Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам встроенного контроля напряжения бортсети автомобиля. Изобретение является дальнейшим усовершенствованием индикатора tio авторскрму свидетельству № 1089678. Целью изобретения является повьш1ение достоверности контроля. При отключенном двигателе с контактов прерывателя системы зажигания автомобиля не поступают импульсы на вход 12 пикового детектора 11, в результате чего транзистор 16 элемента НЕ 10 закрыт.Под- , ключенная на вход управляемого генератора цепочка из соединенных последовательно резистора 9, логического элемента НЕ 10 с открытым коллектором и пикового детектора 11 не влияет на параметры делителя напряжения 1. При работающем двигателе транзистор 16 открывается и резистор 9 шунтирует резистор делителя 1. Делитель напряжения 1 настроен таким образом, что при величине контролируемого напряжения меньше 12 В генератор в возбужден, генератор 5 заторможен и через элемент И-rtHE 7 на светодиод 8 проходит импульс. Появляется сигнал Прерьшисто с пониженной частотой 1 Гц. Подзарядки нет. При величине контролируемого напряжения в зоне В светодиод 8 вьвдает сигнал Включено непрерывно, т.е. S (Л с ю О) го

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (51)4 Н 0

f ф(,i (,ËÖÄ: и

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ к двторСНом СВИДКТЕЛьСтвм (61) 1089678 (21) 3892919/24-07 (22) 07.05.85 (46) 30.09.86. Бюл. У 36 (71) Институт повышения квалификации руководящих работников и специалис1 тов Министерства автомобильной промышленности СССР и Научно-производственное объединение "Казавтотранстехника" (72) Н.Ш. Габитов, В.Я.Сиятов, Д.Ш. Габитов и Т.Г.Мознаим (53) 621.355.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 1089678, кл. Н 01 М 10/48, 1984. (54) ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ИНДИКАТОР НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к средствам встроенного контроля напряжения бортсети автомобиля. Изобретение является дальнейшим усовершенствованием индикатора (IQ авторскому сви-. детельству 9 1089678. Целью изобретения является повышение достоверности контроля. При отключенном двигателе с контактов прерывателя системы зажигания автомобиля не поступают импульсы на вход 12 пикового детектора 11, в результате чего транзистор 16 элемента НЕ 10 закрыт.Под. ключенная на вход управляемого генератора цепочка из соединенных последовательно резистора 9, логического элемента НЕ 10 с открытым коллектором и пикового детектора 1! не влияет на параметры делителя напряжения 1. При работающем двигателе транзистор 16 открывается и резистор

9 шунтирует резистор делителя 1. Делитель напряжения 1 настроен таким образом, что при величине контролируемого напряжения меньше 12 В генератор 6 возбужден, генератор 5 затор- С, можен и через элемент И НЕ 7 на светодиод 8 проходит импульс. Появляется сигнал "Прерывисто с пониженной частотой 1 Гц". Подзарядки нет. При величине контролируемого напряжения в зоне 12-14 В светодиод 8 выдает сигнал "Включено непрерывно", т.е.

126 все нормально. Если напряжение больше 14, 5 В генератор 5 возбужден, генератор Ь заторможен и светодиод выдает сигнал Прерывисто с повьппенной частотой 4 Гц", т.е. неисправен регулятор. При отключенном двигате11 ле состояние светодиода 8 Прерывис" то с пониженной частотой 1 Гц" сигнализирует о том, что аккумулятор разряжен до напряжения меньше 10, 8 В, !

030 сигнал "Включен непрерывно" — нормальная зарядка аккумулятора, а

"Прерывисто с повышенной частотой

4 Гц" — о превьппении напряжением уровня 13, 3 В. Индикатор позволяет повысить достоверность контроля за счет введения различных нормативов при индикации напряжения аккумулятора автомобиля с отключенным и работающим двигателем. 1 ил.

Изобретение относится к электроизмерительной технике, преимущественно к средствам встроенного контроля напряжения бортсети автомобиля, и является усовершенствованием известного устройства по авт.св.

9 1089678.

Цель изобретения — повьппение достоверности контроля напряжения акку— мулятора автомобиля.

Функциональная схема предлагаемого трехуровнего индикатора напряжения приведена на чертеже.

Индикатор содержит делитель 1 контролируемого напряжения источника 2, состоящий из трех последователь но соединенчых резисторов 3, средний резистор которого включен между входами логического элемента 4 типа HE и второго управляемого генератора 5, причем выход элемента 4 HE подключен

K входу первого управляемого геНератора 6, а выходы генераторов 5 и 6 соединены соответственно с входами логического элемента 7 типа И-НЕ, к.выходу которого подключен светодиод 8 (элемент сигнализации), К входу управляемого генератора 5 подключена цепочка, состоящая из соединенных последовательно резистора 9, логического элемента 10 типа HE с открытым коллектором и пикового детектора

11, выход 12 которого связан с контактами прерывателя системы зажигания автомобиля.

