Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии редукторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Способ относится к машиностроению и может быть использован для определения геометрических параметров компенсаторной втулки, устанавливаемой на вал редуктора между подшипниками . Цель изобретения - обеспечение возможности определения одновременно с длиной также и толщины стенки и длины участка с уменьшенной толщиной деформируемой компенсаторной втулки, достигается за счет учета . физико-механических свойств втулок и отклонений геометрических параметров элементов редукторов и осевых смещений колец подшипников в заданных пределах изменения моментов трения . В партии редукторов выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения и определяют действующие при этом силы для крайних допустимых значений момента трения. Прикладывают наибольшую из определенных при этом сил к другим редукторам, выявляют редукторы с наибольшим и наименьшим расстоянием между кольцами. Для втулок с рйзными длинами утоненного участка и толнщны стенки определяют деформации, соответствующие пределу устойчивости и пределу прочности. По разности деформаций,которая должна превосходить разность расстояний между кольцами у редуктора с наибольшим расстоянием при наименьшей силе и редуктора с наименьшим расстоянием при наибольшей силе, выбирают параметры утоненного участка, а по сумме первого из этих расстояний, деформации втулки до достижения -пределов устойчивости и технологического допуска на точность изготовления втулки - длину втулки. 5 ил. о (Л ND СП о 00

СОЮЗ СОЭЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„.,Я0„„125О891

А1 g 4 С 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3872566/25-28 (22) 28.01.85 (46) 15.08.86. Бюл. Ф 30 (71) Московский автомеханический институт и Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) А.В.Воронин, Б.Н.Вардашкин, И.А.Булавин, В.И.Харитонов и В.В.Лайок (53) 531.781.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1173279, кл. G 01 В 5/14, 1984. (54) СПОСОБ .ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИНЫ КОМПЕНСАТОРНОИ ВТУЛКИ ПРИ СБОРКЕ ПАРТИИ

РЕДУКТОРОВ (57) Способ относится к машиностроению и может быть использован для определения геометрических параметров компенсаторной втулки, устанавливаемой на вал редуктора между подшипниками. Цель изобретения — обеспечение возможности определения одновременно с длиной также и толщины стенки и длины участка с уменьшенной толщиной деформируемой компенсаторной втулки, достигается за счет учета физико-механических свойств втулок и отклонений геометрических параметров элементов редукторов и осевых смещений колец подшипников в заданных пределах изменения моментов трения. В партии редукторов выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения и определяют действующие при этом силы для крайних допустимых значений момента трения. Прикладывают наибольшую из определенных при этом сил к другим редукторам, выявляют редукторы с наибольшим и наименьшим расстоянием между кольцами. Для втулок с разными длинами утоненного участка и толщины стенки определяют деформации, соответствующие пределу устойчивости и пределу прочности. По разности деформаций, которая должна превосходить разность расстояний между кольцами у редуктора с наибольшим расстоянием при наименьшей силе и редуктора с наименьшим расстоянием при наибольшей силе, выбирают параметры утоненного участка, а по сумме первого из этих расстояний, деформации втулки до достижения пределов устойчивости и технологического допуска на точность изготовления втулки — длину втулки. 5 ил.

12з0891

I = 1. + QLc + TI., где LÃ лL, 50

Т1Изобретение относится к машино-строению и может быть использована для определения длины компенсаторнай втулки, устанавливаемой н редуктор на вал-шестерне между подшипниками.

Цель изобретения — обеспечение возможности определения также и толщины стенки, и длины участка с уменьшенной толщиной стенки деформируемой компенсаторной втулки, достигаемое путем учета физика-механических свойств втулок и отклонений геометрических параметров элементов редукторов и осевых смещений колец подшипников в заданных пределах изменения моментов трения.

На фиг. 1 показана схема редуктора с компенсаторной втулкой; на фиг. 2 — схема измерения расстояния между кольцами при нагружении; на фиг. 3 — компепсаторная втулка;на фиг,4 — график зависимости деформации втулки от осевого усилия; на фиг. 5 — семейство характеристик„ устанавливающих зависимость деформаций втулки, соотнетст(зу(оп(их пределам прочности и устойчивости ат значения дх((п(ь(и тахьщи ы стенок дефармируемого участка.

Сх реду-ктара Роцержит корпус

1 запрессаваннь(е В нем наружнь(е кох(ьца ? vi 3 пад(пипников, вал-шестерн(о 4, установленные на нал-шестерне 4 внутренние кольца 5 и 6.

