Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение технологических возможностей. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, приводной вал 2, связанный с двигателем 3 через шестеренную передачу 4, выходной вал 5, связанный с движителем 6, два дифференциальных механизма 7 и 8 с коронными шестернями 9 и 10 - входными звеньями, водилами 11 и 12 - выходными звеньями и солнечными шестернями 13 и 14 - промежуточными звеньями и регулируемую гидропередачу 15 с питающим элементом 16, связанным с двигателем 3, и питаемым элементом 17, связанным с солнечной шестерней 13 механизма 7. Между корпусом 1 и коронными шестернями 9 и 10 установлены тормоза 18 и 19, а между приводным валом 2 и коронными шестернями 9 и 10 - по две шестеренных передачи 20,21 и 22, 23. Водило 11 механизма 7 связано с солнечной шестерней 14 механизма 8, а водило 12 механизма 8 - с выходным валом 5. Кроме того, конец 24 приводного вала 2 снабжен зубчатым венцом 25 для связи через муфту 26 с задним валом 27 отбора мощности, а передний вал 28 отбора мощности связан с концом 29 вала 2 непосредственно. Возможна и другая связь валов 27 и 28 с концами 24 и 29 приводного вала 2. Целесообразно муфту 26 выполнять двухпозиционной, во второй позиции связывающей задний вал 27 с венцом 30 водила 12. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК g4 В 60 К 17!О
ВСЕСОЮЗНАЯ
IlATE8Tii3 I йг ЧЫЩ}
Б 1БЛ11О Е,- А
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Рь
CO
«1
С0
«3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1331672 (21) 4180843/31-11 (22) 14.01.87 (46) 30.07.89. Бюл. № 28 (71) белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, В. Л. Николаенко, А. Т. Скойбеда, А. И. Бобровник и О. Н. Протасеня (53) 629.113.385.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1331672, кл. В 60 К 17/10, 1986. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— расширение технологических возможностей.
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, приводной вал 2, связанный с двигателем 3 через шестеренную передачу 4, выходной вал 5, связанный с движителем 6, два дифференциальных механизма 7 и 8 с коронными шестернями 9 и 10 — входными звеньями, водилами 11 и 12 — выходными звенья„„90„„1497073 А 2
2 ми и солнечными шестернями 13 и 14 промежуточными звеньями и регулируемую гидропередачу 15 с питающим элементом 16, связанным с двигателем 3, и питаемым элементом 17, связанным с солнечной шестерней 13 механизма 7. Между корпусом и коронными шестернями 9 и 10 установлены тормоза 18 и 19, а между приводным валом 2 и коронными шестернями 9 и 10 — по две шестеренных передачи 20, 21 и 22, 23. Водило 11 механизма 7 связано с солнечной шестерней 14 механизма 8, а водило 12 механизма 8 — с выходным валом 5. Кроме того, конец 24 приводного вала 2 снабжен зубчатым венцом 25 для связи через муфту 26 с задним валом 27 отбора мощности, а передний вал 28 отбора мощности связан с концом 29 вала 2 непосредственно. Возможна и другая связь валов
27 и 28 с концами 24 и 29 приводного вала 2. Целесообразно муфту 26 выполнять двухпозиционной, во второй позиции связывающей задний вал 27 с венцом 30 водила 12. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
1497073
15
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим трансмиссиям, используемым на транспортных средствах, например тракторах и аналогичных машинах.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемой гидромеханической трансмиссии; на фиг. 2 — график мощности гидропередачи в зависимости от скорости транспортного средства.
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, приводной вал 2, связанный с двигателем 3 через шестеренную передачу 4, выходной вал 5, связанный с движителем 6, два дифференциальных механизма 7 и 8 с коронными шестернями 9 и 10 — входными звеньями, водилами 11 и 12 — выходными звеньями, и солнечными шестернями 13 и 14 — промежуточными звеньями, и регулируемую гидропередачу 15 с питаюшим элементом 16, связанным с двигателем 3, и питаемым элементом 17, связанным с солнечной шестерней 13 первого дифференциального механизма 7. Между корпусом 1 и коронными шестернями 9 и 10 установлены тормоза 18 и 19, между приводным валом 2 и коронными шестернями 9 и 10 установлены по две шестеренных передачи 20, 21 и 22, 23, водило 11 первого дифференциального механизма 7 связано с солнечной шестерней 14 второго дифференциального механизма 8, а водило 12 второго дифференциального механизма 8 связано с выходным валом 5. Кроме того, конец 24 приводного вала 2 снабжен зубчатым венцом 25 для связи через муфту 26 с задним валом 27 отбора мощности, а передний вал 28 отбора мощности связан с концом 29 вала 2 непосредственно. Возможна и другая связь валов 27 и 28 отбора мощности с концами 24 и 29 приводного вала 2. Целесообразно муфту 26 выполнять двухпозиционной, во второй позиции связывающей задний вал 27 отбора мощности с венцом 30 водила 12 дифференциального механизма 8.
Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия транспортного средства работает в девяти поддиапазонах бесступенчатого регулирования скорости. Для получения первого поддиапазона регулирования скорости включают тормоза 18 и 19. Коронные шестерни 9 и 10 мошность от приводного вала 2 не получают, а регулирование скорости транспортного средства осуществляется только за счет бесступенчатого регулирования мошности гидропередачи 15, передаваемой от солнечной шестерни 13 через дифференциальные механизмы 7 и 8, выступающие в данном случае в качестве планетарных.
Для получения второго и третьего поддиапазонов регулирования скорости тор25
55 моз 18 выключают и включают шестеренную передачу 20 или 21, что подает на коронную шестерню 9 определенную мощность.
Данная мощность суммируется в дифференциальном механизме 7 с бесступенчато регулируемой мощностью гидропередачи 15 и через дифференциальный механизм 8, продолжающий работать в качестве планетарного, подается на движитель 6.
Для получения четвертого, пятого и шестого поддиапазонов регулирования скорости тормоз 19 выключает и включает шестеренную передачу 22, и для получения седьмого, восьмого и девятого поддиапазонов регулирования скорости при выключенном тормозе 19 включают шестеренную передачу 23, что подает на коронную шестерню 10 определенную мошность. Последовательность переключения тормоза 18 и шестеренных передач 20 и 21 при этом остается аналогичной, как и в первых трех поддиапазонах, т. е. для четвертого и седьмого включен тормоз 18, для пятого и восьмого включена шестеренная передача 20 и для шестого и девятого включена шестеренная передача 21. Мощность от водила 11 дифференциального механизма 7, передаваясь на солнечную шестерню 14 и суммируясь в дифференциальном механизме 8 с мошностью, получаемой коронной шестерней 10, подается на движитель 6.
Принцип работы предложенной гидромеханической трансмиссии транспортного средства основан на передаче мощности от двигателя 3 в движителю 6 тремя потоками, два и которых, поступаюших на коронные шестерни 9 и 10, ступенчато изменяемые, и третий, поступающий на солнечную шестерню 13, бесступенчато регулируемый за счет гидропередачи 15, суммированием которых в дифференциальных механизмах 7 и 8 и производится изменение мощности, поступаюшей на движитель 6, что определяет и скорость транспортного средства.
Для получения равенства поддиапазонов регулирования скорости, т. е. для обеспечения одинаковости величины мощности гидропередачи 15 в каждом поддиапазоне регулирования, которая иллюстрируется в зависимости от скорости транспортного средства графиком на фиг. 2 (при условии реализации постоянного крутящего момента движителя 6), при использовании девяти данных поддиапазонов передаточные числа силовых цепей от двигателя 3 к коронным шестерням 9 и 10 дифференциальных механизмов 7 и 8 должны быть равны 2 и 1.
Связь приводного вала 2 с двигателем 3 через шестеренную передачу 4 позволяет осушествить данные передаточные числа следующим образом: от двигателя 3 к приводному валу 2 — 1,41; от приводного вала 2 к коронным шестерням 9 и 10 через
1497073
Формула изобретения тиакс
902. 2
Составитель И. Николаева
Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 4388 22 Тираж 528 П одни сное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 шестеренные передачи 20, 22 — 1,41; от приводного вала 2 к коронным шестерням 9 и 10 через шестеренные передачи 21 и 23—
0,71, т. е. обратно пропорционально 1,41.
3а счет данного выбора передаточного отношения шестеренных передач упомянутые передаточные числа от двигателя 3 к коронным шестерням 9 и 10 обеспечиваются двумя числами зубьев шестерен, т. е. их двумя наименованиями, что и обеспечивает максимальную унификацию гидромеханической трансмиссии и снижение ее стоимости.
Одновременное смещение оси приводного вала 2 относительно оси двигателя 3 обеспечивает и освобождение его обоих концов 24 и 29, что позволяет производить от них привод валов отбора мощности с обеих сторон транспортного средства, за счет чего и обеспечивается расширение технологических возможностей гидромеханической транс. миссии.
1. Гидромеханическая трансмиссия тра нспортного средства по авт. св. № 1331672, 5 отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, приводной вал связан с двигателем через шестеренную передачу, а концы его снабжены элементами для связи с валами отбора мощности, при этом коронная шестерня каждого трехзвенного дифференциального механизма связана с приводным валом через две шестеренных передачи, а валы коронных шестерен размещены между трехзвенными дифференциальными механизмами.
15 2. Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что по крайней мере один вал отбора мощности снабжен устройством его связи соответственно с элементом приводного вала и водилом второго дифференциального механизма