Трансмиссия транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности, а также увеличение компактности привода путем уменьшения крутяш.его момента, передаваемого на другие узлы трансмиссии, сокраш,ения числа элементов привода. Трансмиссия 20 содержит коробку передач, главную передачу 8 и механизм перемещения 7. В коробку передач входят входной вал 18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней 22, установленной на выходном валу 23. Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26. При переключении передач картер главной передачи 8 поворачивается вокруг оси ведомой шестерни посредством механизма перемещения 7. Подсоединение входного вала 6 главной передачи к выходному валу, например 18, коробки передач осуществляется с помощью муфты, установленной на входном валу 6 главной передачи. 1 з.п.ф-лы. 5 ил., 2 табл. о SS (Л 8 со 00 4:и со 00 Фиг.2
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 К 17 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Alga i) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4002722/31-11 (22) 02,01.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В. Б. Альгин, В. В. Грицкевич, С. Н. Поддубко и О. П. Царев (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1280765, кл. В 60 К 17/08, 1985. (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности, а также увеличение компактности привода путем уменьшения крутящего момента, передаваемого на другие узлы трансмиссии, сокращения числа элементов привода. Трансмиссия
„,SU» 1318438 А1 содержит коробку передач, главную передачу 8 и механизм перемещения 7. В коробку передач входят входной вал 18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней
22, установленной на выходном валу 23.
Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26. При переключении передач картер главной передачи 8 поворачивается вокруг оси ведомой шестерни посредством механизма перемещения 7. Подсоединение входного вала 6 главной передачи к выходному валу, например
18, коробки передач осуществляется с помощью муфты, установленной на входном валу 6 главной передачи. 1 з.п.ф-лы. 5 ил., 2 табл.
1318438
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях легковых автомобилей.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, имеющей в качестве одного из агрегатов закрепленную на раме транспортного средства главную передачу привода колес.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии; на фиг. 2 — то же, с расширенными возможностями; на фиг. 3 — синхронизирующая муфта; на фиг. 4 — механизм поворота главной передачи, вариант; на фиг. 5 регулируемая опора картера главной передачи.
Коробка передач (фиг. 1) содержит входной вал 1 с закрепленной на нем шестерней 2 и выходной вал 3 с закрепленной на нем шестерней 4, которая связана с шестерней 2 входного вала 1. На концах валов 1 и 3 коробки передач, обращенных к главной передаче, выполнены зубчатые венцы, с которыми может взаимодействовать муфта 5, установленная на ведущем валу 6 главной передачи. Механизм перемещения, выполненный в виде гидроцилиндра 7, шток которого соединен с картером 8 главной передачи, установленным в опорах 9 (фиг. 4) с возможностью поворота относительно оси ведомой шестерни 10. Картер 8 главной передачи присоединен к кузову 11 и воспрИнимает реактивный момент.
Соединение главной передачи с колесами осуществляется полуосями с двумя подвижными шарнирами равных угловых скоростей.
Опора 9 картера 8 главной передачи включает кронштейн 12 (фиг. 5), прикрепленный к кузову автомобиля, конический подшипник 13, крышку 14, упорную гайку 15.
Для защиты от влаги и пыли подшипниковые узлы могут быть закрыты резиновыми чехлами 16 и 17.
Привод может быть использован в качестве реверс-редуктора в трансмиссиях транспортных машин, особенностью работы которых является цикличность, например, промышленных тракторов.
Привод, содержащий коробку передач с двумя выходными валами, имеет ограниченные кинематические возможности (одну передачу переднего хода и одну заднего хода).
На фиг. 2 изображен привод, имеющий расширенные кинематические возможности.
Коробка передач содержит входной вал
18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней 22, установленной на выходном валу 23. Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26.
В табл. 1 приведены порядковые номера передач, передаточные числа и указаны (кре5 f0
55 стиком) выходные валы, работающие на этих передачах.
В табл. 2 указаны числа зубьев шестерен.
Синхронизирующая муфта, разработанная для привода, содержащего коробку передач с коаксиальными выходными валами (фиг. 2), установлена на входном валу 6 главной передачи и состоит из внутренней полумуфты 27 (фиг. 3), имеющей возможность перемещаться по шлицам входного вала 6 главной передачи и охватывающей ее шлицевой полумуфты 28. На концах выходных валов коробки передач, обращенных к главной передаче, выполнены зубчатые венцы 29 и установлены блокировочные кольца 30 с возвратными пружинами 31.
