Устройство для автоматического управления переключением передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для управления переключением передач на транспортных машинах с механической трансмиссией, и имеет своей целью повышение точности определения момента переключения передач. В состав устройства входят датчик 1 частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчик 2 нагрузки, датчик 3 мгновенного ускорения транспортного средства . Сигналы от упомянутых поступают на блок 9 вычисления действительного крутящего момента и блоки 8 и 6 прогнозирования частоты вращения двигателя и ускорения соответственно . С выходов блоков 6 сигналы поступают на одни входы компараторов 4 и 5, на другие входы которых поступают сигналы с датчика 3 мгновенного ускорения. По сигналам с выходов компараторов 4 и 5 производится определение необходимой передачи и переключение ее. Устройство построено таким образом, что обеспечивает формирование сигнала, пропорционального моменту необходимого переключения с учетом динамических свойств машины, загрузки ее, КПД и передаточных чисел трансмиссий и т.п. 1 з.п, ф-лы, 2 ил. (С (/
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 В 60 К 41/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3503069/31-11 (22) 15,10.82 (46) 30.10.87, Бюл. N - 40 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.В.Карпов, В.А.Бармин, Л.E.Òàóáåñ и А.А.Цереня (53) 629,113.585(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
)1" 1118821, кл. В 60 К 41/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕЛАЧ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
° (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для управления переключением передач на транспортных машинах с механической трансмиссией, и имеет своей целью повышение точности определения момента переключения передач. В состав устройства входят датчик 1 частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчик 2 нагрузки, датчик 3 мгновенного ускорения транспортного средства. Сигналы от упомянутых датчиков поступают на блок 9 вычисления действительного крутящего момента и блоки 8 и 6 прогнозирования частоты вращения двигателя и ускорения соответственно. С выходов блоков 6 сигналы поступают на одни входы компараторов
4 и 5, на другие входы которых поступают сигналы с датчика 3 мгновенного ускорения, По сигналам с выходов компараторов 4 и 5 производится определение необходимой передачи и переключение ее. Устройство построено таким образом, что обеспечивает формирование сигнала, пропорционального моменту необходимого переключения с учетом динамических свойств машины, загрузки ее, КПД и передаточных чисел трансмиссий и т.п. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1348240
ИзоГ>ретен»»<1 <>Tlcl» l сл к тра»»с»»ортному Ma»»If»»»o(гроению Fl час Tf»nc гll к устройствам, предназна »енш,»м для управления перек lю »ени< >» передач на транспортных ма»1»1 нах < м<ханической трансмиссией.
Целью изобретения является повышение точности опреце»e»»f»ll момента переключения переда и».
Ва фиг .1 представлена функциональная схема устройства, на фиг.2 принципиальная схема примера выполнения блока выч»»сцен»»я действительного крутящего момеHтa :»а ва:г> цг»игателл.
Устройство (фиг.1) содержит датчик 1 частоты вращения коленчатого вала, датчик 2 нагрузк»» двигателя и датчик 3 мгновенного ускорения транспортного средства, вь»ход последнего из которых подключен к одним входам компараторов 4 и 5, к другим входам которых подкпючеflbl ньгх оды <1>ормирователей (без по»ffqf:и) сигнала, пропорционального моменту переключения, каждый из которых содержит последовательно соединенные б.»ок 6 прогнози< рования ускорения, блок 7 прогнозирования крутящего момента и блок 8 прогнозирования »астоты вращения двигателл.
Выходы датчиков 1-3 подк:почены к первому, второму и третьему входам блока 9 вылl»с Ff e f»I»F»;1<. f»CТ BHTeflbHOr крутящего момента, иеханическг» связанного с выходом блока 10 переклю— чения, связанн<го с цепями (без позиций) определеш»я вк.поченной передачи в этом Ь IQKe и цег»лми блокировок в блоках 6, 7 и 8. Входы блока 10 подкл»очены к вь»ходах» компараторов 4 и 5.
