Устройство автоматического переключения передач трансмиссии транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устройствам автоматического переключения передач трансмиссии транспортного средства, и относится к транспортным бредствам, а именно к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств, и может быть использовано в автомобилеи тракторостроении . Цель изобретения - повы 7r-bl 11 3 /4 Ш |.jL-f§ in с: со ю О1 100
„.SU„„1 10253 ц1) 4 В 60 К 41/06
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕС1 1УБЛИН ф(Ir r ., „
l3, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2.1) 3719654/31-11 (22) 04.04.84 . (46) 15,05.87. Бюл. Р 18 (71) Белорусский политехнический институт и Производственное объединение "Минский. тракторный завод им. В.И. Ленина" (72) З.И. Бартошевич, В.Ф. .Чабан, В.А, Бунас, M.Ã. Мелешко,. И.И. Болвако и В.А. Пиляк (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1111901, кл. В 60 К 41/06, 1983. (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕС1 ОГО
ПЕРЕКЛ10ЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСМИССИИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам автоматического переключения передач трансмиссии транспортного средства, и относится к транспортным средствам, а именно к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств, и может быть использовано в автомобиле- и тракторостроении. Цель изобретения — повы13 шение эффективности путем сокращения регулировочных работ автомати-. зации настройки исполнительного механизма регулятора. Устройство содержит рычаг 1, один конец которого шарнирно закреплен, а свободный конец выполнен с возможностью взаимодействия с исполнительным механизмом регулятора. Рычаг 1 кинематически связан с центробежным датчиком 2 и через пружину 4, рычаг 5 и тягу 6 с педалью 7 задающего механизма. Исполнительный механизм связан .с подвижной пластиной 8 которая посредством винтовой передачи 18
10253 связана с выходным валом редуктора
19, приводимого электродвигателем
20 с двумя цепями управления. Исполнительный механизм регулятора устройства является самоподстраивающимся к настройке топливного насоса двигателя на любой номинальный режим. Достоверность сигналов на переключение передач, получаемых от исполнительного механизма регулятора устройства, в процессе эксплуатации транспортного средства возрастает, что положительно сказывается на его топливной экономичности.
2 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств, и может быть использовано в автомобиле- и тракторостроении, Цель изобретения — повышение эффективности путем сокращения регулировочных работ и автоматизации наст-. Я ройки исполнительного механизма.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемого устройства; на фиг, 2 — один из вариантов устройства, lI5
Устройство содержит рычаг 1; свободным концом взаимодействующий с исполнительным механизмом регулятора и шарнирно закрепленный ;другим, Рычаг 1 кинематически связан с центро-20 бежным датчиком 2 через втулку 3, а посредством пружины 4, рычага 5 и тяги 6 — с педалью 7 задающего механизма, Для установки исполнительного механизма служит подвижной элемент— металлическая пластина 8 (на чертеже она. видна с торца), изолированная при помощи четырех диэлектрических призм (показаны 2 из них), имеющих 30 направляющие для установки пластины и создания возможности ее перемещения (в рассматриваемом случае призмы установлены так, чтобы плоскость перемещений пластины 8 была паралле- у
2 льной оси втулки 3), исполнительный механизм регулятора содержит подпружиненные упоры 9 и !О, корпуса которых жестко закреплены на пластине
8, эти упоры с одной стороны взаимодействуют с рычагом 1, а с противоположной — через толкатели 11 и 12 с включателями 13 и 14, Последние связаны с преобразовательным блоком
15, соединенным с механизмом 16 переключения передач. На рычаге 1 со стороны контакта с упором 1О расположен изолятор 17. Пластина 8 посредством винтовой передачи 18 связана с выходным валом редуктора 19 привода вращения — реверсивного электродвигателя 20. Управление электродвигателем осуществляется двумя цепями прямого и обратного вращения. Первая цепь состоит из источника 21 питания, провода 22 контакта включения электродвигателя, образованного рычагом
23 регулятора топливного насоса, связанным через пружину 24, рычаг 25 и тягу 5 с педалью 7 задающего механизма, и упором 26, изолированным от корпуса регулятора, провода 27, соединяющего упор 26 с электромагнитным реле 28 и источника 21 питания, Вторая цепь также состоит из источника
21, провода 29, контакта включения двигателя, образованного рычагом 1 и упором 9, провода 30, соединяющего пластину 8 с. реле 31 и источником
21. Постоянно замкнутый контакт 32
253 4 в преобразовательный блок 15, а оттуда к механизму 16 для включения этой передачи.
