Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области технической диагностики автомобилей. Цель изобретения - повышение эффективности контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля. Датчики 2 и 3 тормозных сил правого и левого колес соединены через вычитатель 1, интегратор 4 и компараторы 5 и 6 с элементом РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7, которьп вырабатывает сигналы управления двухчастотным генераторсзм 8. Вькод генератора 8 через элемент 9 И-ПЕ соединен со светодиодом 10. В схеме использованы ключевой элемент 16, определяющий частоту генератора 8 (1 или 4 Гц), и датчик торможения 11, соединенный с интегратором 4 через одновибратор 12, вырабатывающий сигнал разрешения интегрирования . Интегратор 4 вырабатывает сигнал , пропорциональны11 разности интегралов от тормозных си.ч датчиков 2 и 3, соответствующий неравномерности срабатывания тормозов. Ecjni напряжспиг на выходе интегратора 4 меньше -1В, то генератор 8, светодиод 10 работают с частотой 1 Гц, что указывает на недостаточную силу торможения правого колеса. В случае недостаточной силы торможения левого колеса интегратор 4 вырабатывает напряжение больше +1В, тогда генератор 8 и светодиод 10 работают с частотой 4 Гц. 2 ил. lO а) со 4; ю со 14) f
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 В 60 Т 17 22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1168454 (21) 4048491/27-11 (22) 07. 04. 86 (46) 07. 10. 87. Бюл. У 37 (71) Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства автомобильной промьппленности и Научно-производственное объединение "Казавтотранстехника" (72) Н.Ш.Габитов, В.Я.Сиятов, Д.Ш.Габитов и А.Н.Быков (53) 629.113-59(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
1168454, кл. В 60 Т 17/22, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ HEPABH0MFPH0CTH СРАБАТ1>1ВАНИЯ ТОРМОЗОВ
АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к области технической диагностики автомобилей.
Цель изобретения — повышение эффективности контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля.
Датчики 2 и 3 тормозных сил правого и левого колес соединены через вычитатель 1, интегратор 4 и компарато„„в>>„„> Ы 279> А 2 ры 5 и 6 с элементом РАВНОЗНАЧНОСТЬ
7, который вырабатывает сигналы уп— равления двухчастотным генератором 8.
Выход генератора 8 через элемент 9
И-НЕ соединен со светодиодом 10.
В схеме использованы ключевой элемент 16, определяющий частоту енератора 8 (1 или 4 Гц), и датчик тор— можения 11, соединенный с интегратором 4 через одновпбратор 12, вырабатывающий сигнал разрешения интегрирования. Интегратор 4 вырабатывает сигнал, пропорциональный разности интегралов от тормозных спл датчиков 2 и 3, соответствующий неравномерности срас>атывания тормозов, Если напряжс— пп - на выходе интегратора 4 меньше — 1Â, то генератор 8, светодиод 10 работают с частотой 1 Гц, что указывает на недостаточную с!I.Iv торможения правого колеса. В случае педс..— статочной силы торможения левого колеса интегратор 4 вырабать>вает напряжение больше +1В, тогда генератор
8 и светодиод 10 работают r частотой
4 Гц. 2 ил.
13«
Г .« «<Нс ()ти!(Оti i ..r к техничес; !) t;<.. а им нно к средствам д((;, )1(. «. «<;,(»ия т(>рм(з»» автомоби,;;(.и < -„,: ус; »е) шенствованием ус,> t -, »»т. f tè ..- 1168454. le чь и-<)()1)! ?2»ия — 1! >г<ьппение эффе?(ти?<?(О з и к(H fp().?я i!f ра»номерности
С Р(10, 1ТЬ Г< Л ?! HH ТОРМО 3 О ll 1» РМО<) ИЛ Я, На 1»г . 1 приведена <1>?»клио»альп»я сх и:1 рстройст <» (ия кснтроля
1< р »<« l iриости срабатыг<ания тормо
»
Ус"! -,.О ти<) содержит»ычитатель 1, Г<Х, !" 1, .; т )PОГО ПОДI .ЛЮ<1ЕНЫ Г(атЧИ
КИ ..",:MO»H»òÕ СИЛ Пл ОГС И ЛЕlt, () 1, " (tt J OÌOIJ!1 lя ОЧНОЙ Осti . КЫ»1!