Блок (фиг.2) вычисления действительного крутлщсгo момента включает в себя сумматор 11 с инверторами 12 и 13 на одном его входе и выходе, при этом к другому входу сумматора 11 подключен квадратор 14 последовательно с одним масштабным резистором 15, а третий вход связан с вторым через другой масштабный резистор 16 и инвертор. В цепи инвертора 12 включен также третий масштабный резистор 17.
Устройство работает следующим образом.
Сигналы от датчика 1 частоты вращения коленчатого вала, датчика 2 и датчика 3 поступают в, первый блок 9, откуда выходной сигнал поступает в блоки 8 для низшей и вы<щей смежных
F» F»i <1», и 6 для низшей передач. Цз блоков передач, а такж<. и высшей смежных
8 сигналы соответ на б.»оки 7 > oTI< y ll
5 блоки 6 для низше передач. Сигналы ственно поступают а ollf» поступают на и и высшей смежных от цатчика 1 частоты нрашения коленчатого вала поступают также на входы блоков 8 для низшей и высшей смежных передач. От датчика
2 нагрузки (например, положения педали подачи топлива) сигнал поступает на входы блоков 7. Гигналы от блоков
6 поступают на входbf соответствующих блоков 7, а также на входы первого и второго компараторов 4 и 5 соответственно, на входы которых также подается сигнал от датчика 3 мгновенF»bfM ускорением >»анины. В зави< имости от того, из какого компаратора на блок 10 идет сигнал, производится переключение передачи "Вверх" или
"Вниз
В блоках 9 и 7 производится формирование сигнала в функции сигналов от датчиков 1 2 и 3
В блоках 8 определяется частота вращения коленчатого вала на низшей высшей сменных передачах по формуле
Зо . 1
<<» ——
М р
2ы<, где < >ь — расчетная частота вращения вала двигателя на смежной формула из обретения
1. Устройство для автоматического управления перекл»очением передач с включен»»о»» передаче, 35 частота вращен»»л вала двигателя на включенной передаче, передаточное число смежнои
Р с включенной передачей; передаточное число включен40 ной передачи;
<1»F — падение скорости машины;
r — динамический радиус ведущих колес машины.
В блоках 6 производится определение прогнозируемого ускорения с учетом вращающихся масс, веса машины, ЕПД трансмиссии на нижних и высших передачах, передаточных чисел трансмиссий и т.п.
50 Предложенное устройство применимо на различных транспортных машинах как с дизельным, так и с карбюраторными двигателями, на которьгх предусматривается установка автоматических
55 трансмиссий.
134 транспортного средства, содержащее датчики нагрузки двигателя и частоты момента переключения передачи, оно снабжено подключенным к датчикам нагрузки и частоты вращения коленчатого вала блоком вычисления действительного крутящего момента на валу двигателя, а формирователь сигнала, пропорционального моменту переключеСоставитель Р.Корнева
Техред И.Попович
Корректор А.Зимокосов
Редактор М.Келемеш
Заказ 5156/19
Тираж 589
ВНИИПИ 1 осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное!!роп воцственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вращения коленчатого вала, датчик мгновенного ускорения транспортного средства, связанный с одними из входов компараторов, к другим входам которых подключены выходы формирователей сигнала, пропорционального моменту переключения, каждый из которых содержит блок прогнозирования ускорения, а выходы компараторов связаны с входом блока переключения, связанного с цепями определения включенной передачи и цепями блокировок, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности определения
8240 пия, снабжен последовательно соединенными блоком прогнозирования частоты вращения двигателя и блоком прогнозирования крутящего момента, В выход которого соединен с входом блока прогнозирования ускорения, выход которого, включенный в цепь обратной связи блока прогнозирования крутящего
1п момента, является выходом упомянутого формирователя.
2. Устройство по и.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок вычисления действительного крутящего момента на
1б валу двигателя содержит сумматор с одним и другим инверторами соответственно на его выходе и одном из. его входов, к другому входу которого подключен квадратор последовательно с одним из масштабных резисторов, а третий вход подключен к второму через последовательно соединенные третий инвертор и другой масштабный резистор.