Колесное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3821996/27-11 (22) 11.12.84 (46) 07.03.86. Бюл. № 9 (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) 1О. Е. Атаманов, В. С. Чешун, А. Б. Бруек и Е. А. Романчик (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 568567, кл. В 62 D 5/06, 1977. (54) (57) КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО, содержащее рулевое управление с гидроусилителем и зубчатой рейкой, задний ведущий мост, включающий дифференциал с рабочей камерой, муфты его бло„,Я0„„1216033 A кировки и ведущие колеса, связанные посредством полуосей и бортовых передач с дифференциалом, отличающееся тем, что, с целью улучшения тяговых свойств колесного транспортного средства на повороте, полуоси заднего ведущего моста содержат концентрически расположенные валы, связанные с бортовыми передачами, причем наружный вал связан с ведущим колесом управляемой постоянно замкнутой фрикционной муфтой, силовой цилиндр которой гидравлически связан с рабочей камерой муфты блокировки дифференциала через распределитель, золотник которого кинематически связан с зубчатой рейкой гидроусилителя рулевого управления.

1216033

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно колесных машин.

Цель изобретения — улучшение тяговых свойств колесного транспортного средства на повороте.

На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства. . Колесное транспрртное средство содержйт систему рулевого управления, включающую червяк 1, кинематически связанный через поперечную рулевую тягу с управляемыми колесами 2 и золотником 3, который управляет силовым цилиндром 4.

Шток 5 силового цилиндра 4 оканчивается зубчатой рейкой 6, имеющей боковой упор 7. В боковом упоре 7 расположен подпружиненный к профилированной поверхности зубчатой рейки 6 золотник 8, имеющий гидравлическую связь с рабочей камерой 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11 и баком 12, минуя редукционный клапан 13, установленный в сливной магистрали распределителя 14 гидроусилителя рулевого управления. Гидравлический усилитель содержит кран 15, имеющий несколько фиксированных положений. В кране 15 выполнен канал для сообщения рабочей камеры 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11 с одним из каналов, выполненных в боковом упоре 7 зубчатой рейки 6, и канал, сообщающий рабочую камеру 9 со сливом в одном из положений крана 15.

Задний ведущий мост колесного транспортного средства содержит дифференциал

11 с муфтой 10 его блокировки и ведущие колеса 16, которые посредством концентрически расположенных внутреннего

17 и наружного 18 валов и бортовых передач 19 соединены с дифференциалом 11.

Наружный вал 18 соединяется с ведущим колесом 16 через постоянно замкнутую гидроуправляемую фрикционную муфту 20. Управление фрикционной муфтой 20 осуществляется гидроцилиндром 21. Полости гидроцилиндров 21 гидравлически соединены через распределитель 22 с рабочей камерой 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11. Внутри распределителя 22 расположен подпружиненный золотник 23, который посредством рычага 24 связан с зубчатой рейкой 6 гидроусилителя рулевого управления. В нейтральном положении рабочие поверхности золотника 23 распределителя 22 соединяют полости гидроцилиндров 21 с баком 12. При этом золотник 23 распределителя 22 отсоединяет рабочую камеру 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11 от гидроцилиндров

21. Поток жидкости от насоса 25 через распределитель 14 и редукционный клапан

13 сливается в бак 12.

Колесное транспортное средство работает следующим образом.

При прямолинейном движении транспортного средства поток жидкости от насоса

25 через распределитель 14 и редукционный клапан 13 сливается в бак 12. При этом в сливном трубопроводе распределителя поддерживается некоторое избыточное давление, величина которого определяется сопротивлением редукционного клапана 13.

Жидкость под указанным давлением через кран 15 подается в рабочую камеру 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11.

Последний заблокирован. При этом рабочая камера 9, муфты 10 блокировки посредством крана 15 сообщена с одним из каналов, выполненных в боковом упоре 7 зубчатой рейки 6. Золотник 23 распределителя 22, кинематически связанный через рычаг 24 с зубчатой рейкой 6, .находится в нейтральном положении. Рабочая поверхность золотника 23 отсоединяет полость рабочей камеры 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11 от полостей гидроцилиндров 21. Полости последних через распределитель 22 соединены с баком 12. Постоянно замкнутые фрикционные муфты 20 включены. Крутящий момент от дифференциала 11 через бортовые передачи 19 и валы 17 и 18 передается на ведущие колеса 16. При этом жесткость левой и правой полуосей одинаковы.

При повороте управляемых колес 2 на угол, меньший угла разблокирования дифференциала 11, например влево, поток жидкости от насоса 25 через распределитель 14 поступает в полость А силового цилиндра 4.

Полость Б цилиндра 4 соединяется через распределитель 14 со сливом. Поршень силового цилиндра 4 и связанные, с ним шток 5 и зубчатая рейка 6 перемещаются вниз. Золотник 23 распределителя 22, кинематически соединенный через рычаг 24 с зубчатой рейкой 6, соединяет полость левого гидроцилиндра 21 и с рабочей камерой 9 муфты 10 блокировки дифференциала 11. Поток жидкости под давлением, определяемым степенью открытия отверстий распределителя

22, поступает в полость гидроцилиндра 21, так как рабочая камера 9 в этом случае отсоединена от слива золотником 8, расположенным в боковом упоре 7. Поэтому дифференциал ll заблокирован. В левой постоянно замкнутой муфте 20 момент трения уменьшается пропорционально углу поворота колес 2. Рабочая полость правого гидроцилиндра 21 в этом случае через распределитель 22 гидравлически соединена с баком 12.

Крутящий момент от дифференциала 11 посредством бортовой передачи 19 передается на левое колесо 16 через вал 17 и частично через вал 18, а на правое колесо 16 — через валы 17 и 18. При этом жесткость левой полуоси меньше, чем жесткость правой полуоси. Вследствие этого во время поворота транспортного средства к

12 з внутреннему колесу (левому) подводится крутящий момент меньший, чем к наружному (правому). Таким образом, при повороте управляемых колес 2 предлагаемого транспортного средства на угол меньший, чем угол разблокирования дифференциала 1 1, за счет разности крутящих моментов на ведущих колесах 16 создается момент, способствующий повороту.

При повороте управляемых колес 2 на угол, больший угла разблокирования дифференциала 11, зубчатая рейка 6, перемещаясь вместе с штоком 5 силового цилиндра 4, воздействует на золотник 8, расположенный в упоре 7, который соединяет рабочую камеру 9 механизма блокировки дифференциала 11 через кран 15 с баком 12. И жид16033 кость из рабочей камеры 9 сливается в бак 12. Дифференциал 11 разблокируется, т. е. при повороте управляемых колес 2 на угол больший, чем угол разблокирования дифференциала, транспортное средство совершает поворот при разблокированном дифференциале. В этом случае рабочая полость гидроцилиндра 21, управляемого муфтой 20 наружного колеса 16, гидравлически соединена со сливом через распределитель 22, а рабочая полость гидроцилиндра

21, управляемого муфтой 20 внутреннего колеса 16, гидравлически соединена со сливом через распределитель 22, кран 15 и упор 7.

Таким образом, обе муфты 20 включены.

Жесткость полуосей, по которым подводится

15 крутящий момент к внутреннему и наружному ведущим колесам, одинакова.

Редактор E. Папи

Заказ 948/2!

Составитель Н. Еремеева

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4