Двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности вала. Двухступенчатый редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 4 и 5, переставной выходной вал 3, две ведомые соосно расположенные приводные шестерни 12 и 13 с внутренними шлицевыми участками и устройство для фиксации вала 3, выполненное в виде упорного пояска 16 и фиксирующей втулки 20. Шестерня 13 и втулка 20 снабжены коническими поверхностями 19 и 21. Новым в редукторе является то, что ступица шестерни 13 и втулка 20 снабжены коническими поверхностями 19 и 21, а упорный поясок 16 выполнен с ответными поверхностями в виде сфер 17, образованных одинаковыми радиусами из разных центров, или в виде конусов. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 17 28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
10
6uz. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4421240/30-!1 (22) 04.05.88 (46) 28.02.90. Бюл. № 8 (71) Специализированное конструкторское бюро по специальным гусеничным тракторам класса 2 (72) С. А. Беганский и Н. М. Чаплыгин (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское с в идетел ьст во СС С P № 1175744, кл. В 60 К 17/28, 1983. (54) ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОШНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности вала. Двухступенчатый
„„Я0„„15463ОО А1
2 редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 4 и 5, переставной выходной вал 3, две ведомые соосно расположенные приводные шестерни 12 и 13 с внутренними шлицевыми участками и устройство для фиксации вала 3, выполненное в виде упорного пояска 16 и фиксирующей втулки 20. .(1естерня 13 и втулка 20 снабжены коническими поверхностями 19 и 21. Новым в редукторе является то, что ступица шестерни 13 и втулка 20 снабжены коническими поверхностями 19 и 21, а упорный поясок 16 выполнен с ответными поверхностями в виде сфер 17, образованных одинаковыми радиусами из разных центров, или в виде конусов. 2 з.п.ф-лы. 7 ил.
1546300
Формула изобретения
Изобретение относитчя к транспортному машиностроению и может быть использовано в двухступенчатых редукторах отбора мощ, ности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты врашения на другую.
Целью изобретения является повышение надежности фиксации переставного вала.
На фиг. 1 показан редуктор с ответными поверхностями упорного пояска переставного выходного вала, выполненными в, виде сфер, налаженный на меньшую часто ту вращения; на фиг. 2 — то же, налаженный на большук частоту вращения; на фиг. 3 — редуктор с ответными поверх ностями упорного пояска переставного выходного вала, выполненными в виде конусов;, на фиг. 4 — переставной выходной вал, редуктора с ответными поверхностями упорного пояска, выполненными в виде сфер, образованных одинаковыми радиусами, из разных центров; на фиг. 5 — то же, в виде конусов; на фиг. 6 — фиксирующая втулка, разрез; на фиг. 7 — вид А на фиг. 6.
Двухступенчатый редуктор отбора мощ-, ности состоит из корпуса I, в котором расположены входной 2 и переставной выходной
i 3 валы, причем на входном валу установлены ведущие шестерни 4 и 5 и механизм 6 включения ступеней редуктора, сблокированный с входным валом 2. Система блокировки, предотвращая включение ступени редук, тора, не соответствующей параметрам наружного конца выходного вала 3, не показанаа.
Переставной выходной вал 3 выполнен с
, двумя рабочими шлицевыми концами 7 и 8 и со шлицами 9 и 10 разных типоразмеров.
), В корпусе на подшипниках 11 установ;лены ведомые шестерни 12 и 13, находящие ся в постоянном зацеплении с ведущими шестернями 4 и 5. Шестерни 5 и 12 образуют первую ступень редуктора, шестерни 4 и 13— вторую ступень. Ведомые шестерни 12 и 13 имеют шлицевые участки 14 и 15, причем шлицевый участок 14 выполнен по размеру шлицев 9, а шлицевый участок 15 — по размеру шлицев 10.
