Механизм привода валов отбора мощности транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин. Цель изобретения - расширение технологических возможностей механизма привода валов отбора мощности путем обеспечения раздельного управления вращением выходных хвостовиков. Новым в механизме привода валов отбора мощности транспортного средства является то, что между ведомым элементом 7 фрикционной муфты 3 и выходными хвостовиками 8, 9 установлены зубчатые муфты 14, 15, сблокированные рычажной системой 16, связанной с рычагом управления 11 фрикционной муфты 3, при этом плоскость перемещения рычага 11 определена ограничительной кулисой 19, состоящей из трех продольных пазов 20 - 22 и двух поперечных 23, 24, а в плоскости 23 установлены устройства 25, 26 одностороннего пропуска рычага управления 11. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (511 4 В 60 К 17 28
Р E,, .). М щ, 1,:,ipJHAt!
OIlHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2 I ) 44 16564/25-1 1 (22) 26.04.88 (46) 30.12.89. Бюл. Л 48 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, О. Н. Протасеня и A. А. Миклашевич (53) 629.113:585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
No !318441, кл. В 60 К 17/28, 1987. (54) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛОВ ОТБОРА МОЩ НОСТИ ТРА НСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) И юбретение относится к транспортному машиностроению, B частности к механизма и привода валов отбора мощности гракт<,гов и аналогичных самоходных машин.
Цель зобретения расширение техноло„„SU„„1532340 А1
2 гических возможностей механизма привода валов отбора мошности путем обеспечения раздельного управления вращением выходных хвостовиков. Новым в механизме привода валов отбора мощности транспортного средства является то, что между ведомым элементом 7 фрикционной муфты 3 и выходными хвостовиками 8, 9 установлены зубчатые муфты 14, 15, сблокированные рычажной системой 16, связанной с рычагом 11 управления фрикционной муфты 3, при этом плоскость перемещения рыча га 11 определена ограничительной кулисой 19, состоящей из трех продольных пазов 20 — 22 и двух поперечных 23, 24, а в плоскости установлены устройства 25, 26 одностороннего пропуска рычага 11 управления. 2 з. и. ф-лы, 1 ил.
1532340
Фог)мула изобрете)(ия
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин.
Цель изобретения — — расширение технологических возможностей механизма привода валов отбора могцности путем обеспечения раздельного управления вращением
ВЫ ХОД НЫ» X BOCTOBHt(OB.
На чертеже представлена кинематическая с»ема устройства.
МеxB низм п ри вода валов отбора мошности транспортного средства содержит приводной вал 1, связанный с двигателем 2. фрикционную муфту 3 с ведущим элементом 4, через шестерни 5, 6 связанным с приводным валом 1, и ведомым элементом 7, два выxozttt tx хвостовика 8, 9, распределитель 10 управления фрикционной муфтой 3 и рычаг М управления, установленный на
fit 11îäâèæíîé опоре 12 и связанный тягой 13 с распределителем 10. Между ведомым элеменпгом 7 фри кцион ной муфты 3 и хвостовиками 8, 9 установлены две зубчатые муфты 14, 15 сблокироваиные рычажной систе»3(3й(16, перемещаемой посредством охватывающей рычаг 11 рамки 17. Конец 18 ры IBгз 11 снабжен o!раничите lb!30H кулисой 19 состоящей из тре» продольных пазов 20, 21, 22 и дву» Iio!!6 ðå÷íû. пазов 23, 24. Целесooá р;)зн() I) паз» 23» TB IIB B. ) и вать (!)о(1. )а о()ц)стор((ннего пр(пп ска конца 18 рь) э; а I пы (олг(с нные, tt;t!13tt»ILр. в виде .. ((пр«) "-(í ifH!>Ix стержней 25. 26 с(скоса.1
М(X;i ННВ»1 и 1)и 00 3 I BB,1() B Oit)Oj)d 01 t н() с гп тра нспортного (р(:дс гâà раб )(е:.. еле дуюшим образом.
