Транспортное средство с активным прицепом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано на колесных тракторах при их работе с активными прицепами, механический привод колес которых осуществляется от хвостовика вала отбора мощности. Цель изобретения - повышение безопасности и экономичности движения. Транспортное средство содерожит тягач 1, полуприцеп 3 с механическим приводом 4 колес от двигателя 5 тягача и устройство корректирования тяги ведущих мостов, выполненное в виде дополнительного блока 18 шестерен. Двухпозиционный гидрораспределитель 27 и трехпозиционный гидрораспределитель 29 связаны с элементами устройства корректирования. При этом при движении транспортного средства за счет автоматического изменения степени несимметричности межосевой связи переднего моста 9 тягача 1 и ведущего моста 10 прицепа обеспечиваются требуемые законы изменения крутящих моментов по колесам ведущих мостов транспортного средства. 1 ил.

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU,,1539121

Ai (51)5 В 62 D 59 04

I

I у

l I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГС СУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4423296/31 — 11 (22)16.05.88 (46) 30.01.90, Бюл. Р 4 (71) Белорусский политехнический институт (72) Г.А.Таяновский, В.И.Миркитанов, А.M,Ñòàòêåâè÷, В.Ю.Сидоренко и В.В.Теленченко .(53) 629 ° 113. 014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1l - 1211135, кл, В 62 D 59/04, 1986. (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С АКТИВНЫМ ПРИЦЕПОМ (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано на колесных тракторах при их работе с активными прицепами, механический привод колес которых осуществляется от хвостовика вала отбора мощности. Цель изобрете2 ния †. повышение безопасности и эконо- мичности движения. Транспортное средство содержит тягач 1, полуприцеп 3 с механическим приводом 4 колес от двигателя 5 тягача и устройство корректирования тяги ведущих мостов, выполненное в виде дополнительного блока 18 шестерен. Двухпозиционный гидрораспределитель 27 и трехпозиционный гидрораспределитель 29 связаны с элементами устройства корректирования .

При этом при движении транспортного средства за счет автоматического изменения степени несимметричности межосевой связи переднего моста 9 тягача 1 и ведущего моста 10 прицепа обеспечиваются требуемые законы изменения крутящих моментов по колесам ведущих мостов транспортного средства. 1 ил.

153912 1

Изобретение относится .к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано на колесных тракторах,.при их работе с активными при- 5 цепами, механический привод колес которых осуществляется от хвостовика вала отбора мощности.

Цель изобретения " повышение безопасности и улучшение экономичности 10 движения.

На чертеже изображена схема предлагаемого устройства.

Транспортное средство с активным прицепом содержит полноприводный тягач 1 с управляемыми перецними колесами 2, активный полуприцеп 3 с механическим приводом 4 колес от двигателя 5 -тягача 1 систему 6 рулевого управления, насос 7 с приводом от дви-20 гателя 5, дифференциал 8 привода колес переднего моста 9 тягача 1 и ведущего моста 10 полуприцепа 3. Корпус 11 дифференциала 8 через зубчатое зацепление 12 связан с вторичным ва- 25 лом 13 коробки 14 передач тягача, Транспортное средство с активным прицепом содержит такте источник 15 постоянного тока, датчик 16 угла поворота управляемых колес 2 тягача устройство корректирования тяги ведущих мостов: переднего 9, заднего 17 тягача и моста 10 полуприцепа, выполненное в виде дополнительного блока 18 шестерен один зубчатый венец

19 которого находится в зацеплении с шестернями 20, жестко связанными с сателлитами 21 дифференциала 8, а второй зубчатый венец 22 через одно-ступенчатый редуктор 23 с ручным вы- ключением связан с валом 24 привода обратимой гидромашины — насос-мото-. ра 25, один выход 26 которого через управляемый электромагнитом двухпозиционный четырехлинейный гидрораспределитель 27 золотникового типа сообщен либо с напорной магистралью

28 насоса 7, либо с трехлинейным двухпозиционным гидрораспределителем

29 и через него с регулируемым гидродросселем 30, а второй выход 31 с гидробаком 32 с рабочей жидкостью, причем обмотка электромагнита трехлинейного гидрораспределителя 29 электрически связана с источником 15

I постоянного тока и нормально разомк нутым контактом 33, подвижный элемент 34 которого механически связан с датчиком 16 угла поворота управляемых колес 2 тягача„а электромагнит двухпозиционного четырехлинейного распределителя 27 связан электтрически с контактом 35, управляемым датчиком 36 угла наклона продольной оси тягача 1 и через них с источником 15 питания, при этом напорная магистраль 28 насоса 7 гидравлически связана с перепускным клапаном 37, управляемым электромагнитом 38, электрически связанным с датчиком 36 угла наклона и источником 15 питания.

Транспортное средство с активным прицепом работает следующим образом.

В случае прямолинейного движения транспортного средства с незагруженным активным прицепом по горизонтальной поверхности шток силового гидроцилиндра системы 6 рулевого управления находится в среднем положении, при этом контакты 33 разомкнуты, шестерни одноступенчатого редуктора 23 выведены из зацепления, проходное сечение регулируемого гидродросселя 30 максимальное, контакт 35 разомкнут„ обмотки электромагнитов гидрораспределителей 27, 29 и перепускного клапана 37 обесточены, межосевая связь переднего моста 9 тягача 1 и ведущего моста 10 прицепа 3 чисто дифференциальная, т,е, дифференциал 8 ничем не блокируется, распределение крутящих моментов по колесам ведущих мостов 9, 10 и 17 определяется радиусами качения колес, передаточными отношениями трансмиссии от двигателя 5 к соответствующим колесам и загрузкой двигателя 5 к соответствующим колесам и загрузкой двигателя 5, обусловленной приведенным к валу двигателя суммарным сопротивлением передвижению агрегата. При этом распределение крутящих моментов по мостам агрегата не корректируется в зависимости от угла поворота управляемых колес и угла наклона дороги.

