Сцепное устройство сочлененного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, имекмцих составную раму. Цель изобретения - повышение устойчивости сочлененного транспортного средства путем гашения колебаний секций в горизонтальной плоскости. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит закрепленные на передней и задей секциях опорные элементы, соединенные между собой вертикальным шарниром с возможностью поворота секций в горизонтальной плоскости, стабилизирующее устройство и силовой привод. Стабилизирующее устройство выполнено в виде конических пальцев, жестко соединенных с передней секцией , и двух демпферов, каждый из которых соединен с задней секцией сочлененного транспортного средства с возможностью относительного перемещения по оси вертикального шарнира посредством силового привода, а в корпусе размещен с возможностью поворота относительно последнего конический стакан , на наружной поверхности которого помещена эластичная втулка, закрепленная в цилиндре, смонтированном соосно втулке, и радиально расположенные пластины, одним концом жестко соединенные с цилиндром, а на другом содержащие конические пальцы, на которых установлены пакеты разрезных конических стаканов, при этом последние стаканы каждого пакета жестко соединены с другими пластинами, закрепленными в наружной цилиндрической обойме демпфера. Силовой привод может быть установлен между корпусами демпферов по оси вертикального цилиндра , а корпусы демпферов дополнительно соединены друг с другом посредством упругих элементов и содержат хвостовики, концы которых помещены в ползуны, установленные в направляющих задней секции с возможностью относительного перемещения. 2 3.п. ф-лы, 3 ил. сл со 4 Ю 00 О 05
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.SU, 42806 (ц 4 В 62 D 53/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4072667/31-11 (22) 28.05.86 (46) 07.10.87. Бюл. 9 37 (71) Ленинградская лесотехническая академия им. С.М.Кирова (72) Г.М.Анисимов, А.M.Êî÷íåâ, В.Д.Валяжонков и Д.В.Памфилов (53) 629,114,3(088.8) (56) Патент Великобритании Ф 2117725, кл. В 62 D 53/08, 1983. (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СОЧЛЕНЕННОГО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств, имеющих составную раму. Цель изобретения — повышение устойчивости сочлененного транспортного средства путем гашения колебаний секций в горизонтальной плоскости. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит закрепленные на передней и задей секциях опорные элементы, соединенные между собой вертикальным шарниром с возможностью поворота секций в горизонтальной плоскости, стабилизирующее устройство и силовой привод. Стабилизирующее устройство выполнено в виде конических пальцев, жестко соединенных с передней секцией, и двух демпферов, каждый иэ которык соединен с задней секцией сочлененного транспортного средства с возможностью относительного перемещения по осн вертикального шарнира посредством силового привода, а в корпусе размещен с возможностью поворота относительно последнего конический стакан, на наружной поверхности которого помещена эластичная втулка, закрепленная в цилиндре, смонтированном соосно втулке, и радиально расположенные пластины, одним концом жестко соединенные с цилиндром, а на другом содержащие конические пальцы, на которых установлены пакеты разрезных конических стаканов, при этом послед- Я ние стаканы каждого пакета жестко соединены с другими пластинами, закрепленными в наружной цилиндрической обойме демпфера. Силовой привод может быть установлен между корпусами демпферов по оси вертикального цилиндра, а корпусы демпферов дополни- ра тельно соединены друг с другом пос- (р редством упругих элементов и содержат хвостовики, концы которых помещены в ползуны, установленные в направляющих задней секции с возможностью относительного перемещения.
2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1 342806 2
11зобретение относится к безрельсовым Tp;llH.нор гным средствам, имеющим составнун раму.
Цель и обретения — повышение ус— тойчивости сочлененного транспортногo средства путем гашения колебаний секций в горизонтальной плоскости, !!а фиг.! изображено сцепное устройство сочлененного транспортного средства; на фиг.2 — разрез Л-Л на фиг.1 (силовой привод не показан); на фиг.3 — разрезной конический стакан.
Сцепное устройство сочлененного транспортного средства включает в себя опорные элементы 1 передней секции и опорные элементы 2 задней сек10
15 ции сочлененного транспортного средства, связанные между собой верти- 20 кальным шарниром 3 с возможностью по— ворота секций в горизонтальной плос— кости, и стабилизирующее устройство, выполненное в виде конических пальцев 4 и 5, жестко связанных с передней секцией, и демпферов 6 и 7, каждый из которых соединен с задней секцией с возможностью относительного перемещения по оси вертикального шарнира посредством силового приво- 30 да и состоит из корпуса 8 с размещенным в нем с возможностью поворота относительно последнего коническим стаканом 9, на наружную поверхность которого напрессована резиновая втулка
10, закрепленная в цилиндре 11, смонтированном соосно втулке 10 и радиально расположенных пластин 12, одним концом жестко соединенных с цилиндром 11, а на другом конце имею- 40 щих приливы в виде конических пальцев
13, на которых установлены пакеты разрезных конических стаканов 14,при этом последние стаканы каждого пакета жестко связаны с другими пластина- 45 ми 15, закрепленными в наружной цилиндрической обойме 16 корпуса 8 демпфера.
Силовой привод выполнен, например, в виде гидроцилиндра 17, уста- 50 новленного между корпусами 8 демпферов 6 и 7 по оси вертикального шарнира 3 и имеет гидравлическую систему управления.
