Устройство для выключения муфты сцепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления муфтами сцепления различных транспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции за счет обеспечения фиксированного положения промежуточного элемента одновременно относительно обоймы, плоской пластины (ПП) и тяг. Цель достигается выполнением в обойме 1 и плоской пластине 3 соосных отверстий 6 и 7, расположенных по окружности. В соосных отверстиях 6 и 7 размещены соединительные элементы в виде тяг 5. Между обоймой 1 и плоской пластиной 3 размещен промежуточный элемент 8, обладающий пластическими или упругими свойствами. В обойме 1 запрессован подпятник 2. При выключении муфты сцепления устройство с помощью осей ПП 3 перемещается в сторону муфты сцепления. При контакте подпятника 2 с пятой муфты сцепления промежуточный элемент 8 деформируется и сохраняет соосное с муфтой сцепления положение до приложения внешних сил, меняющих ранее установившееся положение. 18 з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1523772 (51) 4 F 16 D 23/14 о

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3977713/25-27 (22) 19, 11.85 (46) 23.11.89. Бюл. К 43 (75) О.Т.Снегарь, В.К. Замчевский и С.В.Ракша (53) 621.825.9(088.8) (56) Патент Великобритании

Р 2076100, кл. F 16 D 23/14, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКЛОЧЕНИЯ МУФТЫ

СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления муфтами сцепления различных транспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции за счет обеспечения фиксированного положения промежуточного элемента одновременно относительно обоймы, плоской пласти2 ны (ПП) и тяг. Цель достигается выполнением в обойме 1 и плоской пластине 3 соосных отверстий 6 и 7, расположеннык по окружности. В соосных отверстиях 6 и 7 размещены соединительные элементы в виде тяг 5. Между обоймой 1 и плоской пластиной 3 размещен промежуточный элемент 8, обладаю" щий пластическими или упругими свойствами. В обойме 1 запрессован подпят) ник 2. При выключении муфты сцепления устройство с помощью осей IK 3 перемещается в сторону муфты сцепления.

При контакте подпятника 2 с пятой муфты сцепления промежуточный элемент 8 деформируется и сохраняет соосное c . c муфтой сцепления положение до припо 9 жения внешних снл, меняющих ранее установившееся положение. 18 s.ï. ф-лы, 10 ил.

1523772

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления муфтами сцепления различных транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности и упрощения конструкции за счет обеспечения фиксированного положения промежуточного элемента одновременно относительно трех деталей: обоймы, тяг и плоской пластины.

На фиг. 1 изображено устройство для выключения муфты сцепления, поперечный разрез; на фиг. 2 — промежуточный элемент в виде кольца, изготовленного из витков мягкой металлической IIp QBoJIoKH н а фиг о 3 плоская пластина; на фиг. ч — сечение А-A на фиг. 3; на фиг. 5 — обойма, поперечное сечение; на фиг. 6 — часть устрой-20 ства для выключения муфты сцепления, на которой показано соединение обоймы с плоской пластиной при помощи тяги и промежуточного элемента, на фиг.7 вариант выполнения устройства, рабо- 25 чее положение; на фиг. 8 — вариант выполнения устройства с промежуточным элементом в виде винтовой цилиндрической пружины и плоской палстины с направляющей втулкой и осевым выступом; на фиг. 9 — вариант выполнения устройства с промежуточным элементом, выполненным и виде винтовых пружин,. и нажимным элементом в виде подшипника качения; на фиг. 10 — вариант выполнения устройства, р бочее положение.

Устройство содержк. обойму 1, в которую запрессован нажимной элемент, выполненный в виде подпятника 2 из антифрикционного материала. Подпятник 2 контактирует с муфтой сцеплеHHH (не показана).

Плоская пластина 3 выполнена в виде плоского кольца (фиг. 3)„ наружный диаметр которого равен наружному диаметру обоймы 1 и расположена с торцовой стороны обоймы 1. На плоской пластине 3 закреплены соосно две оси

4, которыми она кинематически связана с вилкой выключения сцепления (не показана).

