Устройство для контроля сдвига фаз двух последовательностей импульсов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам контроля цифровых пересчетных схем и может быть использовано в системе автоматической локомотивной сигнализации в устройствах, непосредственно отвечающих за безопасность движения поездов, например в устройстве, определяющем соответствие положения рукоятки реверсу и направлению движения поезда. Цель изобретения - повьшение достоверности контроля достигается за счет введения новых схемных элементов и функциональных связей , обеспечивающих исключение сигнала Годен при отказах элементов устройства. Для этого в устройство, содержащее D-триггер 1, элемент ИЛИ 2, элементы И 3 и 4, входы 13-16 и вь-чодную шину 18 дополнительно введены элемент ИЛИ 5, элемент И 6 и 7, элемент И-НЕ 8, элементы НЕ 9-12 и элемент 17 контроля импульсной работы . 1 ил. i (Л W со to ел О) 00 vl

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (504 Н 03 К 21 40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3995293/24-21 (22) 25.12.85 (46) 23.07.87. Бюл. У 27 (71) Конструкторское бюро Главного уп.— равления сигнализации и связи МПС

СССР (72) Е.Н. Розенберг, Я.С. Спектор, В.И. Любимов, В.И. Зорин, А.В. Кузьмин, Д.В. Шалягин и А.Е. Шухин (53) 621.374.32(088,8) (56) Алексеенко А.Г. и др.. Микросхемотехника. — М.: Радио и связь, 1982, с. 221. рис. 5, 15 б .

Агаханян Т.М. и др. Интегральные триггеры устройств автоматики. — М.:

Машиностроение, 1978, с. 287, рис. 3. 14. (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СДВИГА ФАЗ

ДВУХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ ИМПУЛЬСОВ (57) Изобретение относится к устройствам контроля цифровых пересчетных.SU» 1325687 А 1 схем и может быть использовано в системе автоматической локомотивной сигнализации в устройствах, непосредственно отвечающих sa безопасность движения поездов, например в устройстве, определяющем соответствие положения рукоятки реверсу и направлению движения поезда. Цель изобретения — повышение достоверности контроля достигается за счет введения новых схемных элементов и функциональных связей, обеспечивающих исключение сигнала "Годен" при отказах элементов устройства. Для этого в устройство, содержащее D-триггер 1, элемент ИЛИ

2, элементы И 3 и 4, входы 13-16 и в1- :одную шину 18 дополнительно введены элемент ИЛИ 5, элемент И 6 и 7, элемент И-НЕ 8, элементы НЕ 9-12 и элемент 17 контроля импульсной работы. 1 ил.

t5

25.ностью "2", сдвинутые на 90 ° На вход

50

t 132

Изобретение относится к импульсной технике, в частности, к устройствам контроля цифровых пересчетных схем, отвечающих специальному требованию защищенности от ложных сигналов контроля Годен при отказах элементов, и может применяться в устройстве автоматической локомотивной сигнализации в схемах, непосредственно отвечающих за безопасность движения поездов, например в устройстве, определяющем соответствие положения рукоятки реверса и направления движения поезда.

Целью изобретения является повышение достоверности контроля.

Поставленная цель достигается за счет введения новых конструктивных признаков, обеспечивающих исключение сигнала Годен при отказах элементов устройства.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства контроля сдвига фаз двух последовательностей импульсов.

На чертеже обозначено: D-триггер

1, первый элемент ИЛИ 2, первый и второй элементы И 3 и 4, второй элемент ИЛИ 5, третий и четвертый элементы И 6 и 7, элемент И-HE 8, первый, второй, третий, четвертый элементы НЕ 9-12, первый 13 и второй 14 входы, третий 15 и четвертый. 13 входы, элемент 17 контроля импульсной работы, выходная шина 18.

На чертеже вход 13 соединен с первым входом элемента И 3, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ 2, второй вход и выход которого соединены соответственно с выходом элемента И 4 и.с D âõîäîì Dтриггера 1, выход элемента ИЛИ 5 соединен с входом синхронизации D òðèãгера 1, выход и вход установки в

"0" которого соединены соответственно с входом элемента 17 контроля импульсной работы и с выходом элемента

И-НЕ 8, первый и второй входы элемента ИЛИ 5 соединены соответственно с выходами элементов И 6 и 7, первые входы которых соединены соответственно с входом 14 и входом 15 и соединены соответственно с входами элементов HE 9 и 10, выходы которых соединены соответственно с вторым входом элемента И 3 и первым входом элемента И 4, второй вход которого сое. динен с входом 16, с вторым входом элемента И 7 и с входом элемента HE

5687 2

11, выход которого соединен с черным входом элемента И-HE 8, второй вход которого соединен с выходом элемента НЕ 12, вход которого соединен с вторым входом элемента И 6 и .с входом 13, выход элемента 17 контроля импульсной работы соединен с выходной шиной 18.

Устройство работает следующим образом.

