Пусковое устройство для двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность пускового устр-ва. Между зубчатым колесом 4 и ступицей 6 понижающего редуктора 2 установлен пакет 18 упругих пластин с предварительным натягом. Колесо 4 и ступица 6 имеют обращенные друг к другу пазы для размещения пакетов пластин. Ограничение предельной деформации последних осуществляется фиксатором, выполненным в виде штифта, располоа j - женного в ступице параллельно ее оси, и паза, выполненного в зубчатом колесе . Это ограничение предохраняет от разрушения пластины при увеличении крутящего момента, обеспечивает передачу этого момента на коленчатый вал двигателя. Благодаря соединению зубчатого колеса со ступицей храпового диска с возможностью ограниченного поворота друг относительно друга посредством пакетов пластин удары, возникающие при соприкосновении выступов храпового диска с собачками маховика, демпфируются настолько, что не могут вызвать повреждений соударяющихся деталей. Возможность взаимодействия пакетов пластин со стенкой паза колеса обеспечивает нелинейную характеристику пластин и надежную передачу повышенного крутящего момента от стартера на коленчатый вал двигателя. 2 з.п. ф-лы, 7 ил. А i СЛ с/:) 4; 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 ()9) (11) (5)) 4 F 02 N 15/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4016637/25-06 (22) 28.01.86 (46) 07.10.87. Бюл. В 37 (75) Б.Л. Добриян, Н. С. Наумов, Л.В. Беднягин, A.Â. Мухин, В.К.Бросалов, В.И. Козлов и Е.И. Рыбаков (53) 621.43(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)(412394, кл. F 02 N 11/04, 1971. (54) ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность пускового устр-ва. Между зубчатым колесом 4 и ступицей 6 понижающего редуктора 2 установлен пакет 18 упругих пластин с предварительным натягом. Колесо 4 и ступица

6 имеют обращенные друг к другу пазы для размещения пакетов пластин.

Ограничение предельной деформации последних осуществляется фиксатором, выполненным в виде штифта, расположенного в ступице параллельно ее оси, и паза, выполненного в зубчатом колесе. Это ограничение предохраняет от разрушения пластины при увеличении крутящего момента, обеспечивает передачу этого момента на коленчатый вал двигателя. Благодаря соединению зубчатого колеса со ступицей храпового диска с возможностью ограниченного поворота друг относительно друга посредством пакетов пластин удары, возникающие при соприкосновении выступов храпового диска с собачками маховика, демпфируются настолько, что не могут вызвать повреждений соударяющихся деталей. Возможность взаимодействия пакетов пластин .со стенкой паза колеса обеспечивает нелинейную характеристику пластин и надежную передачу повышенного крутящего момента от стартера на коленчатый вал двигателя. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

1 )—

1343093

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам для двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение надежности пускового устройства.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез Л-Л на фиг. 1 (маховик условно не показан); на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 1, вариант исполнения паза; на фиг. 5 — вид

В на фиг. 3; на фиг. 6 — то же, вариант исполнения упоров; на фиг.7 разрез Г-Г на фиг. 6.

Пусковое уLòðîécòío для двигателя,внутреннего сгорания содержит разме— щенные в корпусе 1 понижающей ре— дуктор 2, состоящий из постоянно эацепленных стартерной шестерни 3 и зубчатого колеса 4 с храповым диском

5 и ступицей 6, установленной на цапфе 7 корпуса 1, и маховик 8, установленный на коленчатом валу 9 двигателя соосно зубчатому колесу 4. Маховик 8 соединен с храповым диском 5 при помощи подпружиненных в сторону заклини вания собачек 10, установленных в пазах 11 на осях 12. Собачка 10 выполиена в виде двуплечего рычага, плечо

13 которого выступает над поверхностью 14 маховика 8 под действием пружины 15, а плечо 16 упирается в основание 17 паза il, причем масса плеча 16 больше массы плеча 13. Пакет

18 плоских упругих пластин 19 уста— новлен с предварительным натягом между зубчатым колесом 4 и ступицей 6, причем последние снабжены обращенными друг к другу пазами 20 и 21 цля размещения пакетов 18 пластин 19, выполненными на сопряженных поверхностях 22 зубчатого колеса 4 и ступицы 6. Храповой диск 5 снабжен упорами 23 для взаимодействия с собачками 10 и закреплен на ступице 6 при помощи заклепок 24. Поворот друг относительно друга ступицы 6 и зубчатого колеса 4 ограничен фиксаторами 25, которые выполнены в виде штифтов, размещенных в пазах 26 зубчатого колеса 4. Фиксатор 25 на полдиаметра установлен в теле ступицы 6 и на полдиаметра выступает в паз 26. Пакеты

18 пластин 19 установлены с возможностью взаимодействия или со стенкой

27 паза 20 колеса, или со стенкой 28 паза ?1. Для фиксации зубчатого коле10

40 са 4 на ступице 6 и для предотвращения выпадания пластин 19 из пазов колеса и ступицы установлен упорный диск 29. Ступица 6 и упорный диск

29 удерживаются на цапфе 7 корпуса 1 с помощью разрезного стопорного кольца 30.

