Тормозной привод прицепного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Цель изобретения - новышение быстродействия при вступлении в работу рабочей тормозной системы тягача. Привод содержит управляющую и питаюшую соединительные магистрали 3 и 4, тормозные камеры 9, воздухораспределитель 10 и тормозной кран 15 с управлением от электромагнита 34 для сообщения управляющей полости воздухораспределителя 10 через пневмопроводы 14 и 30 с ресивером 8 и разобщения ее с магистралью 3 с помощью клапана 32, открывающего отверстие 23 в уравновешивающем порщне 17. При этом электромагнит 34 имеет управление от вспомогательной тормозной системы тягача с помощью электрической цепи 41. Повыщение быстродействия обеспечивается благодаря наличию перепускного клапана 25, подающего сжатый воздух в магистраль 3 из пневмопровода 14 и тем самым способствующего более быстрому нарастанию давления в магистрали 3. При этом для обеспечения следящего действия электромагнит 34 дополнительно имеет управление от электрической цепи 37 стоп-сигнала с помощью электронного блока 36, к которому подключены датчики давления 38 и 39. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. «о (Л «7 37 , I . -I-J-I со 4 4 С5 СЛ ГчЭ фиг

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1344652 (Я)4 В60Т1368

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

47 37 — — — — 4ббб м

) |

1 !

1 з 1 б7 уу 4б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4062676/27-! 1 (22) 24.04.86 (46) !5.10.87. Бюл. № 38 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А. Г. Рожков и Н. К. Дьячков (53) 629.! 13-59 (088.8) (56) bapy» В. Н. и др. Автомобили

КамАЗ. — М.: Машиностроение, 1981, с. 196 — 202. (54) ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ПРИЦЕПНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспорт»ого машиностроения. Цель изобретения — — повышение быстродействия при вступлении в работу рабочей тормозной системы тягача. Привод содержит управляющую и питающую соединительные магистради 3 и 4, тормозные камеры 9, воздухораспределитель 10 и тормозной кран

15 с управлением от электромагнита 34 для сообщения управляющей полости воздухораспределителя IO через пневмопроводы 14 и 30 с ресивером 8 и разобщения ее с магистралью 3 с помощью клапана 32, открывающего отверстие 23 в уравновешивающем поршне 17. При этом электромагнит 34 имеет управление от вспомогательной тормозной системы тягача с помощью электрической цепи 41. Повышение быстродействия обеспечивается благодаря наличию перепускного клапана 25, подающего сжатый воздух в магистраль 3 из пневмопровода 14 и тем самым способствующего более быстрому. нарастанию давления в магистрали 3. При этом для обеспечения следящего действия электромагнит 34 дополнительно имеет управление от электрической цепи 37 стоп-сигнала с помощью электронного блока 36, к которому подключены датчики давления 38 и 39. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

1344652

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к автопоездам, и касается пневматического тормозного привода прицепного транспортного средства, имеющего электрическое управление.

Цель изобретения — повышение быстродействия при вступлении в работу рабочей тормозной системы тягача.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема тормозного привода прицепного транспортного средства; на фиг. 2 принципиальная схема электронного блока управления тормозным приводом.

Тормозной привод прицепного транспортного средства содержит соединительные головки 1 и 2 управляющей и питающей соединительных магистралей 3 и 4. Магистраль 4 через кран оттормаживания с ручным управлением 5, обратный клапан 6 и пневмопровод 7 сообщена с ресивером 8 сжатого воздуха. Для подачи сжатого воздуха в исполнительные тормозные камеры 9 имеется воздухораспределитель 10, содержащий клапан 11, сообщающий тормозные камеры через пневмопровод 12 с атмосферой или с пневмопроводом 7. Клапан имеет управление от поршня 13, перед которым расположена управляющая полость, сообщенная через пневмопровод 14 с тормозным краном 15.

