Утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить экономичность и надежность работы утилизационой установки. Контур водяного пара термодинамически сообщен с контуром низкокипящей жидкости посредством конденсатора 6 водяного пара , включенного по нагреваемой среде в контур низкокипящей жидкости между ; нагревателем 11 и турбиной 8. Такое выполнение позволяет повысить топливную экономичность установки путем максимального использования тепла, отводимого от двигателя внутреннего сгорания с маслом, охлаждающей жидкостью и отработавшими газами. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„13? 5841

А1 511 4 F 01 К 23/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3901969/24-06 (22) 28. 05. 85 (46) 23.02.88. Бюл. В 7 (71) Брянский институт транспортного машиностроения (72) В.И.Евенко, В.В.Евенко, Г.Л.Васильев и Ю.С.Козлов (53) 621.499(088.8) (56) Селиверстов. В.И. Утилизация тепла в судовых дизельных установках.—

Л.: Судостроение, 19?3, с. 218-219.

Патент Швейцарии Р 609129, кл. F 02 В 37/00„ опублик. 1979. (54) УТИЛИЗАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ-ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить экономичность и надежность работы утилизационой установки. Контур водяного пара термодинамически сообщен с контуром низкокипящей жидкости посредством конденсатора 6 водяного пара, включенного по нагреваемой среде в контур низкокипящей жидкости между нагревателем 1 1 и турбиной 8. Такое выполнение позволяет повысить топливную экономичность установки путем максимального использования тепла, отводимого от двигателя внутреннего сгорания с маслом, охлаждающей жидкостью и отработавшими газами. 1 ил.

1375841

ВНИИПИ Заказ 758!35 Тираж 492

Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для ути,пиэации тепла охлаждающей воды, масла и отработавших газов двигателя, Целью изобретения является повышение экономичности и надежности работы утилизационной установки.

На чертеже изображена принципиаль- 10 ная схема предлагаемой установки.

Утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания (ДВС) 1 с теплообменниками 2 и 3 масла и охлаждающей жицкости соответственно содержит ути- 15 лизационный котел 4, сообщенный с выхлопным трактом двигателя 4, а в случае наличия системы турбонаддува с выхлопом ее газовой турбины утилизационный котел 4 включен в паротурбинный контур водяного пара, в который включены также паровая турбина 5, конденсатор 6 и насос 7. Установка содержит паротурбинный контур низкокипящей жидкости с турбиной 8, кон- 25 денсатором 9„ насосом 10 и нагревателем 11. Последний по нагревающей среде включен в замкнутый контур теп,лоносителя с насосом 12, в который включены также теплообменники 2 и 3. 30

Оба паротурбинных контура термодинамически сообщены между собой посредством копденсатора 6 водяного пара, который включен в контур низкокипящей жидкости между нагревателем 11 и тур- 3 биной 8 и яьляется кипящей жидкостиэ

Установка работает следующим образом.

Отработанные газы ДВС 1 подают в утилизационный котел 4,. в котором происходит процесс образования водя ного пара, после чего газы выбрасываются в атмосферу. Пар из утилизационного котла 4 направляют в паровую"» турбину 5, соединенную с электрогенератором, вырабатывающим электроэнергию, направляемую потребителю. Отработанный в турбине 5 пар поступает в конденсатор 6, где отдает тепло низ- 50 кокипящей жидкости, например фреону.

Из конденсатора 6 воду насосом 7 направляют в котел 4.

Масло и воздух ДВС 1 охлаждаются в теплообменниках 2 и 3, отдавая тепло промежуточному теплоносителю.

Для охпаждения воздуха ДВС служит охлаждающая вода, проходящая через теплообменник 3. Нагретый в теплообменниках 2 и 3 теплоноситель отдает свое тепло в нагреватель 11 низкокипящей жидкости, и его возвращают в теплообменники 2 и 3 посредством насоса 12.

Нагретую в нагревателе 11 низкокипящую жидкость подают в конденсатор 6 водяного пара, где она испаряется, и пар поступает в турбину 8, соединенную с электрогенератором, вырабатывающим электроэнергию, направляемую потребителю. Отработанный в турбине 8 пар подают в конденсатор

9, где он конденсируется и затем насосом 10 направляется в нагреватель 11.Включение в установку контура низкокипящей жидкости, сообщенного через конденсатор водяного пара с паротурбинным контуром водяного пара, позволит повысить топливную экономичность утилизационной установки путем максимального использования тепла, отводимого от ДВС с маслом, охлаждающей жидкостью и отработавшими газами.

Формула изобретения

Утилизационная установка двигателя внутреннего сгорания, содержащая сообщенный с выхлопным трактом двигателя утилизационный котел, вклю.ченный в паротурбинный контур водяного пара с конденсатором, а также теплообменники масла и охлаждающей жидкости, связанные с паротурбинным контуром низкокипящей жидкости с нагревателем, турбиной и конденсатором, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности, контур водяного пара термодинамически сообщен с контуром низкокипящей жидкости посредством конденсатора водяного пара, включенного по нйгреваемой среде в контур ниэко- . кипящей жидкости между нагревателем и турбиной.