Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в повышении эффективности охлаждения. Электрическая машина содержит полый вал 1 с отверстиями и с кольцевым рассеивателем 8, имеющим сквозные сужающиеся каналы 9, сообщающиеся со спиральными пазами 10 на внутренней поверхности 11 и с внутренней полостью машины. Благодаря такому выполнению рассеивателя обеспечивается устойчивость струи хладагента и его транспортировка к наиболее нагретым частям машины. 1 3.п. ф-лы, 3 ил. Q S (Л W////////7///// у///7/ //.

СО(03 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) (II) (5() 4 П 02 К 9/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЬ(Й НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (2l) 3698829/24-07 (22) 28.11.83 (46) 15.08.86. Бюл. У 30 (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (72) .П.М. Астановицкий, А.П. Бычков, В.A. Винокуров, Б.Н. Минаев, В.И. Назаров и А.H. Панов (53) 621.313.713(088.8) (56, Патент СИА 1(- 3217193, кл. 310-54, 1963.

Науменко В.И. и др. Конструирование авиационных электрических машин с жидкостным схлаждением, Киев, 1975, с. 28-30. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении эффективности охлаждения.. Электрическая машина содержит полый вал 1 с отверстиями и с кольцевым рассеивателем 8, имеющим сквозные сужающиеся каналы 9, сообщающиеся со спиральными пазами

10 на внутренней поверхности 11 и с внутренней полостью машины. Благодаря такому выполнению рассеивателя обеспечивается устойчивость струи хладагента и его транспортировка к наиболее нагретым частям машины.

1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1251231

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам с интенсивными испарительными системами охлаждения. Такая электрическая машина может работать в,двигательном или генераторном режимах на стационарных или транспорт ных установках: на железнодорожном транспорте, летательных аппаратах, на колесном и гусеничном транспорте. 0

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 приведен общий вид электрической машины; на фиг, 2 — рассеиватель, разрез; на фиг. 3 — то же, 15 его внутренняя поверхность со спиральными каналами.

Машина содержит полый вал E подшипниковый узел 2, рассеиватель 3, магнитопровод 4 с обмоткой 5 ротора, 20 магнитопровод 6 с обмоткой 7 статора.

На валу насажен рассеиватель 8, имеющий сквозные каналы 9, сообщающиеся со спиральными пазами 10 на внутренней поверхности 11. Для подачи хладагента через полый вал 1 в нем сделаны отверстия 12, Устройство работает следующим образом, Хладагент поступает в полый вал под давлением и через отверстие в валу попадает в камеру 13, образованную валом и рассеивателем, а затем через каналы в рассеивателе попадает в подшипниковый узел 2, ло35 бовые части обмотки 5 и 7, магнитопроводы 4 и 6 статора и ротора.

В предлагаемой электрической машине уменьшается возможность повреждения изоляции обмоток иэ-за разде40 ления поступающего в машину хладагента по каналам.

При этом форма рассеивателя может быть произвольной, т.е, такой, которая наиболее целесообразно позволяет 4 осуществлять охлаждение элементов машин в зависимости от их конструкции. Одним иэ вариантов является рассеиватель, сечение которого в аксиальном направлении машин представляет собой полукольцо с прилегающими к валу кромками.

Расположение каналов в рассеивателе выбирается, исходя из размеров и геометрии машин. Вариации в расположении каналов позволяют- направлять хладагент на наиболее нагреть. е элементы машины. Предлагаемый рассеиватель в отличие от известной конструкции, позволяет охлаждать не только лобовые части обмоток, Но и такие источники телловыделений, как железо статора и ротор, подшипники машины. Диаметры и количество выходных отверстий каналов можно делать различными для обеспечения различных расходов через каналы в зависимости от тепловыделений на отдельных элементах электрической машины.

Предлагаемая система охлаждения подразумевает подачу хладагента под давлением из полого вала машины и заполнение внутренней кольцевой полости рассеивателя для обеспечения лучшего истечения хладагента из каналов. Условием заполнения хладагентом внутренней кольцевой полости рассеивателя является меньшее гидравлическое сопротивление каналов рассеивателя по сравнению с отверстиями на валу. Ввиду несжимаемости жидкого хладагента его устойчивое истечение из рассеивателя обеспечивается только в том случае, когда внутренняя полость рассеивателя будет заполнена жидкостью при расходе хладагента через сужающиеся каналы со спиральными пазами, При этом, суммарное гидравлическое сопротивление каналов в рассеивателе должно быть достаточно большим для того, чтобы обеспечить стабильное истечение хладагента во всем рабочем диапа,зоне частот вращения электрической машины.

Сужение каналов в стенке рассеивателя приводит к ускорению жидкости, поступающей из рассеивателя в полость машины, что совместно с ее закручиванием в спиральных пазах обеспечивает устойчивость (сохранение) струи хладагента эа пределами рассеивателя при ее направленном истечении, т ° е. транспортировку хладагента к наиболее нагретым частям машины и увеличение поверхности теплосъема.

Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я

1. Электрическая машина, содержащая магнитопроводы с обмотками статора и ротора, полый вал с отверстиями, расположенными по обе стороны от магннтопровода ротора, над которыми размещен кольцевой рассеиватель с

1251231

9 74 б

+un. 1

Составитель Л. Карцева

Редактор И. Сегляник Техред В.Кадар Корректор Е Рошко

Заказ 4421/53 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 каналами, образующий над отверстиями кольцевую полость, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, кольцевой рассеиватель выпопнен со сквозными, сужающимися к периферии каналами в его стенках, при помощи которых кольцевая полость над отверстиями вала сообщена с полостью машины, а на внутренней поверхности рассеива- !О теля и каналов выполнены спиральные

r пазы, причем каналы имеют суммарное гидравлическое сопротивление меньшее, чем отверстия вала.

2. Машина по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что рассеиватель выполнен в виде соосного с валом тела вращения с образующей, имеющей форму полукольца с прилегающими к валу кромками.