Тормозной кран 15 содержит корпус 16, в котором установлен уравновешивающий поршень 17, нагруженный пружиной 18, контактирующей с тарелкой 19, опирающейся на регулировочный винт 20. Полость 21 за уравновешивающим поршнем, в которой расположена пружина 18, сообщена с управляющей соединительной магистралью 3, в которой установлен клапан 22 быстрого растормаживания. В поршне 17 имеется центральное отверстие 23 для сообщения управляющей соединительной магистрали 3 через полость 21 и пневмопровод 14 с управляющей полостью над поршнем 13 воздухораспределителя 10. Кроме того, управляющая соединительная магистраль через пневмопровод 24 соединена с перепускным клапаном 25, содержащим диафрагму 26, нагруженную пружиной 27 в сторону седла 28, в котором расположено отверстие, сообщающееся с пневмопроводом 24. Полость перед остальной поверхностью диафрагмы 26, обращенной в сторону седла 28, сообщена с пневмопроводом 14. В кране 15 напротив торца уравновешивающего поршня 7 с возможностью перемещения в его сторону до упора в корпус 16 крана 15 установлен поршень 29 с двумя центрирующими поясками разного диаметра, меньший из кото. рых расположен между пояском большего диаметра и уравновешивающим поршнем 17.

1 lолость между поясками через пневмопровод 30 сообщена с ресивером 8. В поршне имеется радиальное отверстие 31 для подачи сжатого воздуха из ресивера в пневмопровод 14, сообщающий управляющую полость воздухораспределителя 10 с тормозным краном 15. Внутри поршня 29 установлен нагруженный пружиной в сторону уравновешивающего поршня 17 клапан 32 с двумя запорными элементами, один из которых расположен на выступающем из поршня конце клапана и служит для закрытия отверстия в уравновешивающем порш10 не 17. Другой запорный элемент расположен внутри поршня 29 и служит для разобщения пневмопровода 30 с отверстием в поршне 31, сообщающимся с ресивером.

В кране 15 имеется также клапан 33 с

15 управлением от электромагнита 34, сообщающий полость между пояском большего диаметра поршня 29 и крышкой корпуса с атмосферой или с ресивером 8 через отверстие 35 в корпусе крана и пневмопровод 30.

Этот клапан имеет запорный элемент, нагруженный пружиной в сторону его седла, в котором расположено указанное отверстие 35.

Электромагнит клапана 33 подключен к выходу электронного блока 36, входы кото25 рого соединены электрической цепью 37 датчика стоп-сигнала, используемой для питания электронного блока в процессе торможения с задающим датчиком 38 давления в управляющей соединительной магистрали 3 или в тормозном приводе тягача и отслежи3р вающим датчиком 39 давления в управляющей полости воздухораспределителя 10 или в пневмопроводе 14, или в пневмопроводе 12. Между выходом из электронного блока 36 и электромагнитом 34 клапана 33 установлен диод 40, предотвращаю35 щий прохождение электрического тока к электронному блоку при включении моторного тормоза.

Датчик включения моторного тормоза соединен с электромагнитом 34 с помощью электропровода 41 через контакты реле 42, управляющая обмотка которого соединена с массой через выключатель 43, размыкающийся при наличии небольшого избыточного давления в полости 21 порядка 0,03 МПа.

Датчики 38 и 39 соединены с электрон45 ным блоком 36 электрЬпроводами 44 и 45.

Принципиальная схема электронного блока дана на фиг. 2, где показаны выход из блока 36, электропровод питания 37 от стоп сигнала и соединения 44 и 45 с соответствующими задающим и отслеживаю50 щим датчиками 38 и 39 давления. Датчики 38 и 39 давления и резисторы 47 — 50 составляют измерительный мост, в диагональ которого включен операционный усилитель

51 и транзисторы 52, 53 и 54, предназначенные для усиления сигнала от измеритель55 ного моста с последующим включением реле 55 и его контактов 56.