При окончательной сборке на валшестерне 4 ((ежду кольцами 5 и 6 размещают компенсаторну(о втулку 7, а на хвостовик 8 устанавливают фланец

9 и панинчинают с определенным крутящим моментом гайку 10.

Способ осуществляют слецующим образом.

Бнутрепние кольца 5 и 6 подшипников первого редуктора н сборе на-гружают осевой силой I",, вращают корпус 1 редуктора с внешними кольцами 2 и 3, измеряют момент трения и относительное осевое перемещение ннутренних колец 5 и 6, изменяют осевую силу- Р,, до получения заданных максимального и минимального значений момента трения и фиксируют ее крайние значения и расстояние между кольцами 5 и 6 при этих значениях силы. У остальных редукторов н партии измеряют момент силы трения при наибольшем зафиксированном значении осевой силы и выявляют дна редуктора с наибольшим и наименьшим

f0

f5

40 моментами трения. Соответственно нагружают редуктор с наибольшим моментом трения осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а редуктор с наименьшим моментом трения — осевой силой, создающей минимальный заданный момент трения, фиксируют осеные перемещения внутренних колец 5 и 6 н обоих редукторах и определяют разность

Ч„, этих перемещений, Одновременно с изменением момента трения у всех редукторов при наибольшем зафиксированном значении осевой силы измеряют расстояние между кольцами 5 и

6, выявляют редуктор с наибольшим расстоянием между кольцами 5 и 6 под этой нагрузкой, прикладывают к нему наименьшее зафиксированное значение осевой силы и вновь измеряют расстояние между кольцами 5 и 6, которое принимают эа базовое pace гояние L . Затем нагружают осевой силой дефармируемые компенсаторные втулки с различными аттестованными значениями длины и толщины стенки деформируемого участка, измеряют их деформации н моменты С и Е (фиг. 4) достижения пределов устойчивости H прочности, для каждой из исследованных втулок определяют разность деформаций 6L и h,1,, соответствующих пределу устойчивости и прочности и в качестве искомых выбира(от такие длину и толщ((ну стенки дефармируемого участка втулки, предназначенной для окончательной сборки редуктора, для которых разность AL — 41. де с формаций янляется бх(ижайшим превосходящим значением по стношению к разности Ч перемещений внутренних колец 5 и 6 в обоих редукторах, а длину втулки определяют по формуле базовое расстояние; деформация компенсаторнай

Втулки до достижения r(pp дела устойчивости; технологический допуск на точность изготовления компенсаторной втулки.

Для упрощения определения геомет" рических параметрон втулки представляют полученные данные н виде семейства тарировочных характеристик (фиг.5), по которым определяют тол250891

25

35

50

3 l щину стенки и длину деформируемого участка следующим образом. Задают, например, толщину стенки втулки а, находят точки пересечения вертикали из точки а с тарировочными характеристиками и выбирают две. точки, относящиеся к одному значению Х вЂ” длины стенки.

Разность ординат этих точек должна быть больше или равна разности

7 зафиксированных расстояний между кольцами 5 и 6 и выявленных двух редукторах,т.е.длина 1. деформируемс го участка и толщина а стенки втулки (фиг. 3) соответствуют выполнению условия, при котором разность деформаций втулки в моменты С и Е (фиг.4) достижения пределов прочности и устойчивости больше или равна разности зафиксированных расстояний между кольцами 5 и 6 в двух выявленных редукторах.

Пример. Способ используют при сборке редуктора ведущего моста автомобиля ВАЗ 2101, содержащего конические подшипники типа 7705 и

7807. Согласно способу подвергают испытаниям партию из 40 редукторов.

Внутренние кольца первого из испытуемых редукторов в сборе нагружают осевой силой, вращают корпус редуктора с внешними кольцами подшипников измеряют момент трения и относительное перемещение внутренних колец.