Пиковый детектор 11 предназначен дпя запоминания амплитуды напряжения, поступающего на его вход 12, и содержит запоминающий конденсатор 13, развязывающий конденсатор 14, и диод 15 предотвращающий разряд конденсатора 13. Элемент НЕ 10 с открытым коллектором содержит транзистор 16, который в открытом состоянии шунти5 рует через резистор 9 нижний резистор делителя 1 напряжения . Управляемые генераторы 5 и 6 устроены так, что при поступлении на вход "1" возбуждаются и выдают на выходах прерывистые сигналы с частотой следования, например, 4 и 1 Гц соответственно, а при поступлении на вход "0" затормаживаются и выдают на выходах "1".

В индикаторе логические элементы используются в качестве компараторов напряжения с фиксированным порогом срабатывания, равным входному поро- говому напряжению логических элементов (вход элемента HE 4 и вход гене2О ратора 5, выполненного на стандартных логических элементах). В индикаторе могут быть использованы, например, микросхемы серий К555, К561 или К511, имеющие входное пороговое

25 напряжение 1,5 Е„/2 и 7,0 В соответственно. При необходимости можно повысить точность индикатора за счет введения в его схему дополнительных компараторов напряжения, формирующих

3О сигналы с выходов делителя I напряжения.

Трехуровневый индикатор работает следующим образом.

При- отключенном двагателе с кон35. тактов прерывателя системы зажигания автомобиля не поступают импульсы на вход 12 пикового детектора 11, поэтому его запоминающий конденсатор

13 разряжен, транзистор 16 элемента

4О HE 10 закрыт и введенная цепочка не

1 >g1p.1р!

О влияет на параметры делителя напряжения.

При работающем двигателе импульсы с контактов прерывателя через развязывающий конденсатор 14 и диод 15 заряжают запоминающий конденсатор

13 пикового детектора 11. При этом транзистор 16 открыт и резистор 9 шунтирует нижний резистор делителя

1 через открытый транзистор 16.

Предположим, что делитель 1 напряжения настроен таким образом, что при работающем двигателе (транзистор 16 открыт) потенциалы на его средних выводах А и Б превышают

15 входное пороговое напряжение логических элементов при превышении напряжения аккумулятора уровня 12 и 14,5 В соответственно.

Тогда если контролируемое напряжение меньше 12 В, то в обоих точках А и Б делителя 1 имеются логические "0". При этом генератор

6 возбужден,а генератор 5 заторможен и "1" с его выхода разрешает прохож25 дение импульсов генератора 6 через элемент И-НЕ 7 на светодиод 8, который выдает сигнал пПрерывисто с пониженной частотой 1 Гц", что сигнализирует о том, что при работающем двигателе нет подзарядки аккумулятора.

Когда напряжение в зоне 12-14,5 В

I то в точках А и Б имеются соответственно "!" и p .При этом генерато— ры 5 и 6 заторможены, логические "1" 35 с их выходов отпирают вентиль логического элемента типа И-НЕ 7 и светодиод 8 выдает сигнал "Включено непрерывно", что свидетельствует о нормальном уровне напряжения бортсе- 4О ти при работающем двигателе.

Если напряжение больше 14,5 В, то в обеих точках А и Б делителя 1 имеются логические " 1". При этом генератор 5 возбужден, а генератор 6 за- 45 торможен, светодиод выдает сигнал

"Прерывисто с повышенной частотой

4 Гц", что является свидетельством неисправности регулятора напряжения.

При отключенном двигателе транзистор 16 закрыт и резистор 9 не шунтирует нижний резистор делителя

При этом параметры делителя 1 изменяются (смещаются) таким образом, что на его средних выводах А и Б потея- 55 циалы превышают входное пороговое напряжение переключения логических элементов при превышении напряжением аккумулятора, например, уронця 10,8 и 13,3 В соответственна. Поэтому при отключенном двчгателе сигнал светодиода 8 "Прерывисто с пониженной частотой 1 Гц" сигнализирует о том,что аккумулятор разряжен и его напряжение меньше 10,8 В, сигнал "Включен непрерывно" свидетельствует о нормальной зарядке аккумулятора, а состояние "Прерывисто с повышенной частотой 4 Гц" — о превышении напряжением уровня 13,3 В.

Изменяя параметры делителя 1 напряжения и номинал шунтирующего резистора 9,можно устанавливать требуемые пороги контролируемых напряжений.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет повысить достоверность контроля за счет введения различных нормативов при индикации напряжения аккумулятора автомобиля с отключенным и работающим двигателем.

В трехуровневом индикаторе согласно изобретению при изменении нижнего порога от 10,8 до 12 3 соответственно смещается и верхний порог контролируемого напряжения от

13,3 до 14,5 В, что соответствует нормативам контролируемых напряжений для автомобиля с отключенным и работающим двигателем.

В индикаторе вместо пикового детектора 11 могут быть использованы фильтр или частотный компаратор, срабатывающие при заданных частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Однако такзя замена потребует введения в индикатор дополнительного формирователя импульсов с контактов прерывателя системы зажигания автомобиля. о

Формула изобретения

Трехуровневый индикатор напряжения аккумулятора автомобиля по авт. св. У 1089678, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения достоверности контроля, к входу второго управляемого генератора подключена дополнительная цепочка, состоящая из соединенных последовательно резистора, логическоro элемента HE с открытым коллектором и пикового детектора, вход которого предназначен для подключения в цепь прерывателя системы зажигаНия автомобиля.