Корпусы 8 демпферов 6 и 7 дополнительно связаны друг с другом посредством упругих элементов, например пружин 18, установленных с предварительным растяжением по периметру корпусов 8, и имеют хвостовики 19, концы кот бурых вмонтированы н ползуны
20, установленные в направляющих 21 задней секции с Bo3Moжностью относительного перемещения. 11аправляющая
21 заполнена смазкой и закрыта пробками 22.
Система управления силовым гидроцилиндром 17 обеспечивает поцачу рабочей жидкости в нагнетательную полость гидроцилиндра 17 при прямолинейном движении сочлененного транспортного средства или движении его с постоянным радиусом поворота, включая стабилизирующее устройство в работу, и соединяя эту полость со сливом, выключая тем самым устройство из работы, при воздействии водителя на рулевой привод с целью принудительного изменения направления движения сочлененного транспортного средства.
В качестве системы управления силовым гидроцилиндром 17 может быть использована секция, установленная на гидрораспределителе рулевого механизма, вход которой соединен с нагнетательной полостью гидроцилиндра 17, а выход — со сливным баком. При этом нагнетательная полость гидроцилиндра
1? соединена дополнительной гидромагистралью с установленными на ней обратным и предохранительным клапанами с насосом гидросистемы рулевого управления .
Поток рабочей жидкости при прямолинейном движении сочлененного транспортного средства или движении его с постоянным радиусом поворота направлен от насоса в нагнетательную полость гидроци биндра 17. Золотник дополнительной секции гидрораспределителя, находясь в нейтральном положении, препятствует выходу рабочей жидкости из нагнетательной полости силового гидроцилиндра 17. При воздействии водителя на рулевой привод золотник дополнительной секции гидрораспределителя, смещаясь в ту или иную сторону от нейтрального положения, соединяет нагнетательную полость гидроцилиндра 17 со сливным баком. При этом для обеспечения более раннего момента выключения стабилизирующего устройства из работы по отношению к началу поворота сочлененного транспортного средства золотник дополнительной секции гидрорас1342806 пределителя может быть выполнен с меньшим отрицательным перекрытием, чем золотник основной секции гидрораспределителя рулевого управления.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При прямолинейном движении сочлененного транспортного средства или движении его с постоянным радиусом 1п поворота система управления силовым гидроцилиндром 17 обеспечивает подачу рабочей жидкости под давлением в его нагнетательную полость. Под действием подаваемого давления шток гид- 15 роцилиндра 17 перемещается, преодолевая сопротивление пружин 18, и вводит в зацепление пары, образованные коническими пальцами 4 и 5 и коническими стаканами 9. Таким образом вклю- 2о чается устройство в работу и обеспечивается надежное соединение передней и задней секций сочлененного транспортного средства через упруго включенное стабилизирующее устройст- 25 во. При этом относительные угловые перемещения секций сочлененного транспортного средства в горизонтальной плоскости преобразуются в относительные угловые перемещения одной 3п части стабилизирующего устройства, жестко связанной с передней секцией сочлененного транспортного средства, относительно другой части стабилизирующего устройства, соединенной с задней секцией сочлененного транспортного средства, осуществляя тем самым рассеивание энергии колебаний в расположенных между этими частями демпфирующих элементах в виде рези- 40 новой втулки 10 и пакетов разрезных конических стаканов 14.
Во время принудительного поворота сочлененного транспортного средства в ту или иную сторону система управ- 45 ления гидроцилиндром 17 обеспечивает выключение устройства из работы путем соединения нагнетательной полости гидроцилиндра 17 со сливным баком. При этом пружины 18, стремясь вернуться к своему первоначальному состоянию, воздействуют на корпусы 8 демпферов 6 и 7, а через них и на шток гидроцилиндра 17, вытесняя рабочую жидкость иэ нагнетательной полос- 55 ти гндроцилиндра 17, одновременно выводя иэ зацепления пары, образованные коническими пальцами 4 и 5 и коническими стаканами 9, что приводит к выключению стабилизирующего устройства из работы.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее закрепленные на передней и задней секциях спорные элементы, соединенные между собой вертикальным шарниром с возможностью поворота секций в горизонтальной плоскости, стабилизирующее устройство и силовой привод, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения устойчивости сочлененного транспортного средства путем гашения колебаний секций в горизонтальной плоскости, стабилизирующее устройство выполнено в виде конических пальцев, жестко соединенных с передней секцией, и двух демпферов, каждый из которых соединен с задней секцией сочлененного транспортного средства с возможностью относительного перемещения по оси вертикального шарнира посредством силового привода, а в корпусе размещен с возможностью поворота относительно последнего конический стакан, на наружной поверхности которого помещена эластичная втулка, закрепленная в цилиндре, смонтированном соосно втулке, и радиально расположенные пластины, одним концом жестко соединенные с цилиндром, а на другом содержащие .конические пальцы, на которых установлены пакеты разреэных конических стаканов, при этом последние стаканы каждого пакета жестко соединены с другими пластинами, закрепленными в наружной цилиндрической обойме демп- фера.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что силовой привод установлен между корпусами демпферов по оси вертикального шарнира.
3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что корпусы демпферов дополнительно соединены друг с другом посредством упругих элементов и содержат хвостовики, концы которых помещены в полэуны, установленные в направляющих задней секции с возможностью относительного перемещения.
1 342806
13 4 -81)6
Составитель А.Слыхов
Техред Л.Сердюкова Корректор М.лароши
Редактор А.Шандор
Заказ 4593/19
Тираж 566 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
11рои водственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4