Тормозной привод прицепного транспортного средства работает следующим образом.

1344652

Ресивер 8 прицепа заполняется сжатым воздухом от компрессора тягача через соединительную головку 2, питающую соединительную магистраль 4, обратный клапан 6 воздухораспределителя 10 и трубопровод 7.

При торможении рабочей тормозной системой автопоезда от тягача через соединительную головку 1 поступает пневматический сигнал в управляющую соединительную магистраль 3 от тормозного пневматического привода тягача и подключается электрическое питание к электронному блоку 36 через электропровод 37. Прежде всего давление повышается в начале магистрали 3, где установлен задающий датчик

38 давления, электрический сигнал от которого поступает к электронному блоку 36 по проводу 44. Электрические сопротивления датчиков 38 и 39 давления и резисторы 47 — 50 образуют измерительный мост и при рассогласовании сопротивлений датчиков 38 и 39 в измерительной диагонали моста имеется разность потенциалов, определяющая на выходе операционного усилителя 51 появление сигнала, который открывает транзисторы 52, 53 и 54, включает реле 55, замыкая контакты 56. Электрический ток по проводу 46 поступает через диод 40 к электромагниту 34 клапана 33. Сердечник электромагнита закрывает канал, сообщающийся с атмосферой, и открывает отверстие 35, через которое сжатый воздух из ресивера 8 по магистрали 30 поступает в полость над поршнем 29.

Поршень 29 перемещается вниз вместе с клапаном 32. Нижний запорный элемент этого клапана упирается в торец поршня 17 и закрывает отверстие 23 в поршне 17. Одновременно запорный элемент клапана, расположенный внутри поршня 29, приподнимается с седла поршня, обеспечивая проход сжатого воздуха из ресивера 8 через магистраль 30, отверстие 31 в поршне 29 и магистраль 14 в управляющую полость воздухораспределителя над его поршнем 13. Воздухораспределитель пропускает воздух из ресивера 8 по магистралям 7 и 12 через клапан 11 в тормозные камеры 9 прицепа.

В это же время сжатый воздух через управляющую соединительную магистраль 3 поступает в полость 21 под поршнем 17, который, воздействуя на клапан 32, не дает ему закрыться, благодаря чему давление в пневмопроводе 14 продолжает нарастать.

Когда давление в пневмопроводе 14 достигает значения, при котором открывается клапан 25, диафрагма 26 приподнимается, пропуская сжатый воздух из пневмопровода 14 в полость 21 и магистраль 3.

Таким образом, управляющая магистраль заполняется с двух сторон: от ресивера тягача через головку 1 и от ресивера 8 прицепа, чем достигается уменьшение времени срабатывания привода. Когда давление в отслеживающем датчике 39 давления станет равным давлению в задающем датчике 38

20 давления, исчезает рассогласование в измерительном мосту, образуемом сопротивлениями этих датчиков и резисторами 47 — 50 электронного блока. Это вызывает и исчезновение положительного потенциала в измерительной диагонали моста и соответствеHно на выходе операционного усилителя 51, что приводит к закрытию транзисторов 52, 53 и 54, отключению реле 55 и размыканию его контактов 56. Электромагнит клапана 33 обесточивается, вследствие чего отверстие 35 закрывается, а полость над поршнем 29 сообщается с атмосферой через отверстие в электромагните 34. При этом поршень 29 перемещается вверх, прекращая поступление сжатого воздуха из ресивера 8 через клапан 32 в воздухораспределитель 10, в котором клапан 11 разобщает тормозные камеры 9 от ресивера 8. Нарастание давления в тормозных камерах заканчивается. При растормаживании снижается давление в управляющей магистрали 3 и сжатый воздух из управляющей полости воздухораспределителя 10 выпускается через пневмопровод 14, отверстие 23 в поршне 17, перепускной клапан 25 и клапан 22 быстрого растормаживания в атмосферу. Из тормозных камер 8 сжатый воздух выходит в атмосферу через клапан 11 воздухораспределителя 10. При растормаживании полость над поршнем 29 сообщена через клапан 33 с атмосферой. При работе электропневматического привода выключатель 43 разобщает электрическую часть рабочей тормозной системы от реле 42 управления моторным тормозом.

