Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность контроля загрузки. Устр-во содержит формирователь 1 угловых меток , преобразователь 2 угловой скорости , измеритель 3 частоты вращения, блоки 4, 5, 11 дифференцирования, нуль-орган 6, блок 7 памяти, задатчик 8 рабочей зоны, блок 9 сравнения, индикатор 10, аналоговый ключ 12, формирователь 13 импульсов верхней мертвой точки (ВМТ) поршня первого : цилиндра и датчик 14 ВМТ. Сигнал с выхода преобразователя 2 одновременно поступает на входы измерителя .3 и блока 11. С измерителя 3 сигнал через блоки 4 и 5 поступает на вход нуль-органа 6. Последний срабатывает в момент оптимальной загруз} :к двигателя . На сигнальный вход ключа 12 одновременно поступают сигналы с блока 11 и формирователя импульсов ВМТ. Выходные синналы с нуль-органа и ключа 12 одновременно поступают на вход блока 7. Выходной сигнал с блока 7 сравнивается с сигналом задатчика 8. В случае нахождения его за пределами оптимальной рабочей зоны срабатывает индикатор 10. 1 ил. i (Л С Sю ;о L
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (1Ю (И) А1 (Я) 4 G 01 L 3/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4032268/25-06 (22) 06.03.86 (46) 30.07.87. Бюл. И 28 (71) Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Сибирское отделение по автоматизации машинно-тракторных агрегатов Научнопроизводственного объединения по тракторостроению 1 (72) В.N. Лившиц, И.П. Добролюбов, А.P. Голштейн, С.В. Самойлов и В.Ф. Капканец (53) 621.43.001.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1091040, кл. G 01 ? 3/24, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАГРУЗКИ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность контроля загрузки. Устр-во содержит формирователь 1 угловых меток, преобразователь 2 угловой скорости, измеритель 3 частоты вращения, блоки 4, 5, 11 дифференцирования, нуль-орган 6, блок 7 памяти, задатчик 8 рабочей зоны, блок 9 сравнения, индикатор 10, аналоговый ключ 12, формирователь 13 импульсов верхней мертвой точки (ВИТ) поршня первого цилиндра и датчик 14 ВМТ. Сигнал с выхода преобразователя 2 одновременно поступает на входы измерителя .3 и блока 11. С измерителя 3 сигнал через блоки 4 и 5 поступает на вход нуль-органа 6. Последний срабатывает в момент оптимальной загрузки двигателя. На сигнальный вход ключа 12 одновременно поступают сигналы с бло- . Я ка 11 и формирователя импульсов ВМТ.
Выходные синналы с нуль-органа и ключа 12 одновременно поступают на вход блока 7. Выходной сигнал с блока
7 сравнивается с сигналом задатчика
8. В случае нахождения его за пределами оптимальной рабочей зоны срабатывает индикатор 10. 1 ил.
1326929
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля работы двигателя внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение точности контроля загрузки двигателя в эксплуатационных условиях.
На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства. 10
Устройство содержит последовательно соединенные формирователь 1 угловых меток, преобразователь 2 угловой скорости, измеритель 3 частоты вращения, первый блок 4 дифференцирования, 15 второй блок 5 дифференцирования, нульорган 6, блок 7 памяти, задатчик 8 рабочей зоны, блок 9 сравнения и индикатор 10, а также третий блок 11 дифференцирования, аналоговый ключ
12, формирователь 13 импульсов верхней мертвой точки (BMT) поршня первого цилиндра и датчик 14 ВМТ. Вход блока 11 дифференцирования соединен с выходом преобразователя 2 угловой 25 скорости и входом измерителя 3 частоты вращения, а выход — с сигнальным входом аналогового ключа 12„ управляющий вход которого соединен через формирователь 13 импульсов BMT с дат- З0 чиком 14 ВМТ. Выход аналогового ключа 12 соединен с вторыми входами блока 7 памяти и блока 9 сравнения.