Обойма I соединена с плоской пластиной 3 с помощью соединительных элементов, выполненных в виде тяг 5 с головками. Каждая тяга 5 закреплена

55 шарнирно с возможностью осевого, радиального и углового перемещения в двух соосных отверстиях 6 и 7 соответственно обоймы 1 и плоской пластины 3, охватывающих тяги 5 с зазором (фиг. 6).

Каждое отверстие 6 и 7 в обойме 1 и плоской пастине 3 выполнено в виде усеченного конуса, причем вершины пары соосных отверстий направлены навстречу друг другу или в противоположные стороны. Тяг 5 должно быть не менее трех. Обойма 1 соединена с пластиной 3 с возможностью осевого, радиального и углового перемещения вместе с закрепленным в ней подпятником 2.

Иежду торцов обоймы 1 и плоской пластиной 3-помещен промежуточный элемент, выполненный в виде кольца 8.

Кольцо 8 может быть выполнено из уложенных в несколько рядов по окружности между торцом обоймы 1 и плоской пластиной 3 нитей из металла, в частности из мягкой металлической проволоки (фиг. 2). Нити кольца 8 могут быть выполнены из синтетического материала, например лавсана, капрона, полистироловых нитей, фторопластов и других пластических масс.

Кольцо 8 установлено таким образом, что крайние ряды нитей находятся в контакте с торцом обоймы 1, плоской пластиной 3 и стержнями 5 (фиг. 1 и

6). Ряды нитей могут быть закреплены одним концом в торце обоймы 1, а вторым — в торце плоской пластины 3 (не показано). Для удержания нитевидного материала в определенной форме и удобства сборки кольцо 8 покрывают эластичной тонкой пленкой, не препятствующей взаимному перемещению рядов нитей, Ряды нитей кольца 8 размещены с возможностью взаимного перемещения под действием внешних сил и изменения конфигурации кольца 8. Измененная конфигурация его может сохраняться длительное время за счет сил трения между витками и сил остаточной деформации, пока внешние силы не нарушат это состояние.

Кольцо 8 в варианте выполнения (фиг. 7) выполнено с отверстиями 9, тяги 5 расположены в отверстиях и контактируют с внутренними рядами нитей. Плоская пластина 3 снабжена направляющей втулкой 10, ось которой совмещена с осью отверстия плоской пластины 3, а внутренний диаметр направляющей втулки 10 равен диаметру с отверстия плоской пластины 3.

5 152377

По внешнему периметру плоской пластины 3 выполнен осевой выступ 11, направленный в с горону обоймы 1.

В варианте выполнения устройства

5 обойма 1 соединена с плоской пластиной 3 двумя рядами тяг 5, расположенЙых в соосных отверстиях, выполненных по концентричным окружностям (не показано) со смещением одного ряда относительно другого не менее чем на .половину радиуса отверстия.

Промежуточный элемент 8 в этом случае расположен между двумя рядами тяг 5 и находится в контакте с ними внешними и внугренними поверхностями, а боковыми поверхностями находится в контакте с обоймой 1 и плоской пластиной 3 (не показано).

В варианте выполнения устройства 20 обойма 1 соединена с плоской пластиной 3 соединительными элементами, каждый из которых выполнен из пучка гибких нитей из металлической проволоки или синтетических нитей, закрепленных 25 одним концом в торце обоймы 1, а вторым — в торце плоской пластины 3 (не показано).

Промежуточный элемент 8 может бьггь выполнен в виде набора отдельных колец3О из металла или синтетического материала. Кольца уложены рядами между обоймой 1 и плоской пластиной 3, причем каждый ряд состоит из колец одного . размера и находится в контакте край ними рядами с обоймой 1, плоской пластиной 3 и тягами 5 (не показано) °

В варианте выполнения устройства промежуточный элемент 8 выполнен в виде монолитного кольца из синтетичес-4О кого материала, обладающего пластическими или упругими свойствами, причем его боковые поверхности находятся в контакте с торцом обоймы 1 и плоской пластиной 3, а внешние и внутрей- 45 ние поверхности находятся в контакте со стержнями 5 (не показано).