Переставной выходной вал 3 снабжен устройством 16 для его фиксации в ступице ведомых шестерен, выполненным в виде упорного пояска со сферическими 17 или коническими 18 поверхностями, посредством которых он контактирует со ступицей блока ведомых шестерен 12 и 13, оснащенной конической поверхностью 19. Причем сферические поверхности 17 вала 3 выполнены одинаковыми радиусами из разных центров, что, в отличие от шарового шарнира, обеспечивает жесткость соединения и предотвращает поворот переставного выходного вала в соединении его со ступицей ведомой шестерни и фиксирующей втулкой. В ступице ведомых шестерен 12 и 13 переставной выходной вал 3 закреплен посредством фиксирующей
55 втулки 20, которая снабжена конической поверхностью 21, контактирующей с коническими 18 или сферическими 17 поверхностями устройства 16 для фиксации выходного вала 3 в ступице ведомых шестерен.
Фиксирующая втулка 20 по своей наружной цилиндрической поверхности оснащена резьбой 22, сопрягающейся с ответной резьбой, выполненной в ступице шестерен, а ее конец со стороны конической поверхности 21 имеет диаметральную прорезь 23, предотвращающую самопроизвольное ослабление резьбового соединения втулка — ступица ведомых шестерен. Наружный конец фиксирующей втулки 20 снабжен радиальными пазами 24, предназначенными для облегчения вворачивания и выворачивания втулки из ступицы шестерни.
Редуктор работает следующим образом.
При наладке редуктора на меньшее число оборотов ведущую шестерню 5 с помощью механизма 6 включения ступеней редуктора соединяют с входным валом 2. Рабочий шлицевый конец 8 меньшего типоразмера переставного выходного вала 3 своими шлицами 10 сопрягается со шлицевым участком 15 ведомой шестерни 12, а рабочий шлицевый конец 7 со своими шлицами 9 выступает из корпуса 1 редуктора для соединения с машиной, которая приводится в движение. При этом крутящий момент от двигателя передается входному валу 2 и через ведущую 5 и ведомую 12 шестерни — переставному выходному валу 3 и далее — приводимой в действие машине или механизму.
Для переналадки -редуктора на большую частоту вращения ведущую шестерню 4 с помощью механизма 6 включения ступеней редуктора соединяют с входным валом 2.
Затем, исяользуя пазы 24, выворачивают фиксирующую втулку 20 из ступицы ведомых шестерен, вынимают из нее переставной выходной вал 3 и, поворачивая его на 180, вставляют обратно рабочим шлицевым концом 7. При этом конец 7 своими шлицами 9 сопрягается со шлицевым участком 14. Затем соединение фиксируется посредством втулки
20, внутренний конец которой, оснащенный конической поверхностью и диаметральными прорезями, при контакте со сферической !7 или конической 18 поверхностью устройства
16 деформируется и надежно стопорится в резьбе, предохраняя втулку от самопроизвольного выворачивания из ступицы ведом ых шестерен.
1. Двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий установленные в корпусе входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, две ведомые соосно расположенные приводные шестерни, 1546300 ступицы которых выполнены с внутренними шлицевыми участками для взаимодействия с соответствующими шлицевыми участками выходного вала, и устройство для фиксации выходного переставного вала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности фиксации переставного вала, ступица одной из ведомых шестерен снабжена внутренней конической поверхностью, и сопряженной с ней цилиндрической поверхностью, на которой выполнена резьба, а переставной вал выполнен с упорным пояском, расположенным между рабочими шлицевыми участками для взаимодействия с внутренней конической поверхностью ведомой шестерни, и снабжен фиксирующей втулкой с резьбой для фиксации переставного вала, при этом фиксирующая втулка снабжена конической поверхностью на торце для взаимодействия с ответными поверхностями упорного пояска и по меньшей мере одной диаметральной прорезью на ее торце со стороны конической поверхности.
2. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что ответные поверхности упорного пояска выполнены в виде сфер, образованных одинаковыми радиусами из разных центров.
3. Редуктор по п. 1, отличающийся тем, что ответные поверхности упорного пояска выполнены в виде конусов.
1546300
1546300
1546300
Составитель В. Яковлев
Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Ко рректор А. Обруч ар
Заказ 47 Тираж 418 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР !! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101