Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить качество регулирования т-ры -охлаждающей жидкости (ОЖ) путем повьшения точности поддержания заданной т-ры„ Дополнительный датчик 10 т-ры ОЖ установлен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительный элемент 11 с зоной нечувствительности к дополнительному устр-ву 12 папамяти . Система 3 управле гая приводом 4 вентилятора дополнительно подключена к элементу 11. Элемент 13 сравнения подключен первым входом к элементу 1 1 , вторым - к таймеру 6,третьим - к устр-ву 12, а выходом - к интегратору 8, Элемент lUBi 15 подсоединен первым входом к элементу 2 с зоной нечувствительности, вторым - к элементу 11, а выходом - к таймеру, Элементы 7 и 12 сравнения подключены к интегратору 8 через блок 14 вьделения максимального сигнала. При достижении т-ры жидкости в одном из контуров или в обоих одновременно предела срабатывания элементов 2, 11 включаются привод вентилятора и таймер, вьфабатьюающий командные импульсы на сравнение и запоминание текущих координат состояния т-ры ОЖ. В зависимости от результатов сравнения система регулирования либо снизит, либо восстановит уровень-мощности тягового генератора. 1 ил. (Л оо со 00 со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4 134450/25-06 (22) 15.10.86 (46) 07.05.88. Бюл. Р 17 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.В. Стрекопытов, П.К. Балычев, А.В. Гриценко и В.В. Грачев (53) 625-282-843:621.436-71(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1222867, кл, F 01.P 7/14, 1984. (54) РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАМДАЮLINEA ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ С ДВУХКОНТУРНОЙ СИСТЕМОЙ
ОХЛАЖДЕНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить качество регулирования т-ры .охлаждающей жидкости (ОЖ) путем повышения точности поддержания заданной т-ры.
Дополнительный датчик 10 т-ры ОЖ установлен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительный элемент 11 с зоной нечувствительности к дополнительному устр-ву 12 па-.
ÄÄSUÄÄ 1393915 А1 (51) 4 F 01 P 7/14 С 05 D 23/00 памяти, Система 3 управления приводом
4 вентилятора дополнительно подключена к элементу 11. Элемент 13 сравнения подключен первым входом к элементу 11, вторым — к таймеру б,третьим— к устр-ву 12, а выходом — к интегратору 8., Элемент ИЛИ 15 подсоединен первым входом к элементу 2 с зоной нечувствительности, вторым — к элементу 11, а выходом — к таймеру, Элементы 7 и 12 сравнения подключены к интегратору 8 через блок 14 выделения максимального сигнала. При достижении т-ры жидкости в одном из контуров или в обоих одновременно предела срабатывания элементов 2, 11 вклю- р чаются привод вентилятора и таймер, вырабатывающий командные импульсы на сравнение и запоминание текущих ко- ® ординат состояния т-ры ON В зависимости от результатов сравнения система регулирования либо снизит, либо восстановит уровень-мощности тягового генератора. 1 ил. СО
1393915
Изобретение относится к мащино- строению, в частности к двигателе-:строению, а именно к регуляторам температуры охлаждающей жидкости
5 двигателя внутреннего сгорания.
Цель изобретения -- повышение качества регулирования путем повышения точности поддержания заданной температуры. 10
На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого регулятора.
Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлажде- 15 ния (в первый контур включены полости
,охлаждения двигателя и радиатор, а во второй — охладитель масла и охла дитель наддувочного воздуха, (не показаны), содержит датчик 1 температуры охлаждающей жидкости, установ- ленный в первом контуре циркуляции и подключенный через элемент ? с зоной нечувствительности к системе 3 управления приводом 4 вентилятора, устройство 5 памяти с двумя входами и одним выходом, подключенное первым входом к элементу 2 с зоной нечувст( вительности, вторым — к таймеру 6, а выходом — к элементу 7 сравнения, подключенному к таймеру 6 и элементу
2 с зоной нечувствительности, интегратор 8, подключенный выходом к регулятору 9 тягового генератора, а входом — к выходу элемента 7 сравнения, дополнительные датчик 10 температуры охлаждающей жидкости, элемент 11 с зоной нечувствительности, устройство
12 памяти и элемент 13 сравнения, блок 14 выделения максимального сиг- 40 нала и элемент ИЛИ 15. Дополнительный датчик 10 температуры охлаждаю,щей жидкости установлен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительный элемент 11 с зоной нечувствительности к дополнительному устройству 12 памяти, а система 3 управления приводом 4 вентилятора дополнительно подключена к дополнительному элементу 11 с зоной нечувствительности. Дополнительный элемент 13 сравнения снабжен тремя входами и одним выходом и подключен первым входом к дополнительному элементу 1 1 с зоной нечувствительности, вторым— к таймеру 6, третьим — к дополнительному устройству памяти, а выходом— к интегратору 8. Элемент ИЛИ 15 снабжен двумя входами и одним выходом н подсоединен первым входом к элементу 2 с зоной нечувствительности, вторым — к дополнительному элементу И с зоной нечувствительности, а выходом — к таймеру 6, причем оба элемента 7 и 13 сравнения подключены к интегратору 8 через блок 14 выделения максимального сигнала.
