Устройство для автоматической блокировки вертикального шарнира сцепки тягача с прицепным звеном
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транс- .лортному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано при создании систем управления транспортных средств и сельскохозяйственных агрегатов. Цепью изобретения является повышение устойчивости прямолинейного движения. трансг ортно го средства. Устройство состоит из контактного датчика 1 угла положения управляемых колес 2 тягача 3, контактг ного датчика 4 прямолинейного положения прицепного звена 5 и установленного на оси 6 вертикального шарнира сочленения, блокирующих гидроцилиндров 7, шарнирно соединенных с рамой тягача 3, и прицепа 5, источника питания устройства, электроуправляемого гидрораспределите.пя с управляющей обмоткой, а также соединительных магистралей. 5 л. 7 $ О СО Фиг.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСОУБЛИН
yg 4 В 62 D 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 с
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4186060/30-11 (22) 27.01.87 (46) 23.07.88. Бюп. У 27 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "HATH" и
Производственное объединение "Минский тракторный завод им. В.И.Ленина" (72) E.Â.Ãàáàé, В.Г.Ермаленок, Л.M.Лукерчик и А.Б.Тхор (53) 629.113.014(088.8) (56) Патент ФРГ 11 2935437, кл. В 62 Р 7/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ ВЕРТИКАЛЬНОГО ШАРНИРА СЦЕПКИ ТЯГАЧА С ПРИЦЕПНЫМ ЗВЕНОМ (57) Изобретение относится к транс,лортному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использова.Я0,, 14И203 А1.но при создании систем управления транспортных средств и сельскохозяйственных агрегатов. Целью изобретения является повышение устойчивости прямолинейного движения транспортного средства. Устройство состоит из контактного датчика 1 угла положения управляемых колес 2 тягача 3, контактного датчика 4 прямолинейного положения прицепного звена 5 и установленного на оси 6 вертикального шарнира сочленения, блокирующих гидроцилиндров 7, шарнирно соединенных с рамой тягача 3, и прицепа 5, источника питания устройства, электроуправляемого гидрораспределителя с управляющей обмоткой, а также соединительных магистралей. 5 л.
1 1411203 2
Изобретение относите 1 1(транспорт— наму и (ельскахозяйственному машиностроению и может Gbi! b использована пр1(создании систем управления транспортных средств и сепьскахозяйственПЫХ ЯГРЕГЯТОВ.
Цеь:; изсбретения — повышение устойчивости прямалинейнагс движения
Отк1,1о (ен 1и „;:-1ЦЗЯеля1сщей абмОтки 9 От
".ña .»,-ч :п.кя 8 пиr,=1í:.Iÿ сае,HHHTeJI!bible .,:,„i tf(- :fili з,»11ер""ы, при этом Обе
55 ,,,Hi„-, °,, .;;-;„-,::„" -,ироц1355и;1драв 7 IRI(зя. Я1.:т»,. (Опт ="I(., ныи датчик t pa3:. t, I!"-:," !!i! H re,tà !BI(r УПРаВЛЯЕМЫХ
--Оп. -, в;(О5,(I(eitt;;(!r,>55,.(алинеЙ53ОГО прицепного звеня.
КЯ фиг„ 1 изображена сочлененное транспартпае средства, аборудованйае, усTpDI(iñòIIàII для автоматической блокировки вертикального шарнира, общий вид: ня фиг. 2 -- струк гурняя схема устрОЙства, на фиГ, 3 ГрЯфики измеHeIIH5I 5з(йхаднь3х сиГнялОв датчиков
Г3. (1 11Я1!P 5 З1151Е:; 3131(КОЛЕС ТЯХ ЯЧЯ И . 11рям(55н(ней11ага положения прицепного
1, звена, на фиг. 4 - графики изменения 20 ( упря:...3ьяищега сигнала, подаваемого пя 13;О1 злактрауправляемага гидро,5аспр:е-делител51, нЯ фиг, 5 -- кривые
=зь: пения углов !5ã. и 13 при движении сачлсне13ИО1. о таянспартнага средства. 25
У(-f!oI!(-:ва содержит контактный дат-1ик 1 угла г(аварата управляемых колес 2 тягяча 3„ кантактнык датчик
111 я,3О. 3111ейпо- О и(; ".1."- ния прицепна(;.;- ве ..,. Контактitt>II ....тчик 1 угла 30 .т; !!»a=-л51емь11(,О5".ec - установ.1
31(и.,, напри;1ср„ня сашке рулевага ме- :
:(Я !и: ме 1 0I Ячар ка13тактный датчик 4
11-;;-;ь(ал(::,.Яй11лга пала7(ения прицепа 5 — ..:,:- и,.:,351ен II; аси вертикального If!ap6,. . Л " ;:×ée!I(!IIÈII ТЯЧЯХ Я И (115и3 ..--»я, IIo обеим тараням вертикальь Яр(;I!pe г> ус1анавг1ены блакиру:.;ь.,ие ."..",; раци51индрь3 7, шарнирна сае. fH i "rIII »I(t С рЯМОй ТИГЯЧЯ 3 И ПрицЕПЯ 5. „Щ
ГО5(т,. 1: ".((ь.е датчики ; и 4 параллельно аеди ;;:.ы ме. к1у ao6îé., 1(адкл1очень3 к ис.",ачьику 8 питания и у31равляющей абм(ткe ".- электрауправляемаго гидрорас5131ед; 5111те.3тя 10., Последний имеет двя,," 1::.::сиравя Itb!:(па11аж(ния: первае— п3и «(51(г 5.-,:, =H .Г(ра".::.::-1133((ей обмотки
1и-:.е -;Я"1 -т.:-rfft ll сообщен.. между сай.-:,, -: "р.- .. ("О. сб;: пал(5стп обоих Гидр. ц.:5П(1-,д,а13 7 (-.:ç6ùeíbI .:ежду собой движения (в пределах заданного угла фиг, 3a) и замкнут при выходе угла поворота управляемых колес за пределы заданного угла. Контактный цатчик 4 прямолинейного йоложения прицепа разомкнут при нулевом значении. угла складывания (в пределах минимальной зоны нечувствительности
+ y, (фиг. 36) и замкнут при отклонении угла складывания за пределы минимальной зоны. нечувствительности.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При движении шарнирно сочлененного транспортного средства на повороте управляемые колеса 2 повернуты на угол, величина которого выходит за пределы заданного, при этом датчик 1 замкнут. Управляющая обмотка