Устройство работает следующим образом.
При работе двигателя сигнал с формирователя 1 угловых меток коленчатого вала двигателя поступает на преобразователь 2 угловой скорости ко- . ленчатого вала. Вследствие изменения 40 момента инерции двигателя и чередования вспышек в цилиндрах двигателя, угловая скорость представляет собой переменный во времени сигнал, даже при постоянной загрузке двигателя. 45
Сигнал с выхода преобразователя 2 одновременно поступает на входы измерителя 3 частоты вращения и третьего блока 11 дифференцирования. С выхода измерителя 3 сигнал, соответствующий 50 частоте вращения вала двигателя (средней угловой скорости за цикл работы двигателя), последовательно проходит через блоки 4 и 5 дифференцирования, на выходе которых вырабатывается сигнал, пропорциональный второй производной частоты вращения вала.
Указанный сигнал поступает на вхоц нуль-органа 6, срабатывающего в момент неравенства нулю этого сигнала, что соответствует оптимальному загрузочному режиму работы двигателя.
С выхода третьего блока 11 дифференцирования сигнал, пропорциональный мгновенному значению углового ускорения, поступает на сигнальный вход аналогового ключа 12, на управляющий вход которого поступает сигнал с формирователя 13 импульсов ВМТ, вырабатывающего импульс в случае нахождения поршня в BMT (срабатывает датчик BMT). Получаемый на выходе аналогового ключа 12 сигнал ускорения, соответствующий моментам нахождЕния поршня в ВМТ, поступает на второй вход блока 7 памяти и фиксируется в нем при наличии сигнала на первом входе блока 7 памяти, поступающего с нуль-органа 6. Одновременно этот сигнал поступает на второй вход блока 9 сравнения. Значение зарегистрированного в блоке 7 памяти ускорения соответствует номинальному значению момента двигателя на скоростной характеристике (внешней или частичной) работы двигателя.
Через задатчик 8 рабочей зоны, выполненный в виде порогового устройст ва на два уровня граничных значений по моменту, соответствующих верхнему и нижнему пределам оптимальной saгрузки, сигнал подается на первый вход блока 9 сравнения, где сравнивается с текущим значением ускорения коленчатого вала при нахождении поршня в BMT. Выходной сигнал несет информацию о степени загрузки двигателя.
Если это значение находится за пределами оптимальной зоны загрузки, результат сравнения подается на индикатор 10 в виде сигнала "Загрузка ниже оптимальной" или Загрузка выше оптимальной ". В случае, если значение ускорения находится в пределах оптимальной зоны, заданной задатчиком 8 рабочей зоны, то на выходе блока 9 сигнал отсутствует.
Таким образом, применение предлагаемого устройства обеспечивает контроль загрузки двигателя с большой достоверностью, что способствует снижению расхода. топлива и повьппению надежности двигателя.
Формула и з о б р е т е н и я
Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания, содержащее измеритель частоты вращения, 1326929
Составитель В. Горбунов
Редактор Ю., Середа Техред Д.Олийнык Корректор В. Бутяга
Заказ 3273/37 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 к выходу которого последовательно подключены первый и второй блоки дифференцирования, нуль-орган, блок па- . мяти, задатчик рабочей зоны, блок сравнения и индикатор, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля загрузки в эксплуатационных условиях, устройство дополнительно содержит формиро- 10 ватель угловых меток, преобразователь угловой скорости, третий блок дифференцирования, датчик верхней мертвой точки (ВМТ) поршня первого цилиндра, формирователь импульсов ВМТ поршня первого цилиндра и аналоговый ключ, причем вход преобразователя угловой скорости соединен с формирователем угловых меток, а выход — с измерителем частоты вращения и с входом третьего блока дифференцирования, выход которого соединен с сигнальным входом аналогового ключа, управляющий вход которого соединен через формирователь импульсов ВМТ с датчиком ВМТ, а вы-. ход — с вторыми входами блока памяти и блока сравнения.