Изменяют осевую силу до получения заданных максимального и минимального моментов трения и фиксируют ее крайние значения, которые получились равными, например, 450 и 350-кГ ° У остальных редукторов в партии измеряют момент трения и расстояние между внутренними кольцами подшипников при наибольшем значении осевой силы, например, при 450 кГ. Выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения, соответственно нагружают редуктор с наибольшим моментом трения осевой силой, создающей максимальный момент трения, а редуктор с наименьшим моментом трения осевой силой, создающей минимальнцй заданный момент трения, и фиксируют расстояния между кольцами и осевые перемещения внутренних колец, получившиеся равными, например ь(„= 145 и ь1 = 115 мкм. Одновременно выяв2 ляют два редуктора с наибольшим и наименьшим расстоянием L и Е между кольцами, и редуктору с наибольшим расстоянием между кольцами прикладывают минимально допустимое осевое усилие 350 кГ, а полученное при этом расстоян е LÁ = 48,266 ме*ду кольцами принимают за базовое, Расчетным путем определяют наименьшее расстояние L, между кольцами для случая неблагоприятного сочетания размеров элементов редуктора и податливости подшипников как разность величин 1,р = ?. — (ь1 „ — af ) =46,317 — (О, 145-0, 115)= 46,287 мм. Разность базового и наименьшего расстояний равна Ч = Š— Ьр = 48,266 — 46,287= — 1,979 мм. Затем подвергают испытаниям на сжатие отобранные образцы компенсаторных втулок с длиной деформируемого участка, равной (фиг. 5)

15; 18; 21 27 мм и с толщиной стенки деформируемого участка, равной о,= 1,5; 1,6; l,7; 1,8; 1,9;

2,00 мм. Испытания проводились на прессе с изменением осевого усилия

Г от 0 до 7000 кг. Регистрировались о деформации втулок. По результатам испытаний построены графики зависимости деформации втулки от осевого усилия (фиг. 4) и семейство характеристик, устанавливающих зависимость деформаций, соответствующих пределам прочности и устойчивости от длины стенок деформируемого участка (фиг. 5). По этим характеристикам определяют геометрические параметры втулки следующим образом. Задаются толщиной стенки, например, А = 1,7 мм для втулки с длиной деформируемого участка ь = 27 мм. Находят для нее разность,деформаций втулки, соответствующую пределу прочности и пределу устойчивости ь L — Ы,, = 2,2 — 0,2 = 2,0 ьы.

Проверяют, чтобы эта разность была больше или равна разности Ч,, т.е. 6L„ — ьL V,. Убедившись в выполнении этого услоквия, определяют длину втулки L L + ьL + TL

= 48,266 + 0,2 + 0,2 = 48,666 мм.

Использование способа позволяет повысить цолгоречность подшипниковых узлов редукторов и исключить случаи повторной разборки и сборки редукторов при их изготовлении.

Формула изобретения

Способ определения длины компенсаторной втулки при сборке партии

1?.50891 редукторов, заключающийся в том,что внутренние кольца подшипников первого редуктора в сборе нагружают осевой силой, вращают корпус редуктора с внешними кольцами подшипников, измеряют момент трения и относительное осевое перемещение внутренних колец, изменяют осевую силу до получения заданных максимального и минимального значений момента трения и фиксируют ее крайние значения, у остальных редукторов в партии измеряют момент трения при наибольшем зафиксированном значении осевой силы„ выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения, соответственно нагружают редуктор с наибольшим моментом трения осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а редуктор с наименьшим моментом трения — осевой силой, создающей минимальный заданный момент трения, фиксируют осевые перемещения внутренних колец в обоих редукторах я по этим дапным определяют длину втулки, отличающийся тем, -ròî, с целью обеспечения возможности

)пределения также и толщины стенки, и длины участка с уменьшенной толщиной степки деформируемой компенсаторной втулки, одновременно с измерением момента трения у всех редукторов при наибольшем зафиксированном значении осевой силы измеряют расстояния между кольцами, выявляют редуктор с наибольшим расстоянием между

5 внутренними кольцами под этой нагрузкой, прикладывают к нему наименьшее зафиксированное значение осевой силы и вновь измеряют расстояние между внутренними кольцами, которое принимают .за базовое, нагружают осевой силой деформируемые компенсаторные втулки с различными значениями длины и толщины стенки участка, измеряют их деформации в моменты достижения пределов устойчивости и прочности„ для каждой из исследованных втулок определяют разность деформаций, соответствующих пределу устойчивости и прочности, и в качестве искомых выбирают такие длину и толщину втулки, предназначенной для окончательной сборки редуктора, для которых разность деформаций является ближайшим превосходящим значением по отношению к разности базового и наименьшего расстояний между внутренними кольцами в обоих редукторах, а длину втулки определяют как сумму базового расстояния между кольцами, деформации втулки до достижения предела устойчивости и технологического .допуска на точность изготовления компенсаторной втулки.

1250891

l25089I

Лма

nappe

Н4с ло8 уююйev8uemd

Составитель В.Тимошенко

Редактор С.Лисина Техред В.Кадар Корректор В.Бутяга

Заказ 4400/36 Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4