Мобильное энергетическое средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения повышение долговечности и снижение расхода топлива . Средство содержит двигатели 1 и 7 внутреннего сгорания, валы которых связаны посредством гидродинамической муфты 2, передающей вращение валу 5 отбора мощности (ВОМ) и коробке 3 перемены передач. Рабочая полость 6 гидромуфты 2, насос ое колесо которой связано с валом двигателя 7, подключена к гидросистеме посредством распределителя (Р) 11, а двигатель 7 - к топливному баку 6 Р 12. Система управления включает датчики 14 и 15 оборотов двигателя 1 и ВОМ 5, KOTOjfbie подключены к электронному блоку 13. Выходы последнего подключены к электромагнитам 20 и 21 Р 11 и к электромагниту 23 Р 12. Вначале запускается основной двигатель 1, Электронщ.ш блок 13 вычисляет разность между оборотами двигателя 1 и ВОМ 5. При перегрузке двигателя 1 указанная разность становиться больше заданного уровня, включаются электромагниты 20 и 23, происходит запуск двигателя 7, разность оборотов уменьшается , двигатель 7 переводится из режима запуска в рабочий режим. При уменьшении нагрузки разность оборотов также уменьшается до определенного уровня, 2 ил. § сл со со со а О)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19)- (11) (51)4 А 01 В 67/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3862045/29-15 (22) 17.01.85 (46) 30.05.87. Бюл. 1)р 20 (71) Белорусский политехнический институт (72) Н.В. Богдан, А,Н, Лысенко

А.Н. Шиманович, Э,В, Саркисян и A,А. Тондель (53) 631.35(088.8) (56) Армейские автомобили. Конструкция и расчет, l . Типы автомобилей, компоновка, силовые передачи/Под ред, А,С, Антонова ° М,: MO СССР, 1970, с,17, Там же, с.70. (54) МОБИЛЬНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения повышение долговечности и снижение расхода топлива, Средство содержит двигатели 1 и 7 внутреннего сгорания, валы которых связаны посредством гидродинамической муфты 2, передающей вращение валу 5 отбора мощности (ВОМ) и коробке 3 перемены передач, Рабочая полость б гидромуфты 2, насосное колесо которой связано с валом двигателя

7, подключена к гидросистеме посредством распределителя (P) 11, а двигатель 7 — к топливному баку 6 P 12, Система управления включает датчики

14 и 15 оборотов двигателя 1 и ВОМ 5, кото)В)е подключены к электронному блоку 13, Выходы последнего подключены к электромагнитам 20 и 21 P 11 и к электромагниту 23 P 12. Вначале запускается основной двигатель 1, Электронный блок 13 вычисляет разность между оборотами двигателя 1 и

ВОМ 5, При перегрузке двигателя 1 указанная разность становится больше заданного уровня, включаются электромагниты 20 и 23, происходит запуск двигателя 7, разность оборотов умень" веется, двигатель 7 переводится иэ режима запуска в рабочий режим, При уменьшении нагрузки разность оборотов также уменьшается до определенного уровня, 2 ил.! 31336

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автотракторной технике.

Цель изобреиения — снижение расхода топлива и повышение долговечно- 5 сти.

На фиг,l представлена схема силовой передачи мобильного энергетичес.кого средства; на фиг„2 — функциональная схема электронного блока уп- !р равления.

Мобильное энергетическое средство содержит основной двигатель 1, трансмиссию со сдвоенной гидродинамической муфтой 2, имеющей рабочие полости A 15 и g, с коробкой 3 перемены передач (КПП), дифференциалом 4, валом 5 отбора мощности (ВОМ), топливный бак б.

Основной двигатель 1 соединен с дополнительным двигателем 7 при по- 2Р мощи гидродинамической муфты 2, Рабочая полость g гидромуфты 2, насосное колесо которой установлено на валу дополнительного двигателя 7, подключена к источнику 8 давления и сливу

9 через предохранительный клапан 10 и трехпозиционный распределитель 11, Дополнительный двигатель 7 подключен к топливному баку б через двухпозициoHHbIH распределитель 12, элЕктромаг- ЗР нит которого соединен с электронным блоком 13 управления, к которому подключены датчики 14 оборотов основного двигателя 1 и датчик 15 оборотов первичного вала КПП 3 или ВОМа 5.

Электронный блок 13 управления содержит сумматор 16, один вход которого связан с датчиком )4 оборотов, другой вход через инвертор 17 — с датчиком 15 оборотов первичного вала 40

КПП, а выход — с первым входом компаратора 18 схемы сравнения, второй вход которого предназначен для задания порогового уровня Д, кроме того, выход сумматора 16 соединен с вторым 45 входом компаратора 19, первый вход которого предназначен для задания порогового уровня В, Выход компаратора 18 подключен к электромагниту

20 распределителя 11, а выход компа- 5р ратора !9 — к электромагниту 21 распределителя 11 и через инвертор 22— к электромагниту 23 распределителя 12, Устройство работает следующим образом °

При запуске основного двигателя 1 в момент замыкания контактов включателя массы мобильного энергетическоб 2 го средства запитывается электронный блок 13. При выполнении определенной технологической операции работает

0C HOBHOH QB HI атель 1, p OIIQ JIHH TP JIbHbIH двигатель 7 выключен, Электрический сигнал U îò датчика 14 оборотов основного двигателя поступает на один вход сумматора 16, а электрический сигнал Б от датчика

15 оборотов первичного вала КПП с помощью инвертора 17 меняет свою полярность на противоположную и поступает на другой вход сумматора 16 ° В результате на выходе сумматора 16 формируется электрический сигнал, представляющий собой разность напряжений U — U .