На фиг, 8 изображен вариант выполнения устройства, особенностью котороrо является ro, что промежуточный элемент 8 выполнен в виде спиральной пружины 12, установленной между тор" цом обоймы 1 и плоской пластиной 3 и находящейся в контакте своими торцовы55 ми поверхностями с поверхностями обоймы 1 и плоской пластины 3, а внутренняя или внешняя поверхности витков находятся в контакте с тягами 5. г 6

В варианте выполнения устройства (фиг. 9) нажимной элемент выполнен в виде подшипника качения, наружное кольцо 13 которого закреплено в обойме 1, а внугренее кольцо 14 находится в контакте с муфтой сцепления. Промежуточный элемент 8 выполнен из нескольких винтовых пружин 15, каждая из которых установлена на тяге 5 между обоймой 1 и плоской пластиной 3 и находится с ними в контакте своими торцовыми поверхностями.

В варианте выполнения устройства (фиг. 10) нажимной элемент выполнен в виде подшипника качения. Наружное кольцо 13 его запрессовано в обойме

1, а внутреннее кольцо 14 находится в контакте с муфтой сцепления.

Устройство работает следующим образом.

Под действием приложенной внешней силы к вилке выключения (не показана) она при помощи осей 4 перемещает устройство в осевом направлении в сторону муфты сцепления.

При контакте торца подпятника 2 с пятой муфты сцепления (не показаны) . она начинает скользить по подпятнику

2. 3а счет трения между ними и несоосности осей на подпятнике 2 возникает момент, который перемещает его вместе с обоймой 1 в соосное с муфтой сцепления положение (фиг. 7). При перемещении обоймы 1 тяги 5 занимают на", клонное положение, обеспечивая соосное положение подпятника 2 по отношению муфты сцепления. При перемещении обоймы 1 тяги 5 воздействуют на ряды нитей кольца 8 и перемещают их в радиальном направлении один относительно другого, изменяя конфигурацию кольца 8.

При дальнейшем осевом перемещении устройства подпятник 2 и обойма

1, встречая сопротивление муфты сцепления, начинают перемещаться в сторону плоской пластины 3, сжимая при этом между собой витки нитей кольца

8 и уплотняя их. Когда витки нитей кольца 8 достаточно уплотнятся, подпятник 2 и обойма 1 займут соосное положение в отношении муфты сцепления. При дальнейшем перемещении, устройства происходит плавное выключение сцепления.

При отводе устройства от муфты сцепления происходит ее включение.

При возвращении в исходное положение

1523772 ббойма 1 и подпятник 2 остаются в соосном с муфтой сцепления. положении к удерживаются в таком положении за счет сил сцепления между витками ни5 тей кольца 8 и сил остаточной деформации этих нитей. Такое состояние обоймы 1 и подпятника 2 сохраняется до тех пор, пока внешние силы не нарушат это состояние. 10

В варианте выполнения промежуточного элемента в виде спиральной пружи. ны (фиг. 8) устройство работает следующим образом.

При контакте торца подпятника 2 с муфтой сцепления возникает момент, ко торый перемещает обойму 1 с подпятником 2 в соосное с муфтой сцепления положение. Тяги 5 занимают угловое положение. При дальнейшем перемещении устройства подпятник 2 с обоймой 1 сжимают спиральную пружину 12 и перемещаются в угловое положение, соответствующее угловому положению муфты сцепления. Происходит выключение муф- 25 ты.

При отводе устройства под действием усилия пружины 12 обойма 1 с подпятником 2 занимают соосное положение с плоской пластиной 3. При после- 30 дующих выключениях муфты сцепления циклы повторяются.