При соответствии фаз.импульсных последовательностей, поступающих на вход 13 и вход 16 устройства,, D-триггер 1 динамически переключается, и его импульсный выходной сигнал преобразуется элементом 17 контроля импульсной работы в сигнал логической "1". В частности, при применении устройства в автоматической локомотивной сигнализации при соответствии положения рукоятки реверса и направления движения поезда на входы 13 и 16 подаются последовательности прямоугольных импульсов со скваж14 и вход 15 поступают постоянные и противофазные сигналы информации о положении рукоятки реверса. Так, при движении вперед сигнал логической "1" присутствует на входе 14, а при движении назад — на третьем входе 15.

При движении вперед на входах элемента И 6 присутствует логическая "1" с входа 14 и импульсная последовательность с входа 13, которая повторяется .на выходах элементов И 6, ИЛИ

5 и на входе синхронизации (С) D-триггера 1, сигнал на D-вход которого поступает с входа 16 через элементы

И 4, ИЛИ 2.

Вследствие наличия между импульсными последовательностями на входах

13 и 16 сдвига фаз (в данном случае

90 ) в течение каждого периода импульсных последовательностей (пери- . оды и скважности их одинаковы) на входах 16 и 13 устройства сменяют друг друга четыре кодовые комбинации: 10, 11, 01, 00. При этом в момент смены сигнала с "0" на "1" на входе С, на входе О присутствует сигнал "1" и D-триггер 1 устанавливается в состояние 1, а при приходе комбинации 00, В-триггер 1 сбрасывается в состояние 0 по входу установки в "0" (R) сигналом "0" с выхода элемента И-НЕ 8. Импульсный выходной сигнал D-триггера 1 преобразуется элементом 17 контроля им1325687

4 ступают синфазные сигналы и его динамическое переключение прекращается.

Формула изобретения

При реализации устройства с исполь- И и пер зованием релейных элементов, элементы40 И, втор

2-7 могут быть заменены двумя пере- четверт ключающими контактами рукоятки ревер- четверт са. В этом случае рассмотрение отка- третьег зов, характерных для релейных элемен- го соед тов (залипание и сообщение замыкаю- 45 И-НЕ, в щих и размыкающих контактов), пока- с выход зывает, что защищенность устройства вход ко от появления ложного сигнала "1" со- дом тре храняется. Так, например, при сооб- входом, щении замыкающего и размыкающего кон-50 пульснои тактов на входы С и DD-триггера 1 по- шиной.

Составитель В. Ранов

Редактор Г. Гербер Техред И. Попович .

Корректор С. Шекмар

Заказ 3124/55 Тираж 901 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4 пульсной работы в постоянный сигна .

"1" по шине 18 устройства с исключением возможности ложного появления сигнала "1" на шине 18 при неисправностях устройства, приводящих к прекращению динамической работы D-триггера 1.

При движении назад нормальная работа устройства происходит аналогично только последовательности импуль- 10 сов, поступающие на входы С и DDтриггера 1, меняются местами для сохранения условий его динамической работы, так как движению назад соответствует изменение фазы импульсов от датчика скорости (не показан) на

80о

Предлагаемое устройство фиксирует отказ и исключает выдачу на выход ложного сигнала "1" при нарушении 20 сдвига фаз импульсных последовательностей. В частности, при применении в качестве устройства контроля соответствия положения рукоятки реверса и направления движения поезда, оно позволяет зафиксировать ситуацию, когда рукоятка реверса выведена в нулевое положение (сигнал "0" на входах 14 и третьем 15 устройства), а от датчика скорости поступают сиг- 30 налы, свидетельствующие о скатывании поезда вперед или назад. Действительно, в этом случае обе импульсные последовательности поступают на вход D, динамическая работа D-триг- 35 гера отсутствует,и сигнал на шине 18 устройства равен "0".

Устройство контроля сдвига фаз двух последовательностей импульсов, содержащее D-триггер, первый элемент

ИЛИ, два элемента И и первый, второй входы, первый из которых соединен с первым входом первого элемента И, выход которого соединен с первым входом первого элемента ИЛИ, второй вход и выход которого соединены соответственно с выходом второго элемента И и с D-входом D-триггера, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля, в него введены третий и четвертый элементы И, элемент И-НЕ, первый, второй, третий, четвертый элементы НЕ, элемент контроля импульсной работы, второй выход второго элемента ИЛИ соединен с входом синхронизации D-триггера, выход и вход установки в "0" которого соединены со" ответственно с входом элемента контроля импульсной работы и с выходом элемента И-НЕ, первый и второй входы второго элемента ИЛИ соединены соответственно с выходами третьего и четвертого элементов И, первые входы которых соединены соответственно с вторым входом и третьим входом и соединены соответственно с входами первого и второго элементов НЫ, выходы которых соединены соответственно с вторым входом первого элемента вым входом второго элемента ой вход которого соединен с

ым входом, с вторым входом ого элемента И и с входом о элемента НЕ, выход котороинен с первым входом элемента торой вход которого соединен ом четвертого элемента НЕ, . торого соединен с вторым вхотьего элемента И и с первым выход элемента контроля имработы соединен с выходной .