Система управления гидрообъемно - механической трансмиссией самоходной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах совместного управления фрикционными муфтами коробок передач и передаточным отношением объемного гидропривода. Цель изобретения - повышение долговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач. Система управления состоит из насоса 1, соединенного гидролиниями 3 с насосом-дозатором 4 и золотником 5, плунжер 6 которого кинематически связан с педалями 7 и 8 управления передаточным отношением объемного гидропривода (ОГП) 9, а корпус 10 соединен рычагом 11 обратной связи со штоком цилиндра 12 управления. При разгоне машины водитель при помощи педалей 7 и 8 управления через золотник 5 и цилиндр 12 управления плавно перемещает орган 13 управления, уменьшая передаточное отношение ОГП до некоторого минимального значения, после чего включает в коробке следующий диапазон с меньшим передаточным отношением. Распределитель 20 переключает поток рабочей жидкости на силовой цилиндр 16, 17, 18 или 19 требуемого диапазона. Вал насоса-дозатора 4, связанный с распределителем 20, проворачивается, и жидкость по гидролинии 24 поступает в левую полость цилиндра 12 управления, при этом шток вместе с органом 13 управления смещается вправо, увеличивая передаточное отношение ОГП. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„,. 1491750 (51) 4 В 60 К 41/00 (4 (ribs „
Б к Б.11.1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ го
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4291557/31-11 (22) 28.07.87 (46) 07.07.89. Бюл..% 25 (7! ) Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) В. P. Мандрыка, Д, И. Сторожук, И. Il. Олейник и М. H. Соколенко (53) 629.113 (088.8) (56) Бабаев О. М., Игнатов Л. Н., Кисточкин Е. С. и др. Обьемные гидромеханические .передачи. Л.: Машиностроение, 1987, с. 204, рис. 75.б. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРООБЪЕМНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙЕЙ САМОХОД HOA МАШИ Н Ы (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах совместного управления фрикционными муфтами коробок передач и передаточным отношением объемного гидропривода. Цель изобретения — повышение долговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач. Система управления
2 состоит из насоса 1, соединенного гидролиниями 3 с насосом-дозатором 4 и золотником 5, плунжер 6 которого кинематически связан с педалями 7 и 8 управления передаточным отношением объемного гидропривода (ОГП) 9, а корпус 10 соединен рычагом ll обратной связи со штоком цилиндра 12 управления. При разгоне машины водитель при помощи педалей 7 и 8 управления через золотник 5 и цилиндр 12 управления плавно перемещает орган 13 управления, уменьшая передаточное отношение ОГП до некоторого минимального значения, после чего включает в коробке следующий диапазон с меньшим передаточным отношением. Распределитель 20 переключает поток рабочсй жидкости Hd сuловой цилиндр 16, 17, 18 или 19 требуемого диапазона. Вал насоса-дозатора 4. связанный с распределителем 20, проворачивается, и жидкость по гидролинии 24 поступает в левую полость цилиндра 12 управления, при этом шток вместе с органом 13 управления смещается вправо. увеличивая передаточное отношение ОГГ1. 2 ил
1491750
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано В системах совместного управления фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач и передаточным отношением
Объемного гилропривола (ОГП).
Целью изобрегения является повышение долговечности путем снижения динамических нагрузок В коробке при переключении перелач.
11а фиг. прелставлена кинематическая схемы систс мы управления; на фиг. 2— график, характеризующий зависимость межлу перелыто«ными отношениями трансмиссии (lI ) и Объемного гилропривола (» ) ны различных диапазона.х.
Система управления состоит из насосы управления. Сое)(инен»(ого через переливной клапан 2 при помощи гидролиний 3 с насосом- 1o:(втором 4 (типа ТГЛ- 21534) и лвухпоясовым золотником 5, плунжер 6 которо(О кин«матически связан с пелылями
7 и 8 управления передаточным отношеIll(« I Обь«многи гилропривола (ОГП) 9. а корпус 10 со«лип II при помощи рычага 11
Обратной связи со штоком цилинлра !2 управ.(ения, причем меж 1у штоком и Органом 13 управления перелаточным Отношением ОГtl 9 сх И1«ствх«т кинематическая связь. В хо 1 ОГП 9 < oåëèíåí с лвиг
H I Велх п<ие кол«са. Переключ«HII«лианы)онов коробки пс р«дыч Осуществляется при (н.моши силовых цилиндров !6 — — !!), соелиíенных («(лроли((иями с рыснрелелителсм 20.
Правая и I«n;I» полости цилин 1ра 12 упрывлсния сое1инены гилролиниями 21 и 22 с Лвххпоясковым золотником 5 и гидролиниями 23 и 24 — с насосом-лозытором 4.
Системы работает следуюгцим Образом.
ОГП 9 и. редает крутящий моме»IT от
:),E(èã IT«Aÿ ны первичный Выл 14 коробки пер«лыч, I затем через пыру шестерен Олного из лиыпызонов — на Вторичный Выл 15 и л»I«I««ны Велущие колеса. )хрутящий моменг оТ лвигателя передается на насос l управления, который подает рабочую жилк О с т ь и О г и. 1 р О л и н и я м 3 к л В у х и О я с к О В 0 м у золоти икх 5.
