Сочлененное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и может быть использовано для повышения эксплуатационных возможностей тягачей на транспортных работах. Цель - снижение сопротивления повороту путем вывешивания одной из ведущих осей, а также перераспределение сцепного веса между осями. Сочлененное транспортное средство содержит тягач 1 с задними ведущими колесами 4 и одноосный прицеп. Колеса 6 прицепа имеют привод от колес тягача. Тягач и прицеп сочленены посредством гидронавесного устройства тягача. В гидросистему тягача включены двухпоточный двухпозиционный гидроклапан, обратный клапан и гидроклапан последовательности включения. Раскосы 7 гидронавески выполнены телескопическими и с упругими элементами. Гидроувеличитель сцепного веса содержит автоматическую систему регулирования. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

союз соеетсжих

СОЦИММСтИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (И)5 В 62 D 63/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (2!) 4440090/25-11 (22) 14.06.88 (46) 15.04.90. Бюп. Р 14 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (72) .М.Л.Крюков, Г,Д.Сметнев, H.À.Ëàðèîíîâ, А.Т.Чуркин и В.Н.Богачев (53) 629. 113.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1184736, кл. В 62 D 63/00, 1983. (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к колесным транспортным средствам и может быть использовано для повышения эксплуатационных возможностей тягачей на

„.80„„1556993 А 1

2 транспортных работах. Цель — снижение сопротивления повороту путем вывешивания одной из ведущих осей, а также перераспределение сцепного веса между осями. Сочлененное транспортное средство содержит тягач 1 с задними ведущими колесами 4 и одноосный прицеп. Колеса 6 прицепа имеют привод от колес тягача. Тягач и прицеп сочленены посредством гидронавесного устройства тягача. В гидросистему тягача включены двухпоточный двухпозиционный гидроклапан, обратный клапан и гидроклапан последовательности включения. Раскосы 7 гидрона-. вески выполнены телескопическими и с упругими элементами. Гидроувеличитель сцепного веса содержит автоматическую систему регулирования.

2 з.п. ф-лы, 3 ил.

1556993

45

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, преимущественно сельскохозяйственного назначения, и может быть использовано для повышения эксплуатационных возможностей тягачей на транспортных работах.

Цель изобретения — снижение сопротивления повороту путем вывешивания на поворотах одной из ведущих осей, а также для перераспределения сцепного веса между осями.

На фиг.1 представлено сочлененное транспортное средство при прямолинейном движении, вид сбоку; на фиг.2 — сочлененное транспортное средство нри совершении поворота, вид сбоку; на фиг.3 — гидравлическая схема сочлененного транспортного средства ° 20

Сочлененное транспортное средство содержит тягач 1 с управляемыми коле-. сами 2, задний ведущий мост 3 с ведущими колесами 4, одноосный прицеп, состоящий из оси 5 и колес 6 с приво- 25 дом на колесе 6 от тягача 1. Ось 5 прицепа шарнирно сочленена с тягачем 1 бесповоротно в горизонтальной плоскости посредством гидронавесного устройства тягача 1, включающего вертикальные раскосы 7, верхние и нижние горизонтальные тяги 8, гидроцилиндр (Г1() 9 подъема и опускания гидронавесной системы, причем раскосы

7 выполнены телескопическими и снаб« жены упругими элементами 10. Гидросистема тягача (фиг.3) включает гидравлический насос 11, гидрораспределитель 12 с рычагом включения 13, датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) 14, гидроаккумулятор

15, сливной бак 16, линии низкого 17 и высокого 18 давления, гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) 19, гидроклапаны последовательности включения

20, 21, обратный клапан 22, предохранительный клапан 23, манометр 24, датчики вертикальной нагрузки 25, систему регулирования 26 гидроувеличителя сцепного веса 19, состоящую из усилителя мощности 27, блока согласования 28 и исполнительного механизма 29.

IIpH этом гидроувеличитель сцепного веса 19 с напорной линией 18, связывающей гидрораспределитель 12 и гид- 55 роцилиндр 19 посредством двухпоточного гидроклапапа последовательности включения 20 таким образом, что пи"

1 тающая линия ГСВ 19 подключена перед обратным клапаном 22, а напорная за ним. Между напорной линией 18 гидрораспределителя 12, перед обратным клапаном 22 и сливной линией установлен гидроклапан последовательности включения 21, линия управления которого соединена с рабочей полостью гидроцилиндра 9, а линия управления гидроклапана 20 соединена с гидросистемой датчика автоматической блокировки дифференциала 14. Параллельно с ГСВ 19 в его напорную линию включен гидроаккумулятор 15 и манометр 24.

Давление р аб оч ей жид кос ти со э да ется гидронасосом 11, работающим от двигателя тягача (не показано). Между напорной линией гидронасоса 11 и сливной линией 17 установлен предохранительный клапан 23. На заднем мосту тягача и сочлененным с ним одноосном прицепе установлены датчики

25 вертикальной нагрузки, которые соединены с системой регулирования гидроувеличителя 26, включающей блок согласования 28, который соединен через усилитель мощности 27 с исполнительным механизмом 29.

