Способ упрочнения отверстий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ , преимущественно болтовых отверстий рельсов, имеющих зоны с повышенной вероятностью возникновения трещин , включающий наклеп внутренней поверхности, отличающийс я тем, что, с целью повьппения эксплуатационных свойств путем повышения эффективности упрочнения, наклеп проводят неравномерно, прикладывая максимальные усилия по контуру отверстия в направлениях, перпевдикулярных действию максимальных эксплуатационных Напряжений. i : 2. Способ по п. 1,отличаю .щ и и с Я тем, что максимальные усилия наклепа прикладываются под углом 45 к продольной оси рельса.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) (! () (1)4 С 21 0 7/02
Ъ
«Ъ !
" .к«
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3680022/22-02 (22) 27.12 ° 83 (46) 23,10.85. Бюл. J(39 (72) В.Н.Данилов, Е,А.Шур, Л,Г.Крысанов и О.О.Клокова (71) Всесоюзный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (53) 621.787.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 209506, кл. С 21 D 7/04, 1967.
Шкода Е,Г. Повышение усталостной прочности рельсов в зоне болтовых отверстий: Межвузовский сборник научных трудов, 1981, вып. 215/23, с. 72-77. (54) (57) 1. СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ 8TBFPCТИЙ, преимущественно болтовых отверстий рельсов, имеющих эоны с повышенной вероятностью возникновения трещин, включающий наклеп внутренней поверхности, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств путем повышения эффективности упрочнения, наклеп проводят неравномерно, прикладывая максимальные усилия по контуру отверстия в направлениях, перпендикулярных действию максимальных эксплуатационных Напряжений.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что максимальные усилия наклепа прикладываются под о углом 45 к продольной оси рельса.
1186658
Составитель В.Китайский
Техред Л.Микеш Корректор В.Гирняк
Редактор Н.Яцола
Заказ 6505/29 Тираж 552 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Л(-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к способам упрочнения металла, преимущественно в зоне болтовых отверстий, в частности в рельсах и может быть использовано также при упрочнении отверстий в конструкциях, изготовленных из других материалов (например, из пластмасс), Цель изобретения — повышение эксплуатационных свойств рельсов путем 10 повышения эффективности процесса упрочнения.
На чертеже представлен контур болтового отверстия рельса и показаны направления максимальных напряже- 15 ний о и направления максимальных упрочняющих усилий Р; линией 0-0 обозначена продольная ось рельса.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. 20
Пример 1. Упрочнение металла вокруг болтового отверстия в рельсе достигается протяжкой пуансона, диаметр которого на 0,5 мм бопьше диаметра отверстия, а выступы под 25 углом в 45 величиной 0,1 мм. Усилие продавливания равно 100 кН при диаметре отверстия 36 мм и толщине шейки рельса 18 мм. Глубина наклепа достигает 5 мм, а число циклов, которое выдерживает рельс, увеличивается в 34 раза по сравнению с обработкой по известному способу, осуществляемому протяжкой пуансона без выступов с диаметром, на 0,5 мм больше диаметра отверстия.
Пример 2. Сквозь болтовое отверстие диаметром 36 мм пропускают пуансон диаметром 36,5 мм с выступами величиной 0,3 мм по осям наиболее вероятного появления трещин. Усилие продавливания 110 кН, глубина упрочненного слоя 5-7 мм„ и число циклов, которое выдерживает рельс, увеличивается в 5 раз по сравнению с обработкой по известному способу.
Техническая сущность изобретения заключается в том, что максимальные усилия упрочнения прикладываются к поверхности отверстия в направлениях, перпендикулярных действию максимальных разрушающих напряжений
II0 контуру отверстия, имеющих тангенциальный характер. Такое воздействие на поверхность металла предотвращает появление трещин в местах наиболее частого их возникновения.