В положении рычага 11, показанно(1 (а (,е»1е, т. е. при н)»ождении его конца 18 в с1)(дней части па.(а 23, оба выходны„.»вос1()t»tI"I 8, 9 за счет вкл)очения рабочей позиции р Ic!tp(.zcлителя 10 получают врашение. .Чля прекрашения вра;пения обоих хвостоьч)к()в 8, 9 конец 18 рычага 11 перемещается по It;lзу 20 к пазу 24. При этом за счет включ(I!1tH нерабочей позиции распределителя !О (ррикционная муфта 3 выключается. Д.()я
oT(o(.динения одного пз xBo(.ToBHKoB 8 или 9 т привода при сохранении привода проти«oII().1о кного xBo(ToBI«a 9 или 8 конец 18 рычага 11 перемешается по пазу 23 или в сторону паза 21, чем за счет выключения
:(убчатой муфты 15 olключается хвостовик 9, и. Ill в старо » паза 22, чем за счет выключеl1i1H з»бчатой муфты 14 хвостоtilled 8 Р(3:1 ц.)ьное управление одним пз xBo(. г()впк(:B 8 чли 9 осуществляется перемеl!I(3пп ч конца 18 1)ttv;II ;I 11»3ежд» пазами 23, 24 п.ltl II() II;Iз» 21 вра)цение и неврапц нч(»I(()(г(п(пка 8), H, lli по пазу 22 (ври шони(и ч(;1!3,)п(еtttt(.. »востоки ка 9) .
Устройство 25, 26 одностороннего пропуска конца 18 рычага 11, не препятствуя его переме(цению из паза 23 в паз 21 или 22 и исключая обратное перемещение, предохраняет от возможности возникновения ударных нагрузок при попытке соединения невращающихся хвостовиков 8 или 9 с получа ю щи м вра шеи не ведомы м элементом 7 фри кцио иной муфты 3. Возможно включение зубчатой муфты 14 или 15, как следует из рассмотренного принципа работы механизма только при выключенной муфте 3, т. е. при переме(цении по пазу 24, после чего обеспечивается раздельное или совместное вращение хвостовиков 8, 9.
Таким образом, установка между ведомым элементом фрикционной муфты и выходными хвостовиками зубчатых муфт., сблокированных рычажной системой, связалпой с рычагом управления фрикционной муфты для перемещения в плоскости, перпендику лярной плоскости псремешения рычага дл управления фрикционной муфтой, обеспе чивает расширение технологических возмож нолей мела н((зма привода валов отбора мощности транспортного (редства путем обесне--и-ния раздельного» правления вра(цением выходных хвостовиков, при этом как не требуется резкого усложнения его конструкции, так и t!e ухудшаются условия его эксп»атаци.
1. М» ха))из») привода валов отбора мош.1о, г1 )ранспортного средства, содержа)ций
1(рив:)дной вал, связанный с двигателем, два вь) ходных хвостовика, фри кционную муфI«3 для связи хвостовиков с приводным валом, и рычаг управления фрикционной муфтой, отличающийся тем, что, с целью рас() прения технологических возможностей путем обеспечения раздельного управления вращением выходных хвостовиков, он снабжеll л; умя зубчатыми муфтами, устаиовлгч ными между ведомым элементом фрикцион ной муфты и выходными хвостовиками, рычажной блокировочной системой, связанной с зубчатыми муфтами и с рычагом управления фрикционной муфтой.
2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что снабжен ограничительной кулисой с тремя и дв> мя взаимно перпендикулярными пазами с возможностью размещения в последних конца рычага управления фрикционной муфты.
3. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что в плоскости перемещения рычага управления фрикционной муфтой в ее включенном положении от совместного соединения выход)(ых хВооТоВНКоВ с приводным валом к рзздельному соединению одного из хвостовиков с ttp!IBo!