Система выработки топлива на самолете
Реферат
Изобретение относится к системам выработки топлива на самолете - заправщике. Цель изобретения - снижение массы и энергоемкости средств обеспечения максимальной производительности на режимах форсажа и подпитки турбонасоса агрегата заправки. На форсажном режиме работы маршевого турбореактивного двигателя 6 турбонасосный агрегат заправки 18 отключен краном 12 и наиболее узком сечении магистрали подпитки. Привод подкачивающего гидротурбонасоса 2 осуществляется от двигательного центробежного насоса 7 через обратный клапан 17. Сопло струйного насоса 9 отключено от насоса 7 краном 16. При этом линия питания 13 гидротурбонасоса 18 заперта другим обратным клапаном 17. На режиме заправки на двигатель 6 расходуется небольшая часть производительности насоса, который осуществляет также подпитку турбонасоса 18. Привод насоса 2 осуществляется от турбонасоса 18. Кран 16 в линии питания струйного насоса 9 открыт и привод насоса 9 осуществляется от насоса 7. При этом линия питания насоса 2 от насоса 7 заперта обратным клапаном 17. 1 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам, которые могут использоваться в качестве дозаправщиков топливом других самолетов с применением подвесных агрегатов заправки. Целью изобретения является снижение массы и энергоемкости средств обеспечения максимальной производительности на режимах форсажа и подпитки турбонасоса подвесного агрегата заправки. На чертеже изображена принципиальная схема системы выработки топлива на самолете. Система содержит расходный бак 1, топливо из которого вырабатывается центробежным турбоприводным насосом 2 в магистраль подпитки 3 двигательного центробежного насоса 4 низкого давления. Насос 4 установлен на коробке-редукторе 5 двигателя 6. Двигательный центробежный насос 7 высокого давления установлен на коробке-редукторе 8 самолетных агрегатов. Струйный насос 9 соединен с центробежным насосом 2 участком магистрали перекачки 10. На узком сечении камеры смещения 11 струйного насоса 9 установлен отсечной кран 12. Приводная турбина центробежного насоса 2 и сопло струйного насоса 9 подключены линиями питания 13 и 14 к коллектору приводного топлива 15 за двигательным центробежным насосом 7 высокого давления. На линии питания 14 установлен отсечной кран 16. Линия питания 13 центробежного насоса 2 подключена, кроме того, через обратный клапан 17 к выходу турбонасоса 18 с подвесного агрегата заправки 19, имеющего в составе шланг 20, барабан 21 и конус-датчик 22. На всех режимах работы двигателя, когда не происходит передача топлива на заправляемый самолет, расход топлива, включающая максимальный форсажный режим, обеспечивается центробежным насосом 2 с приводом от двигательного центробежного насоса 7 высокого давления. В случае, когда происходит выработка не только на двигатель, но и одновременно производится передача через подвесной агрегат заправки по шлангу 20, размотанного с барабана 21, через конус-датчик 22 в баки заправляемого самолета, по магистрали перекачки 10 топлива вырабатывается как на двигатель центробежным насосом 2, так и на агрегат заправки одновременно центробежным насосом 2 и последовательно с ним установленным струйным насосом 9. Приводом центробежного насоса и струйного насоса является приводное топливо как от насоса 7, так и от турбонасоса 18, отбираемое за его выходом. Комплексирование привода насоса 2 от насосов 7 и 18, а также то, что в помощь подаче топлива центробежным насосом 2 последовательно с ним установлен струйный насос 9, создающий на входе в турбонасос 18 достаточное давление для его бескавитационной работы с учетом потерь давления на отсечном кране 12, обеспечивается оптимальная весовая отдача системы и оптимальная ее энергоемкость.
Формула изобретения
СИСТЕМА ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА НА САМОЛЕТЕ, содержащая установленные в расходном баке и последовательно соединенные центробежный и струйные насосы, в которых соответственно приводная турбина и сопло подключены линиями питания к коллектору приводного топлива за двигательным центробежным насосом, а также управляемые отсечные краны, установленные в линии питания и магистрали перекачки, и обратные клапаны, отличающаяся тем, что, с целью снижения массы и энергоемкости средств обеспечения максимальной производительности на режимах форсажа и подпитки турбонасоса подвесного агрегата заправки, магистраль перекачки на участке между центробежным и струйным перекачивающими насосами соединена с входами двигательных центробежных насосов, а линия питания на участке между коллектором приводного топлива и приводной турбиной центробежного насоса за обратным клапаном подключена к выходу трубонасоса подвесного агрегата заправки посредством обратного клапана, при этом отсечной кран в магистрали перекачки перед турбонасосом подвесного агрегата заправки установлен в наиболее узком сечении за струйным насосом.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000
Извещение опубликовано: 27.12.2000