Колесно-гусеничный движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и обеспечивает улучшение маневренности транспортного средства. Колесно-гусеничный движитель содержит гусеничную цепь, ведущее колесо 1, раму 3, на которой закреплены посредством рычагов 7,9,12,16 и 17 ролики 20 и 21, расположенные по обе стороны от ведущего колеса в его плоскости. На рычагах 7 и 12 посредством цилиндрических шарниров 14 и 15 установлены рычаги 16 и 17 роликов. Оси шарниров 14 и 15 выполнены с наклоном, образуя между осью шарнира и вертикальной осью ролика угол, обращенный вершиной к опорной поверхности. Ролики закреплены на раме с возможностью относительного упругого перемещения в вертикальной плоскости. Между рычагами 7 и 12 и осями роликов установлены гидроцилиндры. При движении транспортного средства копирование местности движителем осуществляется за счет упругого качания роликов 20 и 21. При повороте транспортного средства гидроцилиндры поворачивают ролики в сторону поворота. Вследствие наклона осей шарниров 14 и 15 при повороте роликов произойдет опускание их осей вращения, что приведет к увеличению нагрузки на ролики и увеличению силы сцепления гусеничной цепи с грунтом. 9 ил. i С/) Pff J
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„42807 (ц 4 В 62 D 55/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг t
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИИ (21) 4038211/31 — 11 (22) 18.03.86 (46) 07.10.87. Бюл. й- 37 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.П.Бойков, И.Ю.Свирщевский, А.Я.Котлобай и С.И.Сизова (53) 629.113.032(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1162665, кл. В 62 D 55/04, 1984, (54) КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и обеспечивает улучшение маневренности транспортного средства. Колесно-гусеничный движитель содержит гусеничную цепь, ведущее колесо 1, раму 3, на которой закреплены посредством рычагов 7,9,12,16 и 17 ролики 20 и 21, расположенные по обе стороны от ведущего колеса в его плоскости. На рычагах 7 и 12 посредством цилиндрических шарниров 14 и 15 установлены рычаги 16 и 17 роликов. Оси шарниров
14 и 15 выполнены с наклоном, образуя между осью шарнира и вертикальной осью ролика угол, обращенный вершиной к опорной поверхности. Ролики закреплены на раме с возможностью относительного упругого перемещения в вертикальной плоскости. Между рычагами 7 и 12 и осями роликов установлены гидроцилиндры. При движении транспортного средства копирование местности движителем осуществляется за счет упругого качания роликов 20 и
21. При повороте транспортного средства гидроцилиндры поворачивают ролики в сторону поворота. Вследствие наклона осей шарниров 14 15 при повороте роликов произойдет опускание их осей вращения, что приведет к увеличению нагрузки на ролики и увеличению силы сцепления гусеничной цепи с грунтом. 9 ил.
1342807
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесно-гусеничным транспортным средствам.
Цель изобретения — улучшение маневренности транспортного средства.
На фиг.l показан движитель, вид сбоку; на фиг.2 — вид Л на фиг.l; на фиг.3 — вид Б на фиг.l; на фиг.4— разрез Б-В на фиг.3; на фиг.5 — разрез Г-Г на фиг.3; на фиг.б — разрез
Д-Д на фиг.l; на фиг.7 — разрез Е-Е на фиг.l; на фиг.8 — схема движителя при повороте; на фиг.9 — эпюра давлений.
Колесно-гусеничный движитель содержит ведущее колесо 1, установлен— ную на подшипниковом узле 2 раму 3 и гусеничную цепь 4. С рамой 3 посредством шарнира 5 и упругого элемента 6 соединен передний рычаг 7, а посредством шарнира 8 — двуплечий рычаг 9. С двуплечим рычагом 9 посредством шарнира 10 и упругого элемента !l соединен задний рычаг !2.
Рама 3 соединена также с двуплечим рычагом 9 натяжным устройством 13.