При перегрузке двигателя 1 разница оборотов на его валу и на ВОМ 5 возрастает, следовательно, пропорционально ей возрастает и разность напряжений U1 — U, Если указанная разность напряжений привысит величину заданного порогового уровня А, то на выходе компаратора 18 появится сигнал рассогласования, соответствующий "1" ° При этом разность напряжений U„-U будет. превышать и меньший по величине пороговый уровень В(А>В), что приведет к появлению Он на выходе компаратора 19. Таким образом, на электромагнит 20 распределителя 11 поступает с выхода компаратора 18, а на электромагнит 21 — "0" с выхода компаратора 19, Такое сочетание электрических сигналов на электромагнитах

20 и 21 приводит к переключению распределителя ll в позицию, при которой жидкость гидронасосом 8 нагнетается в полость В сдвоенной гидромуфты 2, В результате начинает вращаться коленвал дополнительного двигателя 7.

Одновременно "0" на выходе схемы 19 сравнения инвертируется элементом 22 в "1", которая воздействует на электромагнит 23 распределителя !2, вы" зывая его переключения в позицию, при которой топливный бак 6 подключается к топливному насосу дополнительного двигателя 7. Последний заводится и работает вместе с основным двигателем 1, В результате разница оборотов ыа валу двигателя 1 и íà ВОМ 5 начинает уменьшаться, следовательно уменьшается и разность напряжений

U -!! и, ecJIH она уменьшается JIo значения, находящегося в пределах от

А до В, то на выходе компаратора 18

1313366

4 ,е ° личив тем самым долговечность всей м- машины, сигнал рассогласования исчезает, т становится равным "0". На выходе ко паратора 19 электрический сигнал не изменяется, т.е, на обоих электромагнитах распределителя 11 в этом случае 5 имеется "0", что приводит к переключению последнего в позицию, при которой полость В гидромуфты 2 отключается от насоса 8, а трубопроводы полости запираются.

При этом на выходе инвертора 22 сохраняется "1", следовательно распределитель 12 остается в описанной позиции, При недогрузке системы с двумя ра-15 ботающими двигателями, если разница напряжений U1 -П на выходе сумматора

16, пропорциональная разнице оборотов на валу двигателя 1 и на ВОМ 5, окажется только меньше порогового 20 уровня В, то на выходе компаратора

18 остается "0", как и в предыдущем случае, а на выходе компаратора !9 формируется "1", которая, поступая на электромагнит 21 распределителя

11, переключает его в позицию, при которой полость Б гидромуфты 2 соединяется со сливом, Одновременно "1" на выходе компаратора 19 преобразуется элементом HE 22 в "0", поступающий на электромагнит 23 распеределителя 12, что вызывает его переключение в.позицию, при которой топливный насос двигателя 7 отключается от топливного бака 6, В результате до- 35 полнительный двигатель 7 глохнет и продолжает работать только основной двигатель 1, Изобретение позволяет повысить топливную экономичность и снизить из-4О нос дополнительного двигателя увеФормула изобретения

Мобильное энергетическое средство, содержащее основной и дополнительный двигатели внутреннего сгорания, валы которых связаны друг с другом и с валом отбора мощности, и гидросистему, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения расхода топлива и повышения долговечности, средство снабжено трехпозиционным и двухгюзиционным гидрораспределителями, датчиками оборотов основного двигателя и вала отбора мощности, подключенным к ним сумматором, двумя инверторами и двумя компараторами и сдвоенной гидродинамической муфтой, посредством которой связаны валы двигателей, причем рабочая полость гидромуфты, насосное колесо которой связано с валом дополнительного двигателя, подключена к гидросистеме через трехпозиционный гидрораспределитель, а дополнительный двигатель соединен с топливным баком через двухпозиционный гидрораспределитель, при этом датчик оборотов вала отбора мощности подключен к входу сумматора через йнвертор, выход сумматора соединен с первым входом первого и вто-: рым входом второго компараторов, на другие входы которых поданы опорные сигналы, при этом выходы компараторов связаны с входами управления трехпозиционного распределителя, а выход второго компаратора через второй инвертор подключен к входу управ" ления двухпозиционного распределителя.

13133бб

Составитель В, Китаев

Техред .1.Ходанич Корректор Н. Король

Редактор К. Волощук

Заказ 2151/1 Тираж б30

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раупская наб,, д,4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4