Работу привода рассмотрим на примере, показанном на фиг. 2. Привод работает следующим образом. Вращающийся момент от двигателя передается путем поочередного подсоединения валов 18, 20, 23 и 26 к входному валу 6 главной передачи.
При этом картер 8 главной передачи посредством гидроцилиндра 7 перемешается в положение, в котором ось входного вала 6 главной передачи совпадает с осью вала выбранной передачи. Соединение вала выбранной передачи с входным валом 6 главной передачи осуществляется посредством синхронизирующей муфты.
При включении, например, первой передачи внутренняя полумуфта 27 (фиг. 3) перемещается вилкой по шлицам ведущего вала 6 главной передачи и прижимается боковой поверхностью к поверхности блокирующего кольца 30. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо 30 поворачивается и упирается своими зубьями в торцы зубьев зубчатого венца 29. После уравнения угловых скоростей внутренней полумуфты 27 и зубчатого венца 29 выходного вала первой передачи блокирующее кольцо 30 соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца 29 под действием осевого усилия, передаваемого от вилки включения передач.
При этом внутренняя полумуфта 27, перемещаясь дальше вместе с блокирующим копьцом 30, своими шлицами соединяет входной вал 6 главной передачи и выходной вал 18 первой передачи. При выключении передачи все детали занимают исходное положение и блокирующее кольцо 30 отходит обратно под действием пружины 31.
Для включения второй передачи картер 8 главной передачи (фиг. 2) посредством гидроцилиндра 7 перемешается в положение, в котором ось входного вала 6 главной передачи совпадает с общей осью выходных валов
20 и 26 соответственно второй и третьей передач.
Далее шлицевая полумуфта 28 (фиг. 3) синхронизируюшей муфты перемещается с помощью вилки по шлицам внутренней полумуфты 27, связанной с входным валом 6
1318438 главной передачи и прижимается боковой поверхностью . к поверхности блокирующего кольца 30. Далее процесс включения второй передачи идет аналогично описанному процессу включения первой передачи.
Для переключения со второй на третью передачу шлицевая полумуфта 28 возврашается в исходное положение, а внутренняя полумуфта 27 своими шлицами после синхронизации оборотов соединяет входной вал
6 главной передачи (фиг. 2) и выходной вал 20 третьей передачи.
Штоки и вилки переключения передач в нейтральном и включенном положениях удерживаются, например, с помощью подпружиненных фиксаторов, а для предупреждения одновременного включения двух передач используются замки.
Картер 8 главной передачи (фи г. 5) крепится к кузову автомобиля посредством кронштейна 12. Для удобства ремонтных работ кронштейн 12 выполнен с отъемной крышкой 14.
При сборке привода после монтажа главной передачи устанавливают крышки 14 и крепят их болтами к кронштейну 12. Натяг подшипников 13 осуществляют. упорными гайками 15, ввернутыми в гнезда подшипников. Этими же гайками 15 регулируют положение картера 8 главной передачи относительно коробки передач.
Формула изобретения
1. Трансмиссия транспортного средства, содержашая коробку передач с по крайней мере двумя расположенными в одной и locкости выходными валами с венцами на концах, муфту с подвижным соединительным элементом, механизм поворота картера одного из агрегатов трансмиссии, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, имеющей в качестве одного из агрегатов закрепленную на раме транспортного средства главную передачу привода колес, картер главной передачи трансмиссии транспортного средства установлен с возТаблица 1
Валы
Передаточное кисло
Передача
23
1,0
О, 62-
3.Х 0 - 0 зо ) лблица2
Ч г
Зубчатое когпесо
4 т1ис -... ло
30 зубьев можностью поворота относительно оси ведомой шестерни и связан с рамой транспортного средства через механизм поворота, на входном валу главной передачи установлена упомянутая муфта для связи ее подвижного элемента с венцом одного из выходных валов коробки передач, а выходные валы коробки передач установлены с пересечением их осей в одной точке.
2. Трансмиссия по и. 1, отличающаяся тем, что механизм поворота выполнен в виде силового цилиндра, закрепленного шарнирно на раме транспортного средства и картере r.ïàBHOÉ передачи.
1318438
1318438
Щ; 5
Составитель С. Белоусько
Редактор Н. Лазаренко Техред.И. Верее Корр«ктор Л. Зимокосов
Заказ 2464/!4
l Тираж 598 1!одни«ног
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по д«лам изоор«;« ии и огкргкгии
113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раугиская иао.. т. 1 5
Производственно-полиграфическое предприяти«, г. Ужгоро,ь ул 11ро«кгиая. 4