9 гидрораспределителя 10 подключена к источнику 8 питания, и золотник гидрораспределителя 10 устанавливается в первое положение, при котором обе полости гидроцилиндров 7 сообщены между собой и их штоки находятся в плавающем положении. В этом случае прицеп 5 имеет возможность свободного поворота относительно тягача 3 вокруг вертикального шарнира 6, что позволяет колесом прицепа 5 копировать траекторию движения колес тягача 3, При выходе шарнирно сочлененного транспортного средства из поворота угол А поворота управляемых колес 2 уменьшается и при входе величины угла (6 в заданный допуск «+ of, контактный датчик 1 размыкается. При этом контактный датчик 4 угла складывания продолжает оставаться в замкнутом состоянии, и положение золотника гидрораспределителя 10 не изменяется, так как управляющая обмотка З,остается подключенной к источнику 8 питания через замкнутый контактный датчик
4. Па мере приближения траектории движения шарнирно сочлененного транспортного средства к прямолинейной угол Р складывания уменьшается и при достижении величиной угла р складывания зоны нечувствительности +J контактный датчик 4 такх(е размыкается, разрывая цепь питания управляющей обмотки 9, тяк кяк при этом контактные датчики 1 и 4 разомкнуты. Золотник гидрораспределителя 10 переходит ва второе положение, при котором обе полости силовых цилиндров 7 заперты, 14 11203 и вертикальный шарнир 6 заблокирован.
При дальнейшем движении шарнирно сочлененного транспортного средства в прямолинейном направлении верти5 кальный шарнир 6 заблокирован.
График (фиг. 4) иллюстрирует изменение управляющего сигнала, подаваемого на управляющую обмотку 3 электрогидравлического распределителя 10 в зависимости от процесса изменения траектории движения сочлененного транспортного средства. При входе. тя". гача,в поворот напряжение Б достигает своего номинального значения только при превышении угла значения ., (нижняя ветвь графика). Далее процесс увеличения угла до максимального значения идет по верхней ветви графика. При выходе из поворота напряжение U сохраняет свое номинальное значение до уменьшения угла р до величины ф . Как только напряжение U о становится равным нулю, вертикальный 25 шарнир шарнирно сочлененного транспортного средства оказывается заблокированным.
На фиг. 5 иллюстрируются кривые изменения углов и при различных режимах движения. Участок а характеризует движение, когда транспортное средство движется по траектории, приближенной к прямолинейной (например, сельскохозяйственный агрегат на гоне), и направляющие колеса
35 подворачиваются водителем на небольшие углы для корректирования траектории движения, Угол Р практически размен нулю (гидроцилиндры 7 заблоки- 4О рованы) и сохраняется до момента входа агрегата в поворот, т ° е. момента достижения угла границ коридора
Участок Ь характеризует процесс поворота агрегата. 45
Величины зон нечувствительности датчиков углов 6 и g выбираются следующим образом: зона нечувствительности +p лимитируется конструктивными параметрами датчика и должна быть как можно более малой, но не равной нулю, так как в этом случае при выравнивании прицепа продолжительность сигнала ничтожно мала и гидрораспределитель нг успевает срабатывать. Так при применении контактного датчика эона нечувствительности находится в пределах + 1, то использование фотоэлектрического датчика позволяет снизить величину g до
4 30 .
Зона нечувствительности 1Ф должна быть такова, чтобы исключить ргзблокировку шарнира сочленения при движении по траектории, близкой к прямолинейной, и при этом не препятствовать повороту агрегата с большими радиусами. Например, если при движении соччененного транспортного средства по прямой дороге максимальное отклонение направляющих колес находится в пределах +6О, то зону,i нечувствительности датчика угла ot можно принять
+ 7, где запас в 1 обеспечивает заблокированное состояние шарнира в этом режиме движения. формула изобретения
Устройство для автоматической блокировки вертикального шарнира сцепки тягача с прицеп :ьм звеном, "одержащег блокируемые гидроцилиндры, шарнирно связанные с тягачом с приЦепным звеном, полости которых rhpравлически соединены между собой через нормально закрытый электроуправпяемый гидрораспределитель, электромагнит управления которого эле. трически соединен с источником питания, и нормально открытые контактные датчики положения управляемых колес тягача и положения прямолинейного движения прицепного звена, о т л ич а ю щ е с я тем, что, с целью повышения устойчивости прямолинейного движения транспортного средства, электромагнит управления электрически соединен с двумя параллельно подключенными контактными датчиками положе-. ния, а датчик положения управляемых колес тягача выполнен с большей зоной нечувствительности, чем датчик положения прямолинейного движения прицепного звена. оз
Фиа.
1411203.
Составитель B Èîíîâà
Техред А. Кравчук Корректор B.Pîìàíåíêî
Редактор М.Бланар
Тираж 536 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3607/17
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проект а
П оектная 4