Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения толщины компенсатора. Целью изобретения является повышение точности определения толщины комлейсатора за счет учета износа деталей в период приработки. В собранном редукторе без компенсатора вращают вал-шестерню, сжимают подшипники осевой силой, соответствующей заданному моменту трения, измеряют при этом расстояние между подшипниками, по которому определяют исходную толщину компенсатора, и собирают редуктор с этим компенсатором. Затем задают валу-шестерне рабочие обороты и нагрузки на время приработки и фиксируют по окончании приработки, осевую силу и момент трения. Извлекают из редуктора компенсатор, прикладывают фиксированную осевую силу и вращают вал-шестерню, измеряют расстояние мелщу подшипниками, увеличивают силу до возникновения заданного момента трения и снова измеряют расстояние между подшипниками, которое учитывают при определении рабочей толщины компенсатора, 3 ил. «saara

C0IO3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

pg 4 G Ol В 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0ИИ183"., Ч йЛТЕЯТИ" 1.",, " Г:::: I

Е" Бл 1 :, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4258979/25-28 (22) 09.06.87 (46) 23.02.89. Бюл, Ф 7 (71) Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева (72) А.В. Воронин, В.В, Лайок, И.А. Булавин, А.Ю. Груздев, С.А. Воронин, В.И. Харитонов. и А.В. Смолюгов (53) 531 ° 717(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 974093, кл. G 01 В 5/06, 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ

КОМПЕНСАТОРА IIPH СБОРКЕ РЕДУКТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано

-для определения толщины компенсатора.

Целью изобретения является повышение точности определения толщины компенсатора эа счет учета износа деталей в период приработки. В собранном реИзобретение относится к машино. строению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемого в редуктор на вал-шестерню между внутренним кольцом переднего конического роликоподшипника и распоркой втулкой.

Целью изобретения является повышение точности определения толщины компенсатора эа счет учета износа деталей в период приработки.

На фиг. 1 схематично показан редуктор, продольный разрез; на фиг.2„„SU„„3469593 А 1 дукторе беэ компенсатора вращают вал-шестерню, сжимают подшипники

Осевой силой, соответствующей заданному моменту трения, измеряют при этом расстояние между подшипниками, по которому определяют исходную толщину компенсатора, и собирают редуктор с этим компенсатором. Затем задают валу-шестерне рабочие обороты и нагрузки на время приработки и . фиксируют по окончании приработки осевую силу и момент трения. Извлекают иэ редуктора компенсатор, прикладывают фиксированную осевую силу и вращают вал-шестерню, измеряют расстояние между подшипниками, увеличивают силу до возникновения заданного момента трения и снова измеряют расстояние между подшипниками, которое учитывают при определении рабочей толщины компенсатора. 3 ил. схема определения толщины компенсатора при сборке редуктора; на фиг. 3 графики, иллюстрирующие процесс определения толщины компенсатора.

Редуктор, в котором определяют. толщину компенсатора, имеет корпус 1, установленные в нем радиально-упорные подшипники 2 и 3 размещенную между ними распорную втулку 4 и компенсатор

5, вал-шестерню 6 с гайкой 7 на реэьбовом хвостовике 8, ползун 9 и измеритель 10.

Способ осуществляется в следующей последовательности.

0591

40 з

146

Собирают редуктор беэ компенсатора, для чего внутренние кольца подшипников 2 и 3 с сепараторами и роликами, распорную втулку 4 между ними устанавливают на вал-шестерню 6,,ко" торый размещают в корпусе редуктора с запрессованными в нем наружными кольцами подшипников 2 и 3, вращают вал-шестерню 6, прикладывая к внутренним кольцам подшипников 2 и 3 с помощью ползуна 9 осевую силу F соответствующую заданному (рабочему) моменту сопротивления вращения M вала-шестерни 6, измеряют расстояние между торцами распорной втулки 4 и внутреннего кольца подшипника 3, по которому определяют исходную толщину.

Б„, компенсатора 5, и собирают редуктор с этим компенсатором. Затем приводят вал-шестерню 6 во вращение с рабочей частотой и нагрузкой на период времени, за который момент сопротивления вращению вала-шестерни 6 принимает установившиеся значение

М, измеряют с помощью измерителя

10 значение осевой силы Р, соответствующей моменту М и приложенной к внутренним кольцам подшипников

2 и 3, разгружают редуктор и извлекают из него компенсатор 5. Снова собирают редуктор беэ компенсатора

5, прикладывают с помощью ползуна

9 осевую силу F к внутренним кольцам подшипников 2 и 3 и при вращении вала-шестерни 6 фиксируют расстояние между торцами распорной :втулки 4 и внутреннего кольца подшипника 3, увеличивают осевую силу до значения

F „ и при вращении вала-шестерни

6 измеряют изменение расстояния а „, между торцами распорной втулки 4 и внутреннего кольца подшипника 3, определяют рабочую толщину компенсатора Б„ как разность исходной толщины

Б„, и величины изменения расстояния

ык, т.е. Б = " нк собир редуктор с компенсатором 5, толщина которого равна значению Б„

На фиг. З.представлен сдвоенный грзфик зависимости момента трения ф -.осевой нагрузки в подшипниках .до приработки и после приработки и суммарная Ьсевая деформация в узле подшипников до и после приработки а также показаны размеры компенсационпого кольца Б „, до приработки и искомый размер компенсатора Б после приработки.

Б результате износа подшипников

5 в процессе приработки происходят падение силы от У, от Р и момента трения от М< до М, изменение характера кривой осевой деформации от Я до и

О! н изменение начала ее координат на K„

Использование предлагаемого способа определения толщины компенсатора при сборке редуктора по сравнению с известным обеспечивает более высокую .точность подбора толщины компенсатора эа счет учета износа деталей в начальный период приработки.

Формула и э обретения

Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что после сборки редуктора беэ компенсатора вращают его вал-шестерню, прикладывают к внутренним кольцам подшипников этого вала осевую силу, соответствующую рабочим условиям функционирования редуктора, и измеряют расстояние между одним иэ торцов. распорной втулки редуктора и внутренним кольцом одного иэ подшипников, по которому устанавливают толщину компенсатора, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности определения толщины компенсатора, дополнительно собирают редуктор с компенсатором установленной толщины, вращают вал-шестерню до начала стабилизации момента сопротивления вращению, извлекают иэ редуктора компенсатор, повторно измеряют расстояние между торцами втулки и кольца подшипника при действии осе45 вой силы, соответствующей началу стабилизации момента сопротивления, затем увеличивают осевую силу до ее значения, определенного при первом испытании,без компенсатора, и измеря50 ют при этом изменение расстояния между торцами втулки и подшипника, а толщину компенсатора определяют как разность установленной при первом испытании толщины и изменением: рас55 стояния между торцами втулки и кольца подшипника.!

460591 ки

Составитель В. Егоров

Редактор Л. Гратилло Техред М.Дидык Корректор С. Шекмар

Заказ 533/49 Тираж 683 Подписно е

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101