1; "iliapft-. Оро» 5 и 6 соединены с входа)::«(чен "га 7 PABH03НЛЧНОСТЬ, выход к»",>р- о и пключен к входу пуска, .:.<бу кдения) управляемого генератоВыхо(, сенс.ратира 8 связан с ..;.1>»ы:.: »: (t!(>i< элем и га ИНЕ 9, к вы,:О ° 1 .>р,)г(подключен светодиод 10. ,1,«(к 1 < г»рг!Ожения связан через (,> te.!0»»теJ!hHO COO!III»eHHble одновиб .. т р 12 и )-,иффер, »1!Ирующую цепь 13
"ул(-»ыг(l<.- » <Ом три гера 14. Нулевой
t
; .:, цс.:лем и; а !4-Ht . 9. Единичный
» < " t) l ° и»,t.Jtt)чен к выходу г (: ., (<,!!> Г 1 >, J. H p» гный и пря? х <,ы . ) <.;<;,-О («н <зн11 соответст»н(!.г;.! м и»ых»д»м»дновибрато< » 1, Вхс ; «ь?ход ;,:-!фференцирующей
tt(. <и >:, - <-< Н ЫМ «: 0 Д аl 1И г t р;< >р: . Bx»il, »21 «кл<ючения час-« t яемс го 1 (>нег).-<т»р1 8 соеди(H !e p(J K П<>Ч2ВОЙ -Э?1 ?<:-Н 1 1 б
;!с >1 комиаратора 5.
Управляемый генерат»р 8 ус;роен та)И ((! ра?с М, ЧтО Прп ПОС Ту»ЧЕ?(ИИ На
tt « гх > (л.>1 ?11ескогс) О, он заторможен и» if!ac ò логиче скую " 1", а при потуи ?енин на вход пуска логической
"1" возбуждается и выдает импульсы, частота следования которых определястся логическим уровнем сигнала на вх»д» ключевого элемента 16. Если на
«ходе элемента 16 логический "О", то част»та следования импульсов генерат»ра 8 равна, например, 1 Гц, если на входе элемента 16 логическая "1", 2791 то част>та импульсов равна, например, 4 Гц (»ремяэадающий резистор 17 шунтируеTcH Открытым транзистором элемента 16).
:)
Сущность метода определения неравномерности срабатывания тормозов заключается в следующем (фиг, 2). Вычисляют интеграл от разности тормозных сил Р, правого P„ P„ колес в течение установленного времени (на участке их нарастания (т.е. в процессе срабатывания TopM030B), начиная от момента tt достижения тормозной силой первого из колес заданного уровня P
Величина P выбир»ется минималь— за 4 но »Озможиой, но т»кnt., чт >бы превышала значение помех, поступающих от
20 датчиков 2 и 3..1лительиость времени интегрирования с задаетcH такой по(.1 т и я н н О 1 <» е л и ч и? l ы, чтОбы 11 p i i всяких торможениях вь(чисJlf Hèo интеграла произ»оди,?ось на участя» нарастания тор2
МОЗНЫХ СИЛ КОПЕС.
Be (ичииа и знак заштрихованной части ". Ормозиой д 1»граггмы позволяет су;1)1) О неравномерности действия тормоз»» колеc осН в процессе
30 их ср,(бат»1»ания,. Помехи компенсируются интегратором, что повышает достовернос гь и стаби ?ьность измерений.
Устр»йст»о работает следующим образом.
При Tор:lожен?и1 автОмобиля, когда усилие на педали тормоза г?ревышает заданный уровень, ср»батывает датчик
11 т»рможения (вырабатывает логическую "1") и возбуждает одновибратор 12.
40 По переднему фронту импульса одновибратора 12 вырабатывается дифференцирующей. цепью 13 короткий импульс, возвращающий в исходное состояние интегратор 4 и триггер 14. Одновременно, выходным импульсом одновибратора 12, поступающим на вход разрешения интегрирования интегратора 4, разрешается работа интегратора 4.