При нажатии Волител M на одну из
ll«ë«.I«é 7 и 8 управления плунжер 6 сме(цается и Открывает одно из выпускных
Окон 11»х.х«(ояскОВОГО золотника 5, В заВисимости ()T направления перемещения плунж«Р II
Рабочая жидкость по гилролинии 2! или 22 (в зависимости 01 того, какое выпускное окно Открыто) полыется В одно из полостей цилиндра 12 управления. Шток цилиндры начи)»ает перемещаться вместе с
Органом 13 управления ОГП 9, в результате чего плавно изменяется перелаточное
4 отношение ОГП 9 и всей трансмиссии.
Рычаг !1 обратной связи вместе со штоком цилиндра 12 управления и корпусом 10 двухпояскового золотника 5 образуют слецясцую систему, которая позволяет изменять передаточное отношение ОГП 9 пропорционально перемещению педалей 7 и 8.
Работа системы при переключении диапазонов коробки передач рассматривается на примере переключения с низшей передачи на высшую
В случае, когда включен первый диапазон, рабочая жидкость от насоса через распределитель 20 поступает к силовому цилиндру 16 фрикционной муфты первого диапазона, таким образом, в коробке включается первый диапазон. Рабочая жидкость от насоса 1 также поступает к насосу-лозатору 4 и двухпоясковому золотнику 5.
В ОГП 9 водитель, при помощи слеляпсей системы. цилиндр 12 управления рычаг ll обратной связи — двухпоясковый золотник 5 залает передаточное отношение, обеспечивающее движение самоходной машины с требуемой скоростью. При переключении на второй диапазон распределитель 20, управляемый водителем, переключает поток рабочей жидкости на силовой цилиндр 17 фрикционной муфты второго диапазона. рабочая жидкость из силового цилиндра 16 поступает на слив.
Одновременно вал насоса-дозатора 4, кинемытнчески связанного с распределителем 20, проворачивается, рабочая жилкость подается по гилролинии 24 в левхю полость цилиндра 12 управления, шток смешается вправо (рабочая жидкость во внутреннюю полость лвухпояскового золотника по гилролиниям 2! и 22, не поступает, так как плунжер 6 перекрывает выпускные окна).
B I«ñTå со штоком перемещается орган 13 управления перелаточным отношением
ОГП 9 и тем самым увеличивается перелаточное отношение ОГП 9, а общее перелаточное отношение трансмиссии поллерживается примерно постоянным, что позволяет плавно перейти с одного лиапазона на лрх гой, тем самым, уменьшить линамические нагрузки в трансмиссии.
При переключении с высшей передачи на низшую насос-1033Тор полает рабочую жидкость по гидролинии 23 В правую полость цилиндра 12 управления. Шток вместе с органом 13 управления передаточным отношением ОГГ! 9 смещается влево. Передаточное отклонение ОГП 9 уменьшается и происходит плавное переключение с высшей передачи на низшую. В остальном работа системы аналогична вышепривелен»(Омх слмчаю.
Для поддержания общего передаточного отношения трансмиссии при переключении с одного диапазона на другой примерно
l491750
Формула изобретения
min (977
7Ю/ р т РГР
Составитель А. Барыков
Редактор Г. Гербер Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Заказ 38 I I/20 Тираж 528 Г!одпнсное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
I! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, IOI
5 постоянным рабочая зона передаточных отношений ОГП 9 ограничена.
На фиг. 2 приведены графики изменения передаточных отношений трансмиссии в зависимости от передаточного отношения ОГП. Линия разгона ограничена точками 1 — 11 — 111 — IV, торможения IV— — Ч вЂ” Ч1 — 1.
Как видно из фиг. 2 длины «участков переключения» II — II I u V — VI различны, поэтому параметры кинематической цепи: распределитель 20 — насос-дозатор 4, насоса-дозатора 4, рабочие площади поршня в левой и правой полостях выбраны таким образом, чтобы при переключении с высшей передачи на низшую шток цилиндра 12 управления перемещался, обеспечивая изменение передаточного отношения ОГП на величину, ограниченную точками Ч и Vl, а с низшей на высшую — 11 и III.
Переливной клапан 2 служит для ограничения максимального давления в гидролиниях системы управления.
Система управления гидрообъемно-механической трансмиссией самоходной машины, содержащая ступенчатую коробку с фрик6 ционными муфтами переключения передач, нерегулируемый насос, гидравлически связанный через распределитель с гидроцилиндрами управления фрикционными муфтами переключения передач, гидрообъемную передачу, состоящую из кинематически связанного с двигателем гидронасоса с органом управления и гидромотора, соединенного с входным валом ступенчатой коробки, выходной вал которой связан с дви1О жителями, педали управления передаточным отношением гидрообъемной передачи,отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения динамических нагрузок в коробке при переключении передач, она снабжена гидроцилиндром с полостями управления, один конец штока которого соединен с органом управления гидронасосом, насосом-дозатором, двухпоясковым золотником с плунжером, расположенным в корпусе, гидравлически соединенным с нерегулируемым насосом с полостями управления гидроцилиндра и с насосом-дозатором, кинематически связанным с распределителем, при этом корпус двухпояскового золотника шарнирно соеди25 нен при помощи рычага с другим концом штока гидроцилиндра, а плунжер — с педалями управления.