В варианте устройства, показанном на фиг. 6 и 7, храповое колесо 31 снабжено упорами 32 в виде просечек, отогнутых по направлению к оси храпового колеса.

Пусковое устройство работает следующим образом.

При включении электростартера его крутящий момент через шестерню 3 передается зубчатому колему 4 и при помощи пакетов 18 упругих пластин 19 ступице 6 с храповым диском 5. Храповой диск 5 своими упорами 23 сцепляется с плечом 13 собачки 10 и приводит во вращение маховик 8 с коленчатым валом 9. При этом зацепление храпового диска с собачками происходич плавно, так как в момент сцепления упоров 23 храпового диска 5 с собачками 10 маховика 8 пакеты 18 упругих пластин 19 деформируются, как осесжатые стержни, тем самым поглощая энергию удара. Вращающий момент передается от статора к коленчатому валу двигателя благодаря силе упругости пакетов пластин. Вращение коленчатого вала двигателя является неравномерным. При движении поршня к верхней мертвой точке (на такте сжатия) его вращение замедляется, а после прохода верхней мертвой точки ускоряется вследствие расширения сжатой топливовоздушной смеси, особенно при вспышках смеси в цилиндре. При ускоренном вращении коленчатого вала без наличия пакета 18 пластин 19 происходит расцепление храпового диска 5 с собачками 10, а при замедлении — их резкое соударение. Но так как передача крутящего момента происходит через пакеты сжатых пластин 19, то благодаря силам упругости последних разрыва кинематической связи между упорами 23 храпового диска 5 и собачками 10 или не произойдет, или энергия их соударение после расцепления будет поглощена пакетами пружин.

Если же в силу каких-либо причин нагрузка на пакеты пружин 19 возрастает (процесс сжатия в цилиндр, "обратные удары" и т.д.), то они выпуклой

43093

35

40 кетов пластин.

3. Устройство по п.2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что фиксатор

45 выполнен в виде штифта, расположенного в ступице параллельно ее оси, и паза, выполненного в зубчатом колесе. з 13 средней частью касаются стенки 27 паза 20 или стенки 28 паза 21. В этом случае жесткость пластин увеличивается и последние способны передавать повышенный крутящий момент.

При низких температурах, когда вследствие эагустения смазки момент сопротивления прокручиванию двигателя значительно возрастет, или при сильньж "обратных ударах" деформация пакетов пластин 19 ограничивается фик— сатором 25 и не может достигнуть величины, при которой происходит потеря упругости или поломки пластин.

При этом зубчатое колесо 4 поворачивается относительно ступицы 6 до соприкосновения стенки паза 26 с фиксатором 25, и передача крутящего момента от стартера к коленчатому валу двигателя происходит дополнительно за счет силового замыкания зубчатого колеса 4 и ступицы 6 храпового диска посредством фиксаторов

25. Когда двигатель запустился и начинает работать самостоятельно, его маховик обгоняет храповой диск 5.

При этом под действием центробежной силы плеча 16 собачка 10 преодолева ет усилие пружины 15 и утапливает плечо 13 в пазу 11 маховика. Про— исходит расцепление собачек с храповыс диском.

Благодаря соецинению зубчатого колеса со ступицей храпового диска с возможностью ограниченного поворота друг относительно друга посредством пакетов упругих пластин удары, возникающие при соприкосновении выступов храпового диска с собачками маховика, демпфируются настолько, что не могут вызвать повреждений соударяющихся деталей. Возможность взаимодействия пакетов пластин со стенкой паза колеса обеспечивает нелинейную характеристику пластин и надежную передачу повышенного крутящего момента от стартера на коленчатый вал двигателя благодаря силе упругости пакетов пластин. Наличие фиксатора в виде штифта ограничивает предельную деформацию пакетов упругих пластин и предохраняет их от разрушения при увеличении крутящего момента, обеспечивает передачу этого момента на коленчатый вал двигателя.

Все это позволяет повысить надежность и долговечность пускового устройства при сохранении малых габаритных размеров.

Формула изобретения

1. Пусковое устройство для двигателя внутреннего сгорания, содержащее размещенные в корпусе понижающий редуктор, состоящий из постоянно эацепленных стартерной шестерни и зубчатого колеса с храповым диском и ступицей, установленной на цапфе корпуса, и маховик, установленный на коленчатом валу двигателя соосно зубчатому колесу и соединенный с храповым диском при помощи подпружиненных собачек, закрепленных на маховике, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, устройство снабжено пакетами плоских упругих пластин, установленных с предварительным натягом между зубчатым колесом и ступицей, причем по" следние снабжены обращенными друг к другу пазами для размещения пакетов пластин, выполненных на сопряженных поверхностях зубчатого колеса и ступицы.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно дополнительно снабжено фиксатором для ограничения предельной деформации паб-6

Фиг. 9

1343093

Ви88

10 я

Риг 5 дидд

Фиа

12

DZ

А м 7

Составитель В. Чекмазов

Редактор С. Пекарь Техред Л.Сердюкова Корректор С. Черни

Заказ 4620/33 Тираж 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная 4