Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин. Механизм привода вала отбора мощности содержит приводной вал, расположенные в корпусе планетарный механизм, управляемую зубчатую муфту с двумя венцами для выборочной связи солнечных шестерен с приводным валом. С целью расширения технологических возможностей механизм снабжен вращающимся барабаном с двумя пакетами фрикционных дисков, зажимаемых гидроуправляемым подпружиненным двусторонним поршнем. На приводном валу установлен поводок с рычагом для взаимодействия с расположенным в осевых отверстиях приводного и центрального валов штоком, связанными с управляемой муфтой. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО!.!ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (1!) (1) В 60 К 17/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4452492/31-11 (22) 29.06.88 (46) 15,04,90. Бюл, У 14 (71) Белорусский политехнический институт (72) О,К.Довнар, О,Н,Протасеня, А.И.Бобровник и А.А.Миклашевич (53) 629,118 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1216035, кл. В 60 К 17/28, 1984. (54) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА

МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных саИзобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин, Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем обеспечения управления вращением или остановкой выходных валов, На фиг.1 изображен предлагаемый механизм привода вала отбора мощности, общий вид; на фиг.2 — разрез

А-А на фиг,I- на фиг, 3 — разрез Б-Б на фиг,1, Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства содержит приводной вал 1, корпус 2,расположенные в корпусе 2 планетарный механизм, состоящий из солнечных

2 моходных машин. Механизм привода вала отбора мощности содержит приводной вал, расположенные в корпусе планетарный механизм, управляемую зубчатую муфту с двумя венцами для выборочной связи солнечных шестерен с приводным валом, С целью расширения технологических возможностей механизм снабжен вращающимся барабаном с двумя пакетами фрикционных дисков, зажимаемых гидроуправляемым подпружиненным двусторонним поршнем. На приводном валу установлен поводок с рычагом для взаимодействия с расположенным в осевых отверстиях приводного и центрального валов штоком, связанными с управляемой муфтой.3 ил. шестерен 3 и 4, водила 5 с двухвенцовыми сателлитами 6 и связанной с корпусом 2 посредством стакана 7 коронной шестерни 8, и барабан 9,установленный с возможностью вращения относительно центрального вала !О и снабженный двумя пакетами фрикционных дисков 11 и 12, зажимаемых гидроуправляемым подпружиненным двух; сторонним поршнем 13 и связанных соответственно с приводным валом 1 и корпусом 2 посредством стакана 7 °

На центральном валу 10 установлена управляемая муфта 14 с двумя венцами 15 и 16, один из которых (15) установлен в ступице 17 барабана 9, а другой (16) имеет возможность выборочного взаимодействия с солнечными шестернями 3 и 4.

1556945

На внутренней поверхности управляемой муфты 14 образована цилиндрическая поверхность 18 для охвата концов 19 и 20 стержня 21, установленного в .радиальных пазах 22 и 23 центрального вала 10 перпендикулярно его оси и связанного с концом 24 штока

25, расположенного в осевьв "отверстиях 26 и 27 центрального 10 и при- 1ð водного 1 валов, а на приводном валу 1 установлен связанный с рычагом

28 управления поводок 29 со стержнями 30 и 31, установленными в радиальных пазах 32 и 33 приводного вала 1 перпендйкулярно его оси и взаимодействующими с цилиндрической поверхностью 34, выполненной на конце 35 штока 25.

Первый выходной вал 36 бол- 20 ! тами 37 соединен с водилам 5 (верх-" ! няя относительно оси часть фиг.1), ! а второй выходной вал 38 болта- ми 39 соединен с центральным валом. 10 (нижняя относительно оси часть 25 фиг.1).

Предлагаемый механизм привода ва,па отбора мощности работает следующим образом, При подаче рабочей жидкости в полость между поршнем 13 и барабаном 9 поршень 13 сжимает пакет фрикционных дисков 11 обеспечивая передачу крутящего момента от приводного вала 1 через ступицу 17 барабана 9 на управляемую муфту 14, Когда подпоршневая

35 полость соединяется со сливом,поршень 13 под действием пружины сжимает пакет фрикционных дисков 12,связанных с корпусом 2, таким образом осуществляется торможение барабана

9 и прекращается передача крутящего момента на управляемую муфту 14, Во включенном положении механизма 45 крутящий момент от управляемой муфты

14 в зависимости от ее положения,устанавливаемого рычагом 28 управления посредством поводка 29 и штока 25, передается или на солнечную шестерню 3 (верхняя относительно оси часть фиг.1), или на солнечную шестерню

4 (нижняя относительно оси часть фиг,1), чем обеспечивается по две различные скорости вращения выходных элементов — водила 5 и солнечной шестерни 4, Для получения двух низших скоростей вращения в механизм устанавливается выходной вал 36, получающий вращение от водила 5, а для получения двух высших скоростей вращения в механизм устанавливается выходной вал 38, получающий вращение от солнечной шестерни 4.

Формула изобретения

Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства,содержащий проводной и центральный валы, расположенный в корпусе планетарный механизм с солнечными шестернями,водилом с сателлитами и коронной шестерней, зубчатую муфту для выборочной связи солнечных шестерен с приводным валом, два выходных вала, один из которых снабжен элементами для связи с водилом, .о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения управления вращением или ( остановкой выходных валов, он снабжен установленным с возможностью вращения относительно центрального вала. барабаном с двумя пакетами фрикционных ведущих и ведомых дисков, связанных соответственно с приводным валом и корпусом, и гидроуправляемым подпружиненным двусторонним поршнем, при этом зубчатая муфта выполнена двухвенцовой,один венец которой подвижно связан с внутренними зубьями барабана для обеспечения выборочной связи другого венца с солнечными шестернями, на приводном валу установлен поводок с рычагом управления, а в осевых отверстиях приводного и центрального валов размещен с возможностью осевого перемещения шток, который своими концами посредством стержней, установленных в его радиальных пазах, связан с поводком и зубчатой муфтой для управления переключением ступеней передач.

1556945

Фи 2

Составитель В,Яковлев

Редактор Т.Парфенова Техред М. оданиц Корректор О, Кравцова

Заказ б87 Тираж 420 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,101