При возникновении недогрузки частота вращения датчика 2 увеличивается, и рычаг 1 под действием грузов этого датчика перемещается вправо. При достижении установленной величины недогрузки толкатель 12 нажимает Hcl кнопку 14 включателя, сигнал от которого поступает в блок
15, а затем к .механизму 16 для включения высшей передачи.
Происходит это следующим образом, При замыкании контакта, образованного рычагом I и упором 9, включится электроцепь, состоящая из источника 21 питания, проводов 29 и 30 и реле 31. Реле сработает. Тем самым разомкнется постоянно замкнутый кон— такт 36 и замкнется постоянно разомкнутый контакт 33. Сработает реле 34 и постоянно разомкнутые контакты 38 этого реле замкнутся. Ток от источника питания пойдет на электродвигатель (он начнет вращаться). Винт л . передачи 18 станет навинчивать гайку. При этом пластина 8 будет перемещаться влево по направляющим призм.
Перемещение будет осуществляться до тех пор, пока не наступит касание рычага 23 об упор 26. После этого включится цепь, состоящая из источника 21, проводов 22 и 27 и реле 28.
Это реле сработает и тогда разомкнется постоянно замкнутый контакт 32 и замкнется постоянно разомкнутый контакт 35. Оба реле 34 и 37 окажутся разомкнутыми, ток на электродвигатель поступать не будет и он остановится, Таким образом,.нормальная настройка исполнительного механизма регулятора устройства будет восстановлена.
40
3 1310 реле 28 и постоянно разомкнутый 33 реле 31 расположены последовательно в цепи реле 34 прямого вращения дви-. гателя, а постоянно разомкнутый контакт 35 реле 28 и постоянно замкну5 тый 36 реле 31 — последовательно в цепи реле 37 обратного вращения.
Постоянно разомкнутые контакты 38 и 39 принадлежат соответственно реле 34 и 37. 50
Подвижной элемент, аналогичный элементу 8 (фиг. 1), может быть выполнен в виде пластины 40 (фиг.
2), изогнутой по дуге окружности, с поверхностью, совпадающей с образую- 55 щей воображаемого круглого цилиндра, ось которого совпадает с осью 41 шарнирного закрепления рычага 42, а радиус R равен расстоянию от оси 41 до точки 43 переключения оси рычага
42 с образующей. Пластина 40 установлена в диэлектрических призмах с возможностью перемещения в плоскости, перпендикулярной оси 41, и связана при помощи цилиндрической передачи 25
44 с внутренним зацеплением с выходным валом редуктора 45 реверсивного электродвигателя 46.
Подпружиненные упоры 47 и 48 исполнительного механизма расположены на 30 пластине так, что в момент касания рычага об эти упоры угол между их осями и осью рычага прямой.
Устройство работает следующим образом.
При нормальной настройке исполнительного механизма регулятора в момент выхода работы двигателя на номинальный режим касание рычага 23 (фиг. 1) об упор 26 и рычага 1 об упор 9 происходит одновременно. При работе. двигателя в установленной законом переключения передач зоне свободный конец рычага I занимает про- 4 межуточное положение между этими упорами или касается их без усилия.
