1, в котором на подшипниках 2 установлен входной вал 3 с жестко закрепленными на нем барабаном 4 тросовой проводки и зубчатыми секторами 5 и 6. Входной вал 3 выполнен с двумя цилиндрическими секторами 7 и 8, длина дуги которых превышает длину дуги, описанной по вершинам зубьев зубчатых секторов 5 и 6. В корпусе 1 на подшипниках установлены выходной вал 9 с зубчатым колесом 10 и ограничителем поворота 11, которые взаимодействуют с зубчатым сектором 5 и цилиндрическим сектором 7, а также выходной вал 12 с зубчатым колесом 13 и ограничителем поворота 14, которые взаимодействуют с зубчатым сектором 6 и цилиндрическим сектором 8. Ограничители поворота 11 и 14 снабжены упорами 15,16, 17 и 18 соответственно. Рабочая поверхность упоров выполнена цилиндрической, концентричной поверхности секторов 7,8. Упоры 15 18 расположены под центральным углом, равным полному рабочему ходу соответствующего выходного вала и связанного с ним задающего датчика электродистанционной системы управления. Для точного совпадения зубьев зубчатых секторов 5 и 6 с зубьями зубчатых колес 10 и 13 при начале и конце их зацепления на зубчатых колесах 10 и 13 выполнены соответственно цилиндрическая поверхность 19 с профилированными выступами 20 и 21 и цилиндрическая поверхность 22 с профилированными выступами 23 и 24. В корпусе 1 устройства установлены также свободно вращающиеся подпружиненные ролики 25. Устройство работает следующим образом. При нейтральном положении штурвала входной вал 3 и выходные валы 9 и 12 установлены так, что зубчатые секторы 5 и 6 находятся вне зацепления с зубчатыми колесами 10 и 13, а ограничители поворота 11 и 14 упорами 15 и l7 контактируют с цилиндрическими секторами 7 и 8, т.е. выходные валы 9 и 12 заторможены. При повороте штурвала поворачиваются барабан 4, входной вал 3, зубчатые секторы 5 и 6 и цилиндрические секторы 7 и 8, причем последние скользят по цилиндрическим поверхностям упоров 15 и 17 ограничителей поворота 11 и 14 до тех пор, пока зубчатый сектор, например, 5 не войдет в зацепление с зубчатым колесом 10. Одновременно упор 15 перестает частично контактировать с поверхностью сектора 7. При этом свободно вращающийся подпружиненный ролик 25 давит на профилированный выступ 20 цилиндрической поверхности 19 зубчатого колеса 10, обеспечивая поджатие упора 15 к торцу зубчатого сектора 5. После начала зацепления зубчатого сектора 5 с зубчатым колесом 10 под действием усилия поворота штурвала подпружиненный ролик 25 переходит через профилированный выступ 20 цилиндрической поверхности 19 зубчатого колеса 10 и скользит по цилиндрической поверхности 19 до упора о дополнительный выступ 21, обеспечивая тем самым устранение люфта зубчатого колеса при вращении штурвала в обратную сторону. При этом выходной вал 12 остается неподвижным. При повороте штурвала в другую сторону выходной вал 9 остается неподвижным, а вращается выходной вал 12. Таким образом, при повороте штурвала в одно из крайних положений один из выходных валов блока датчиков остается неподвижным.

Формула изобретения

Блок датчиков положения штурвала самолета по авт.св. N 1001610, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем исключения заклинивания зубчатых колес выходных валов в момент начала их зацепления с зубчатыми секторами входного вала, он снабжен свободно вращающимися подпружиненными роликами, установленными в корпусе устройства, а на каждом выходном валу выполнены по два профилированных выступа, контактирующих поочередно с подпружиненными роликами, поджимающими упоры выходных валов к торцам зубчатых секторов входного вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000