Клапан для системы управления гидромеханической коробки передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано в системах управления гидромеханических коробок передач. Цель изобретения - повышение надежности работы путем уменьшения износа его седла. Клапан содержит корпус 1, шаровой запорный элемент 2, электромагнит 3, толкатель 4 с коническим упором, размещенный перпендикулярно оси седла клапана. Выполнение толкателя 4 с коническим упором позволяет предотвратить ударное воздействие шарового запорного элемента на седло клапана при перемещении толкателя. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4172918/29-11 (22) 04.01.87 (46) 07.07.89. Бюл. № 25 (71) Минское научно-производственное объединение «Дормаш» (72) Е. А. Каган и А. А. Барковский (53) 629-113.585.2 (088.8) (56) Заявка Великобритании № 1346057, кл. F 16 К 1/14, 1974.
„„SU„„1491745 А 1
5g 4 В 60 К 17/!О, F 16 К 1/14
2 (54) КЛАПАН ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛ ЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКО1 1 КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано в системах управления гидромеханических коробок передач. Цель изобретения — повышение надежности работы путем уменьшения износа его седла. Клапан содержит корпус 1, шаровой запор ный элемент 2, электромагнит 3, толкатель 4 с коническим вором, размещенный перпендикулярно оси седла клапана. Выполнение толкателя 4 с коническим упором позволяет предотвратить ударное воздействие шарового запорного элемента на седло клапана при перемещении толка-,р
C теля. 4 ил.
1491745
Изб>ретение относится к транспортному и строительно-лорожному машиностроеник> и может быпгь использовано в системах управленияи я ..идромеха н ических коробок передач.
Цель изобретения повышение надежности работы путем умень(пения износа седла клапана.
На фиг. 1 представлена конструкция клапана лля управления гидромеханической коробкой перел-1«транспортного средства; на фиг. 2 — принципиальная гидравлическая схема системы >,Itpaeления с клапаном для у»равления гидромехаиической коробкой передач; на фиг. 3 — схема воздействия толкателя íà L»l>poaoll за»орный элемент
cоОтветственно при пл(>ской торцовой It()верхности толкателя; на фиг. 4 — то же, при
КОН И ЧЕС КОй.
Устройство «О цржит корпус 1, шаровой заш>рный элемент 2, электромагнит 3, толкатель 4 и возвратную пружину 5. Толкатель 4 имеет конический упор с углом а. При плоской торцовой поверхности толкателя 4 (фиг. 3) при воздействии толкателя на шаровой запорный элемент появляется ударная сила Р„, пол воздействием которой разрушается седло клапана.
При вьшолнении толкателя 4 «конической иоверхноетьк> (фиг 4) угол а выбирается таким, чтобы сила Рн была равна нулю.
Это выполняется при — — 11 а л г глс 1> = агс>п—
R:»
Г rv — Рсlди Х С (С Л. 111 К, la»a Ild
R ii р(1,1И < с»1(1 р(1
Отку.t;1 слелхст, что лля исключения ударного воздействия голкс>тели на седло клапана его коничеchèé )1>ор лолжс и быть выиол! I l . и С В P.Л И Ч И 11 0 И г» а(2а гсе()i
СJM клапан вк.(н>чсн в си« гему <, прав,>еtlия гилромс х;1ничес hой коробки перелач, содеl>жа LI(< ю и T(> 11! ик f> .11>в,le»èÿ,, IPΫ— сель 7, раси релел »тельное у строиство 8, фрикцион 9. с.oe линс ние клапана с источииКОМ La!>.1ettÈ>I t>I>I II»»l< IIO ИОЕРЕ 1<. TВОM МаГИСТра»< 10, в которой устанон,>ен дроссель 7, связанный со ««»Iâol
Устрой«-во работа(T следующим образом.
При выклн>чениой передаче фрикцион 9 через распре1е.>и г(льное устройство 8 соедин«ll (О сливом. 3. ц ктромагнит 3 выключ H, и толкитель 4 ири эго I Ilaxoлится в крайнем
IIp;II>o »!(>ложеиии пол лс и«тянем пру жины 5
Формула нз(>бр«тени.ч
)хлапан для системы управления (пtлроме анической коробки передач транспортно4p o среде)t>a, содержа(ции корпус с разме щенными в нем шаровым запорным элементом и сед.lov клапана, толкателем, размещенным перпендикулярно Оси седла клапана и жестко связанным с якорем электромагнита управления, Огл(1<(а>с)и ай(з> тем. что.
45 с целью повышения надежности работы кз>анана путем уменьшения износа его седла, тол кател ь выполнен с кон и чески м упором е углом а, определяемым по формуле г, ° а(2а гссов
50 радиус седла клапана; радИуС ШарОВОГО За»орНОГО эЛЕмента, d геометрический центр шарового элемента расположен ниже продольной оси толкателя. гле г .
Я;
B это время шар 2 под действием давления рабочей жидкости прижат к седлу корпуса 1, напорная 10 и сливная 11 магистрали разобщены, и золотник распределительного устройства 8 находится в крайнем правом положении.
При включении передачи оператор включает электромагнит 3, и толкатель 4, преодолев сопротивление пружины 5, перемещается влево и своим коническим упором выталкивает шар 2 из седла корпуса 1. Усилие, необходимое для выталкивания шара 2, составляет примерно 45 /„ от усилия открытия при соосном расположении седла и толкателя.
В результате перемещения толкателя 4 напорная 10 и сливная l l магистрали сообщаются. Давление, действующее на торцы золотника распределительного устройства
8 из-за дросселя 7, установленного в напорной магистрали 10, оказывается различным, и золотник распределительного устройства 8 перемещается в крайнее левое положение.
Фрикцион 9 соединяется с источником 6 давления и происходит его включение.
При выкпючении передачи электромагнит 3 выключается, толкатель 4 под действием пружины 5 возвращается в исходное положение и не оказывает воздействия на шар 2. Последний под действием эжекционных сил движущейся жидкости прижимаетея к седлу корпуса 1. Напорная 10 и сливная
11 магистрали разобщаются, вследствие чего
30 н напорной магистрали 10 до дросселя 7 и за ним, а значит, и иа торцах золотника распре1елительиогo устройства 8, давление выравнивается. Золотник последнего занимает исходное положение, и фрикцион 9 соединяе>ся «о сливом. Передача выключена.
1491745
I49 I 745 ф (!оста иитель Л. Ьа рыков
Редактор Г t åðáåð Тех ре д И. В ерес К о ррек то р T. М а лец
;Заказ 381 1! 20 Тираж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Г!атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101