В варианте выполнения устройство, имеющее в качестве нажимного элемента подшипник качения (фиг. 9 и 10), работает аналогичным образом. Отличие состоит только в том, то в контакт с муфтой сцепления входит внутреннее кольцо 14 подшипника. Из-за несоосности осей муфты сцепления и устройства 40 на внутреннем кольце 14 подшипника возникает момент, который перемещает подшипник качения вместе с обоймой 1 в соосное с муфтой сцепления положение. 45

Формула изобретения

1. Устройство для выключения муфты сцепления„ содержащее подшипник выключения муфты сцепления с обоймой, кинематически связанной с вилкой выключения и установленный с возможностью контакта с муфтой сцепления, плоскую пластину с центральным отверстием, расположенную с торцовой стороны обоймы и связанную с вилкой выключения, промежуточный элемент в виде кольца с изменявмой формой, контактирующий с обоймой, и соединительные элементы, связанные с плоской пластиной и контактирующие с промежуточным элементом о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения надежности и упрощения конструкции, в обойме и плоской пластине по окружности выполнены соосные отверстия, соединительные элементы выполнены в виде тяг,шарнирно связанных с обоймой и плоской пласти- ной H установленных в соосных отверстиях, а промежуточный элемент размещен между торцами обоймы и плоской пластины.

2. Устройство по пп. 1 и 2, о т— ли ч ающе е с я тем, что каждая тяга выполнена в виде стержня с головками, установленного в соосных отверстиях с зазором.

3» Устроиство пО пп» 1 и 2, О т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждое соосное Отверстие выполнено в виде усеченного конуса, причем вершины конусов каждой пары соосных отверстий направлены навстречу одна другой °

4» Устроис1 во пО пп» 1 и 2 О т л и ч а ю m е е с я тем, что каждое соосное Отверстие выполнено в виде усеченного конуса, причем вершины конусов каждой пары соосных отверстий направлены в противоположные стороны. » с»рои 1БО пО пп» 1 и 2, О т л и ч а ю щ е е с я тем, что обойма соединена с.плоской пластиной не менее чем тремя тягами-;.. б. Устройство по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что тяги расположены в два ряда на концентричных окружностях со смещением одного ряда относительно другого не менее нем на половину радиуса отверстия.

7. Устройство по п. б, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что кольцо расположено между двумя рядами тяг с контактом с ними своими боковыми внутренними и внешними поверхностями, 8. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждая тяга выполнена в виде пучка гибких нитей, закрепленного одним концом в торце обоймы, а вторым концом в торце плоской пластины.

9 . УстрОЙствО IIo II, 1, о т JI H ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено в виде расположенных в несколько рядов по окружности гибких нитей.

1523772

4-4

Фие. 5

Фиг 7

10. Устройство по пп. 8 и 9, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что гибкие нити выполнены из металла.

11.. Устройство по пп. 8 и 9 о т5 личающееся тем, чтогибкие нити выполнены из синтетического материала.

12, Устройство по и. 9, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в кольце . 10 выполнены отверстия, а тяги расположены в отверстиях в контакте с внутренними рядами нитей.

13. Устройство по пп. 1 и 2, о т— л и ч а. ю щ е е с я тем, что кольцо 15 выполнено составным из кольцевых элементов, расположенных в несколько рядов между обоймой и плоской пластиной, причем кольцевые элементы выполнены с одинаковым диаметром. 20

14. Устройство по пп. 1 и 3, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено из металла.

15. Устройство по пп. 1 и 2, î гл и ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено со плошным сечением.

16. Устройство по пп. 12.и 14, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что кольцо выполнено из синтетического материала.

17. Устройство по п ° 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что промежуточный элемент выполнен в виде спиральной пружины.

18. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что промежуточный элемент выполнен в виде спиральных винтовых пружин, каждая из которых установлена на тягах.

19. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что плоская . пластина выполнена в виде кольца с наружным диаметром. равным наружному диаметру обоймы, и с двумя соосными осями, шарнирно соединеннымй с вилкой выключения сцепления.

lз23772

2 3

Составитель И.Лукина

Редактор Е.Папп Техред Л.Сердокова Корр е к r ор М. Шар ощи

Заказ 7022/36 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", т . Ужгород, ул. Гагарина, 101