При возникновении перегрузки частота вращения центробежного датчика
2 уменьшается, сила действия грузов, на рычаг 1 уменьшается, и он под действием пружины 4 перемещается влево. Рычаг нажимает на упор 9, который, преодолевая сопротивление своей пружины перемещается влево. При величине перегрузки, соответствующей включению смежной низшей передачи, толкатель 11 нажимает на кнопку включателя 13 и сигнал от него поступает
Предположим, что настройка наполнительного механизма регулятора устройства по какой-либо причине нарушилась (т,е. при выходе работы двигателя на номинальный режим касание рычагов 1 и 26 о соответствующие им упоры 9 и 26 происходит не одновременно). Если касание рычага I об упор 9 произошло раньше, чем касание рычага 23 об упор 26, то тогда сработает электроцвигатель 20 и Устранит это несоответствие.
5 13102
Если касание рычага 23 об упор
26 произойдет раньше касания .рычага 1 об упор 9, то в этом случае направление вращения двигателя будет противоположным описанному, пластина
8 переместится вправо до момента касания рычага 1 об упор 9, Настройка исполнительного механизма не обязательно должна проходить в одно касание рычагов о соответст- 10 вующие им упоры, а может осуществляться после двух и более касаний.
Работа устройства .с исполнительным механизмом регулятора, установленным на элементе 40, (фиг. 2) происхо- 15 дит по описанному выше принципу. Преимуществом же является то, что независимо от места установки рычага 42 после осуществления настройки механизма величина зазора между свободным концом рычага и -упорами 47 и 48 останется постоянной, чем исключается возможное изменение ширины эоны переключения передач. Из схемы устройства представленного на фиг. 1, вид- 25 но, что чем больше отклоняется угол между осью рычага 1 и плоскостью пластины 8 от прямого, тем меньше свободный ход рычага, что указывает на уменьшение ширины зоны переключе- 30 ния 4
Формула изобретения
Устройство автоматического переклю. чения передач трансмиссии транспортного средства, содержащее основной рычаг регулятора, один конец которого закреплен шарнирно, а средняя часть связана с центробежным датчиком, задающий механизм, орган управ- 40 ленни которым связан посредством рычага регулятора топливного насоса с регулятором топливного насоса двигателя и с упомянутым основным рычагом, упор, электрически изоли- 45 рованный от корпуса регулятора, при53 6 вод вращения, выходной вал которого связан с винтовой передачей, при этом система управления приводом включает в себя электроцепи прямого и обратного хода двигателя, подключенные к источнику электропитания, электроконтакты включения привода, исполнительный механизм регулятора, включающий в себя корпус, и контакты, расположенные на рычаге регулятора топливного насоса двигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыпения эффективности путем сокращения регулировочных рабо r и автоматизации настройки исполнительного механизма, оно снабжено, подвижным элементом, установленным на корпусе исполнительного механизма, связанным с винтовой передачей, при этом на упомянутом подвижном элементе установлены включатели привода, выполненные с возможностью взаимодействия с другим концом основного рычага регулятора, при этом в цепи прямого вращения установлены подключенные проводами к источнику питания. контакт включения электродвигателя, образованный рычагом регулятора топливного насоса, кинематически связанным через пружину, дополнительный рычаг и тягу с педалью задающего механизма, и упором, электрически: HsoJIHpoBBHHbM от корпуса регулятора, обмотки первого и второго электромагнитного реле, в цепи обратного вращения .установлен, под-. ключенный проводами к источнику питания, контакт включения электродвигателя, образованный основным рычагом и упором подвижного элемента, соединенным проводами с обмотками третьего и четвертого реле, при этом соответствующие постоянно замкнутые и постоянно разомкнутые контакты соот- . ветствующих реле подключены к электродвигателю.
1310253
Составитель А. Барыков
Редактор Ю. Середа Техред Н.Глущенко Корректор А. Зимокосов
Заказ 2674 Тираж 598 Подписное
ВНИИПК Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4