Последний начинает выдавать сигнал, пропорциональный разности тормозных сил колес, который поступает на его информационный вход с выхода вычитателя 1. По окончании импульса одновибратора 12 на выходе интегратора 4 вырабатывается напряжение, пропорциональное разности интегралов от сигналов датчиков 2 и 3, тормозных сил, которое соответствует неравномерности срабатывания тормозов колес авто3 1342791
4 мобиля. Оно поступает на входы ком- диод 10, которьп начинает мигатi c частотой 1 Гц, что сигнализируc ò о
Уставки компараторов 5 и 6 задают превышении неравномерности срабатьп адиагностические нормативы неравномер- ния тормозов норматива причем прав Е
Ь
Ф с ( ности срабатывания тормозов, настрое- колесо затормаживает позже левого ны таким образом, что эти нормативы (требуется регулировка тормоза праводолжны быть установлены исходя из ус- го колеса) ° ловия, что автомобиль при экстренном торможении не должен выходить за пре1р Когда выходное напряжение интеграделы коридора движения шириной 3,5 м, тора 4 больше +1 В, то на выходах комДля этого в тормозной системе автомо- параторов 5 и 6 логические "1" на выбиля моделируются неисправности, посу С ходе элемента РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7 — "1" ле чего производят затормаживание на
У генератор 8 возбужден и вырабатывает стенде и в дорожных условиях. При
15 импульсы с частотой следования 4 Гi тоРможении на стенДе фиксиРУетсЯ вы- поскол к на в о е
1у ходное напряжение интегр то а 4 а та 16 логическая "1". Если триггер 14 при торможении на дороге измеряется в нулевом состоянии, то разрешается рулеткой поперечное смещение крайней прохождение импульсов генератора 8 чегабаритной точки автомобиля. Выход2р рез элемент 9 на светодиод 10 кото— ное напряжение интегратора 4, соотЭ рый начинает мигать с повышенной часветствующее поперечному смещению автомобиля на 1,75 м, принимается тотой 4 Гц сигнализи я
7 за диагностический норматив неравнонии норматива неравноме ности с абатывания и запаздывании то моза лемерности срабатывания тормозов и в д тормоза ле25 вого колеса по отношению к затормажисоответствии с полученным нормативом ванию правого (необходима регулировка устанавливаются пороги срабатывания тормоза левого колеса) . компараторов 5 и 6 (например, +1 и -1 В соответственно) .
При кратковременных нажатиях на
Тогда, если по окончании процесса
Зр педаль тормоза, когда сигнал датчиторможения выходное напряжение интека 1 1 торможения оканчивается при гратора 4 находится в пределах зоны возбужденном состоянии одновибрато— 1...+1 В, то компаратор 5 вырабаты- ра 12, элементом ЗАПРЕТ 15 вырабатывает логический "0", а компаратор 6
1! 1I вается импульс, устанавливающий триглогическую 1 . При этом элемент
35 reP 14 a ePHHHqy кий "0".с его нулевого выхода блокипающий на вход пуска управляемого герует прохождение сигнала через эленератора 8, который затормаживается и выдает на выходе "1". В этом слумент И-НЕ 9 П и эт р ом, вне зависи чае, если триггер 14 находится в нумости от результатов диагноза (вне
4р зависимости от состояния управляемолевом состоянии, то на выходе элемента И НЕ 9 б вырабатывается О, кото11 11
ro генератора 8), на выходе элемента И-НЕ 9 вырабатывается логическая рым светодиод 10 отключен, что сви- "1" и светодиод излучается непрерывдетельствует о том, что неравномерно, что сигнализирует о необходимосность срабатывания тормозов испытуе45 ти повторного торможения для получемой оси автомобиля не превьппает допустимого уровня. ния достоверных результатов диагноза.
Если выходное напряжение интегра— Если по окончании процесса тормотора 4 меньше — 1 В, то на выходах жения светодиод отключен. то это свикомпараторов 5 и 6 логические "0", 5р детельствует об исправности тормозов, а на выходе элемента РАВНОЗНАЧНОСТЬ если мигает с пониженной частотой
II 11
1 . Этим сигналом э апуска е тся 1 Гц, то неисправен тормоз правого
Управляемый генератор 8, вырабатываю- колеса, если мигает с по вьппе ни ои =: а сщий н а выходе импуль сы с частотой то той 4 Гц то требуется ре гул ир о в ка
1 Гц, и о с ко л ьку на входе элемента 1 6 55 тормоза левого колеса, а к о гда св еtrëÍ логическии 0 . При этом, если триг- тит непрерывно — то, это свидетельстгер 14 в нулевом состоянии, то разре- вует о невыполнении диагностирования шается прохождение импульсов генера- и необходимости повторного тормотора 8 через элемент И-НЕ 9 на свето- жения.
7791
Ра
Уиг.2
Составитель С.Макаров
Техред М.Ходанич Корректор Л.Патай
Редактор А.Шандор
Заказ 4591/18 Тираж 598 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4
134 !> О р и v ..iI 1:, з о б р е т е н и я
Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля по авт. св. В 1168454, о т— л и ч а ю !ц е е с я тем, что, с целью повьш!ения эффективности контроля, 1!!О с1!абже но допО!1н!1Те 11,!!О .к1!ючевым элементом, а управляемый генератор выполнен двухчастотным, вход переключения частоты которого соединен че1 рез ключевой элемент с выходом одного из компараторов.