На переднем 7 и заднем 12 рычагах при помощи цилиндрических шарниров
14 и 15, расположенных в центральной плоскости вращения ведущего колеса 1 и наклоненных верхними частями в сто— рону колеса I, установлены рычаги 16 и 17 роликов, несущие оси 18 и 19 вращения опорных роликов 20 и 21.
При этом рычаги 16 и 17 связаны с осяии 18 и 19 цили щрическими шарнирами 22. Оси 18 и 19 вращения роликов также связаны через закрепленные на них сферические шарниры 23 посредством гидроцилиндров 24 и 25 двойного действия со сферическими шарнирами 26, установленными на переднем
7 и заднем 12 рычагах рамы. Гидроцили!щры 24 и 25 имеют гидравлическую связь с гидрораспределителеи, кинематически связанным с рулевым управлением.
Гусеничная цепь 4 состоит из траков 27, соединенных между собой с помощью горизонтальных шарниров 28 и вертикальных шарниров 29. На передней грани каждого трака с помощью шпильки 30, шайбы 31 и гайки 32 закреплены упругие элементы, например резиновые подушки 33. Основание шпильки 34 завулканизировано внутри резиновой подушки.
Движитель работает следующим образом.
Крутящий момент от колеса 1 за счет сил сцепления передается гусеничной цепи 4 и через траки 27 реализуется в тяговое усилие движения колесно-гусеничного движителя. Копирование местности движителем осуществляется за счет упругого качания роликов 20 и 21 относительно осей шарниров 5 и 10, при этом упругие элементы 6 и 11 сжимаются. Регулирование степени натяжения гусеничной цепи 4 производится натяжным устройством 13. При повороте транспортного средства штоки гидроцилиндров 24 и
Z5 поворачивают ролики в сторону поворота. Вследствие продольного накло— на осей шарниров 14 и 15 при повороте рычагов 16 и 17 роликов в горизонтапьной плоскости происходит опускание осей 18 и 19 вращения опорных роликов 20 и 21 относитепьно передне— го 7 и эаднего 12 рычагов. Это приводит к увеличению вертикальной нагрузки, передающейся от центрального ведущего колеса 1 на опорные ролики 20 и 21 и прилегающие к ним участки гусеничной цепи 4.
Увеличение нагрузки в области опорных роликов при их повороте увеличивает силу сцепления гусеничной цепи с грунтом, что способствует улучшению маневренности.
При перемещении осей 18 и 19 вращения опорных роликов 20 и 21 относительно переднего 7 и заднего 12 рычагов происходит пространственное относительное перемещение шарниров 23 и
26. Возможность этого перемещения обеспечивается выполнением шарниров
23 и 26 сферическими. формула изобретения
Колесно-гусеничный движитель транспортного средства, содержащий центральное ведущее колесо, раму, на которой шарнирно закреплены посредством рычагов с цилиндрическими шарнирами ролики, расположенные по обе стороны от ведущего колеса в его плоскости и имеющие возможность относительного упругого перемещения в вертикальной плоскости, гидроцилиндры, расположенные между рычагами рамы и роликами и закрепленные на них
1 34280 7 диРА
Фиг. 2 дадб
Г-Г
Жыз. 3
Риг.$ шарнирно, гусеничную цепь, охватывающую ведущее колесо и ролики, каждый трак которой выполнен из двух соединенных между собой вертикальным шарниром и взаимно подпружиненных частей, отличающийся тем, что, с целью улучшения маневренности, цилиндрические шарниры, соединяющие рычаги рамы и роликов, выполнены с наклоном в вертикально-продольной плоскости, образуя между осью шарнира и вертикальной осью ролика угол, обращенный вершиной к опорной поверхности, а шарниры, связывающие гидроцилиндры с рычагами рамы и роликами, выполнены сферическими .
1342807
Д-А
2З
21
Риг, 7
Фиг. б
lpu мо
Составитель В.Андреев
Техред Л.Сердюкова Корректор M.Øàðîøè
Редактор А.Шандор
Заказ 4593/19
Тираж 566 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. 11роектная, 4