Подъемник запасного колеса транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению ,в частности, к устройствам для подъема запасных колес транспортных средств. Цель изобретения - повышение безопасности работы путем обеспечения надежности затормаживания. На резьбу оси 1, закрепленной на раме 2 транспортного средства, навинчены барабан 3 и контргайка 6 с регулировочной втулкой 8, а между ними установлена стопорная шайба 10, скользящая своим выступом по продольному пазу 12 оси 1. Со стороны свободного конца оси 1 установлен приводной вал 13 с возможностью взаимодействия при вращении последовательно с барабаном и контргайкой для подъема запасного колеса и в обратной последовательности - при опускании. Затормаживание барабана происходит за счет стопорения его после вращения до упора в шайбу 10 и контргайку 6 под воздействием веса запасного колеса. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„>470599 д1
5И 4 В 62 Р 43/00
OllHCAHNE ИЗОБРКТКНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
12 g
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4302137/27-11 (22) 27.08.87 (46) 07.04.89. Бюл. № 13 (71) Красноярский завод автомобильных прицепов (72) С. Г. Гришко в А. М. Слесаренко (53) 629.113.012.38 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1074756, кл. В 62 D 43/00, 1981. (54) ПОДЪЕМНИК ЗАПАСНОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортно. му машиностроению, в частности к устройствам для подъема запасных колес транспортных средств. Цель изобретения — повышение безопасности работы путем обеспечения надежности затормаживания. На резьбу оси 1, закрепленной на раме 2 транспортного средства, навинчены барабан 3 и контргайка 6 с регулировочной втулкой 8, а между ними установлена стопорная шайба 10, скользящая своим выступом по продольному пазу 12 оси 1. Со стороны свободного конца оси 1 установлен приводной вал
13 с возможностью взаимодействия при вращении последовательно с барабаном и контргайкой для подъема запасного колеса и в обратной последовательности — при опускании. Затормаживание барабана происходит за счет стопорения его после вращения до упора в шайбу 10 и контргайку 6 под воздействием веса запасного колеса.
3 ил.
1470599
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для подъема запасных колес транспортных средств.
Цель изобретения — повышение безопасности работы путем обеспечения надежности затормаживания.
На фиг. 1 изображен подъемник запасного колеса, вид сбоку, разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.
Подъемник запасного колеса транспортного средства содержит ось 1, жестко закрепленную на раме 2 транспортного средства. Ось 1 выполнена в виде винта с резьбой, ° причем направление резьбы совпадает с направлением вращения барабана 3 при подъеме запасного колеса. Барабан 3, выполненный в виде гайки, навинчен на ось 1 с возможностью перемещаться вправо и влево. На барабане 3 намотан трос 4 и имеются два захватных элемента 5. На основной вал 1 также навинчена контргайка 6 со шлицами 7, на которой насажена регулировочная втулка 8 с выступающими на ее торце пальцами 9.
Между контргайкой 6 и барабаном 3 установлена стопорная шайба 10, скользящая своим выступом 11 по продольному пазу 12 оси 1. Приводной вал 13 с вилкой 14, взаимодействующей с захватными элементами 5 и пальцами 9 установлен на оси 1. Свободный конец приводного вала 13 выполнен четырех или шестигранным для установки съемной рукоятки. Регулировочная втулка 8 установлена так, что при подъеме запасного колеса вилка 14 приводного вала 13 вначале взаимодействует с захватными элементами 5 барабана 3, а потом с пальцами 9 регулировочной втулки 8. При опускании запасного колеса взаимодействие происходит в обратной последовательности.
Подъемник запасного колеса работает следующим образом.
При подъеме запасного колеса, прикрепленного к тросу 4, оператор с помощью съемной рукоятки вращает приводной вал 13 по часовой стрелке. Приводной вал 13, воздействуя вилкой 14 на элементы 5 барабана 3, проворачивает его до совмещения элементов 5 с пальцами 9 регулировочной втулки 8. В результате этого барабан 3 растормаживается. При дальнейшем вращении приводного вала 13 вилка 14 совместно вращает барабан 3 и контргайку 6. Происходит подъем запасного колеса.
После прекращения воздействия оператора на съемную рукоятку барабан 3 под действием силы тяжести запасного колеса поворачивается против часовой стрелки до упора в контргайку 6 и затормаживается.
Шайба 10 служит для исключения самопроизвольного вращения контргайки 6 совместно с барабаном 3 под действием силы тяжести запасного колеса. При опускании запасного колеса оператор с помощью съемной рукоятки вращает приводной вал 13 против часовой стрелки. Приводной вал 13, воздействуя вилкой 14 на пальцы 9 регулировочной втулки 8, поворачивает контргайку 6, растормаживая барабан 3. Под действием силы тяжести запасного колеса барабан 3 вращается против часовой стрелки, догоняя контргайку 6. Происходит опускание запасного колеса.
При отсутствии запасного колеса сматывание и наматывание троса 4 на барабан 3 происходит при одновременном вращении барабана 3 и контргайки 4 приводным валом 13 с помощью съемной рукоятки. Hpè этом приводной вал 13 вилкой 14 одновременно воздействует на захватные элементы 5 барабана 3 и пальцы 9 регулировочной втулки 8.
Формула изобретения
Подъемник запасного колеса транспортного средства, содержащий ось, жестко закрепленную на раме транспортного средства, барабан с тросом и приводной вал со съемной рукояткой, установленные на оси с возможностью поворота на ней и взаимодействия между собой посредством захватного элемента барабана и вилки приводного вала, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности работы путем обеспечения надежности затормаживания, на наружной поверхности оси и внутренней барабана выполнена резьба, между барабаном и приводным валом на резьбе оси установлена контргайка с наружной регулировочной втулкой, связанные посредством шлицов, а между контргайкой и барабаном с возможностью перемещения вдоль оси размещена стопорная шайба с выступом на внутренней поверхности, взаимодействующим е продольным пазом, выполненным на внешней поверхности оси, причем на торце регулировочной втулки, обращенном в сторону приводного вала, образованы пальцы, взаимодействующие с вилкой последнего.
1470599
Составитель А. Лапинский
Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 1401/20 Тираж 480 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!