Регулятор работает следующим образом.
Фактическая температура охлаждающей жидкости в обоих контурах циркуляции определяется датчиками 1 и 10 температуры охлаждающей жидкости, воздействующими на элементы соответ- ственно 2 и 11 с зоной нечувствительности. Если температура охлаждающей жидкости в контурах циркуляции ниже включения элементов 2 и 11, на их вьжоде сигнал отсутствует, и привод 4 вентилятора шахты холодильника выключен. При достижении температуры жидкости в. одном из контуров или в обоих одновременно предела срабатывания элементов 2 и 11 включается привод 4 вентилятора посредством системы 3 управления. Одновременно с этим. элемент ИЛИ 15 включает таймер 6, вырабатывающий командные импульсы на сравнение при помощи элементов 7 и 13 сравнения и запоминание текущих координат состояния температуры охлаждающей жидкости в контурах охлаждения посредством устройств
5 и 12 памяти. Таймер 6 должен вырабатывать импульсы, позволяющие разделить во времени процессы записи в память и сравнения сигналов.
Пусть импульс положительной полярности является разрешающим для выполнения сравнения сигналов устройств
5 и 12 памяти и сигналов о мт новенном значении температуры датчиков 1 и 10.
При возрастании температуры разность между ними положительна, а при уменьшении — отрицательна. Эти сигналы поступают в блок 14 выделения максимального сигнала, который производит селекцию входных сигналов и пропускает сигнал с наибольшим потенциалом, что определяет темп уменьшения мощности тягового генератора через интегратор 8 и регулятор 9 тягового генератора. Мощность тягового генератора уменьшается, уиеньыается тепловая нагрузка двигателя. В результате этого уиеньшается температура охлаждаю щей жидкости. После сравнения таймер
Формула изобретения
Составитель Л. Черный
Техред И. Верес Корректор А. Обручар
Редактор И. Горная
Заказ 1945/30.Тираж 492 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з
13939
6 вырабатывает сигнал отрицательной полярности, разрешающий запись нового значения температур в устройства 5 и
12 памяти. Процесс работы повторяет5 ся через интервал времени, на который настроен таймер 6.
Если в результате следующего сравнения разность положительна, система регулирования еще снижает уровень, 10 мощности тягового генератора, а если отрицательна — это свидетельствует об уменьшении температуры в контурах охлаждения, тогда сигнал интегратора
8 уменьшается, восстанавливая тем 15 самым моцность тягового генератора.
Таким образом, наряду с работой привода 4 вентилятора производится дополнительное регулирование температуры охлаждающей жидкости вблизи пре-20 дела настройки элементов 2 и 11 с зоной нечувствительности, что способствует повышению точности поддержания заданной температуры.
Регулятор температуры охлаждаюцей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлажде30 ния, содержащий датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в первом контуре циркуляции и подключенный через элемент с зоной нечувствительности к системе управления при-, водом вентилятора, устроиство памяти с двумя входами и одним выходом, подключенное первым входом к элементу с зоной нечувствительности, вторым — к таймеру, а выходом — к элементу срав15
4 нения, подключенному к таймеру н элементу с зоной нечувствительности, и интегратор, подключенный выходом к регулятору моцности тягового генератора, а входом — к выходу элемента сравнения, о т л. и-ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью повышения точности поддержания заданной температуры, он снабжен блоком выделения максимального сигнала, элементом ИЛИ и дополнительнымп датчиками температуры ох.лаждаюцей жидкости, элементом с зоной нечувствительности, устройством памяти и элементом сравнения, причем дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости установлен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительный элемент с зоной нечувствительности к дополнительному устройству памяти, система управления приводом вентилятора дополнительно подключена к дополнительному элементу с .зоной нечувствительности, дополнительный элемент сравнения снабжен тремя входами и одним выходом и подключен первым входом к дополнительному элементу с зоной нечувствительности, вторым — к таймеру, третьим — к дополнительному устройству памяти, а выходом — к интегратору, элемент ИЛИ снабжен двумя входами и одним выходом и подсоединен первым входом к элементу с зоной нечувствительности, вторым — к дополнительному элементу с зоной нечувствительности, а выходом — к таймеру, и оба элемента сравнения подключены к интегратору через блок выделения максимального сигнала.