При включении моторного тормоза тягача давление в полости 21 отсутствует и поэтому выключатель 43 находится в замкнутом состоянии. Элктрический ток, поступающий по электропроводу 41 от датчика включения моторного тормоза, при замкнутом выключателе 43 замыкает контакты реле 42 и включает электромагнит 34 кла49 пана 33. Сжатый воздух от ресивера 8 через отверстие 35 проходит в полость над поршнем 29, заставляя этот поршень опускаться вместе с клапаном 32 в сторону поршня 17, закрывая имеющееся в нем отверстие 23, и одновременно отходит от сед4 ла на поршне 29, пропуская сжатый воздух из ресивера 8 через отверстие 31 в полость над разделительным поршнем 17 и в пневмопровод 14. Под действием поступающего сжатого воздуха поршень 17, сжимая пружину 18, опускается до тех пор. пока клапан 32 не сядет опять на седло в поршне 29, разобщая пневмопровод 14 с ресивером. При этом в пневмопроводе 14 устанавливается небольшое избыточное давление воздуха порядка 0,06 — 0,15 МПа, под действием которого поршень 13 воздухораспределителя 10 перемещается в сторону клапана 11 и, взаимодействуя с ним, разобщает тормозные камеры 9 с атмосферой, сообщает их с ресивером 8 через

1344652

Формула изобретения

Составитель С. Макаров

Редактор М. Андрушенко Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

За каз 4573/20 Тираж 589 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !

13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 пневмопровод 7. В результате в тормозных камерах 9 устанавливается небольшое избыточное давление воздуха для подтормаживания прицепного транспортного средства при торможении тягача моторным тормозом. Причем поскольку перепускной клапан 25 отрегулирован на большее давление (порядка 0,17 МПа), чем давление, которое устанавливается в пневмопроводе 14 при включении моторного тормоза на тягаче, то перепускной клапан 25 в это время остается закрытым и сжатый воздух из пневмопровода 14 через этот клапан не уходит.

В случае одновременного включения рабочей тормозной системы и моторного тормоза необходимо, чтобы работала только основная, а именно, рабочая тормозная сис- 15 тема. Для этого имеется выключатель 43.

При включении рабочей тормозной системы сжатый воздух из управляющей соединительной магистрали 3 поступает в полость 21 и, воздействуя на выключатель 43, размыкает электрическую цепь моторного тормоза, а вместе с ней и контакты реле 42.

1. Тормозной привод прицепного транспортного средства, содержащий управляющую и питающую магистрали, ресивер, тормозные камеры, воздухораспределитель для

6 сообщения тормозных камер с ресивером и тормозной кран с управлением от электромагнита для сообщения управляющей полости воздухораспределителя через пневмопроводы с ресивером и разобщения ее с управля ощей магистралью, при этом электромагнит электрически связан с управлением вспомогательной тормозной системы тягача, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия при вступлении в работу рабочей тормозной системы тягача, тормозной привод снабжен электронным блоком и датчиками давления, подключенными к полостям управляющего и исполнительного узлов, и перепускным клапаном для подачи сжатого воздуха в управляющую магистраль из пневмопровода, сообщающего управляющую полость воздухораспределителя с тормозным краном, а электромагнит подключен к электрической цепи стоп-сигнала посредством электронного блока, сравнивающего сигналы от датчиков давления.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что датчики давления подключены к управляющей полости воздухораспределителя и управляющей магистрали.

3. Привод по п. 1, отличающийся тем, что датчики давления подключены к тормозной камере и тормозному приводу тягача.