При движении агрегата по маршруту с участками тяжелых дорожных условий, в том числе с пересеченными рельефом, шестерни одноступенчатого редуктора ?3 вводятся в зацепление рукояткой и приводят вал насос-мотора

25„ выходы 26 и 31 которого сообщены с гидробаком 32 для рабочей жицкости.

Во время входа транспортного средства с активным прицепом в поворот шток гидроцилиндра системы 6 рулевого управления перемещается в одну из сто1539 рон. В момент перемещения штока на некоторое расстояние, соответствующее значению угла поворота управляемых колес, он через трос, связанный с нижним концом штока, воздействует на подвижный элемент 3 нормально разомкнутого контакта и на задающий элемент регулируемого гидродросселя 30, замыкает этот контакт и тем самым элек- 1ð троцепь обмоток электроклапанов двухпозиционного трехлинейного гидродросселя 29, срабатывает электромагнит и перемещает золотник в другую позицию, после чего выход 26 насос-мотора 25 сообщается с регулируемым гидродросселем 30 и через него со сливом. С этого момента и до выхода транспортного средства с активным прицепом из поворота гидравлическое сопро- 20 тивление на выходе насос-мотора 25, а значит, и момент сопротивления вращению зубчатого венца 19 пропорциональны углу поворота управляемых колес 2, так как шток гидроцилиндра по- 25 ворота механически связан с задающим органом регулируемого дросселя

30, имеющего линейную характеристику. Таким образом, момент сопротивления на зубчатом венце 19, а значит Зр и на шестерне 20 линейно зависит от угла поворота управляемых колес 2, при этом распределение крутящих моментов на привод переднего моста 9 и моста активного прицепа 10 определяется из условия динамического равновесия.блока сателлитов 21 межосевого дифференциала 8 при движении агрегата на повороте.

В случае движения транспортного средства с активным прицепом на подьем дороги шток с инерционной массой на конце датчика 36 угла наклона продольной оси тягача 1 поворачивается на угол, соответствующий углу про- 4> дольного подъема дороги,о, при некотором пороговом значении угла р„, замыкается электроконтакт 35, при этом ползунок потенциометра датчика

36 оказывается сдвинутым в другое положение. Датчик содержит демпфер для исключения реагирования чувствительного элемента на возмущения колебательного характера, начиная с определенной частоты его изменения. В момент замыкания контакта 35, а значит, и цепи электромагнита гидрораспределителя 27 и электромагнита 38 перепускного клапана 37 напорная ма)21 6 гистраль 28 насоса 7 сообщается с выходом 26 насос-мотора 25, который начинает при этом работать в режиме мотора. Электромагнит гидрораспределителя 27 срабатывает в момент замыкания контакта 35 и удерживает золотник гидрараспределителя в первой позиции при любых углах р подъема, превышающих p„, " ход штока электромагнита 38 пропорционален напряжению в цепи, которое, в свою очередь, пропорционально углу подъема дороги.

Выдвигаясь, шток электромагнита. 38 изменяет настройку перепускного клапана 37 пропорционально углу подъема дороги, при этом изменяется давление в магистрали 28 и ведущий момент на валу 24 пропорционально углу р подьема. В результате изменяется распределение крутящих моментов по мостам транспортного средства с активным прицепом, Формула изобретения

Транспортное средство с активным прицепом, содержащее полноприводной тягач с управляемыми 9ередними колесами и системой рулевого управления, насос с приводом от двигателя тягача, дифференциалы привода колес переднего и заднего мостов тягача, выходы которого кинематически связаны с соответствующими колесами тягача, ко— робку передач, вход которой связан с двига-.åëåì, а выходы — с дифференциалами привода переднего моста тягача и ведущего моста прицепа, источник постоянного тока и датчик угла поворота управляемых колес тягача, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьш ения безопасности и улучшения экономичности движения, оно снабжено устройством корректирования тяги вЕдущих мостов транспортного средства, выполненным в виде дополнительного блока шестерен, один зубчатый венец которого кинематически связан с дополнительным входом, выполненным в коробке передач, а другой через одноступенчатый редуктор с ручным включением соединен с валом привода обратимой гидромашины, один выход которой соединен с гидробаком, а другой — с первой линией двухпозиционного четырехлннейного электроуправляемого гидрораспределителя,вторая линия которого соединена с насосом, третья — с гидробаком, а чет1539121

Составитель В.Ионова

Редактор M.Недолуженко Техред Л.Сердюкова Корректор О,Ципле

Заказ 187

Тираж 440

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Р-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 вертая — с первой линией двухпозиционного трехлинейного электроуправляемого гидрораспределителя, вторая и третьи линии которого соединены с гидробаком, а в гидролинии, соединяющей третью линию гидрораспределителя с гидробаком, установлен регулируемый гидродроссель, обмотка

Ф электроуправления трехлйнейного гидро- 1р распределителя электрически соединена с источником постоянного тока и нормальна разомкнутым контактом, подвижный элемент которого механически связан с датчиком угла поворота управляемых колес тягача, а обмотка электроуправления четырехлинейного гидрораспределителя электрически соединена с контактами, механически соединенными с датчиком угла наклона продольной оси тягача и с источником постоянного тока, а напорная гидролиния насоса гидравлически соединена с электроуправляемым перепускным клапаном, обмотка управления которого электрически соединена с источником постоянного тока и контактами датчика угла наклона продольной оси тягача.