Настройка рабочего давления гидроусилителя сцепного веса 19 производится либо автоматически, либо вручную. Автоматическая настройка

ГСВ может осуществляться, например, следующим образом: сигналы от датчиков 26 поступают в блок согласования

28. Блок 28 сравнивает сигналы датчиков 26 и выдает управляющий сигнал, который через усилитель мощности 27 поступает на исполнительный механизм

29. Исполнительный механизм может быть выполнен, например., в виде электродвигателя с червячным редуктором и подсоединен к регулировочному винту

ГСВ. Более простым является ручное регулирование ° Сигналы от датчиков

26, в этом случае воспринимаются показывающим прибором (например, стрелочным) и тракторист в соответствии с показанием этого прибора рукой устанавливает регулировочный винт

ГСВ в нужное положение.

Работа сочлененного транспортного средства происходит следующим образом. При прямолинейном движении давление масла от датчика блокировки дифференциала (дифференциал при этом заблокирован и рабочая полость муфть блокировки находится под давлением) 1556993 открынает гидроклапан 20 ° При этом, масло от насоса 11 через гидрораспределитель 12 следует через обратный клапан 22 в гпдроцилиндр 9, а так же через открытый клапан 20 поступает н гидроуснлитель сцепного веса 19, питает гидроаккумулятор 15. Давление масла н гидроцилиндре 9 и в гидроаккумуляторе 15 устанавливается золотником автоматического регулирования заданного давления (на фиг,не показано) гидроувеличителя сцепного веса 19 и гидроцилиндр 9, воздействуя на гидронавеску, передает часть веса тягача 1 на передний мост и ось

5 одноосного прицепа, снижая удельное давление транспортного средства.

Амортизация оси 5 прицепа производится гидроаккумулятором 15, преодолевая неровности поверхности, сцепная ось 5 через гидронавеску толкает шток гидроцилиндра 9 внутрь цилиндра, масло запертое обратным клапаном 22 и золотником автоматического регулирования заданного давления гидроусилителя сцепного веса 19 между гидроцилиндром 9 и гидроаккумулятором 15, через открытый гидроклапан 20 воздействует на поршень гидроаккумулятора 15, последний и воспринимает колебания оси на неровностях почвы.

Масло же от гидрораспределителя 12 через открытый клапан 20 и гидравлические ходы (не показано) в гидроусилителе сцепного веса 19 направляется в сливной бак 16, разгружая гидромагистраль 18. На повороте датчик автоматической блокировки дифференциала разблокирует дифференциал, давление в линии управления гидроклапана 20 падает и он закрывается. Масло от гидрораспределителя 12 через обратный клапан 22 устремляется в гидроцилиндр 9, последний, действуя на гидронавеску, поднимает ведущий мост 3 тягача 1 с колесами 4 (фиг ° 2) над опорной поверхностью, снимая сопротинление колес понороту. При вьщвиженин штока гидроцилиндра 9 до отказа, давление a его рабочей полости открывает гидроклапан 21, при этом, масло от гидрораспределителя 12 из магистрали 18 направляется через открытый гидроклапан 21 н сливной бак

16, сбрасывая нагрузку с гидронасоса

11. Давление же масла в рабочей полости гидроцилиндра 9 сохраняется благодаря запиранию масла обратным

Р„, «Р„,= Р,.„.м.„сРг,p ú. где Р„< давление в линии управления гидроклапана 20, при котором он пропускает масло в обоих нап30 равлениях; давление в липии управления гидроклапана 21, при котором он открыт; давление настройки клапана автоматического регулйрования гидроувеличителя сцепного веса

ГСВ; давление в рабочей по- лости гидроцилиндра 9; давление в рабочей полости гидроцилиндра 9 при упоре поршня в стенку во время подъема оси; давление возврата рычага

13 гидрораспределителя

12 в нейтральном положении. г.c,я

40 Ч. г.и,. макс

45 Р .r.Р.З

Ф о р м у л а из обр етения

1. Сочлененное транспортное средство, содержащее тягач с задними ведущими колесами, связанный с тягачем посредством его гидронавесного устройства одноосный прицеп, колеса которого выполнены с приводом от колес тягача, подъемные рычаги гидронавесного гстклапаном 22 и гидроклапаном 20, удерживая мост 3 с колесами 4 в поднятом положении. При выходе сочлененного транспортного средства не из поворота

5 датчик автоматической блокировки подает давление масла в муфту блокиров.ки дифференциала и блокирует колеса

4 заднего моста 3 тягача 1 ° При этом открывается гидроклапан 20, давление в гидроцилиндре 9 падает до давления настройки ГСВ и закрывается гидроклапан 21, разобщая сливную и напорную линии гидрораспределителя 12.

Поднятая во время поворота ось транспортного средства опускается.

Настройка давлений управления гидроклапанов 20 и 21 следующая:

Ру РА6д > Р и Ргй,макс

20 При прямолинейном ходе:

Ргсв Р г.ц.

Ргс —. Рг. р

Движение на повороте:

155б993 ройства которого соединены с нижними тягами раскосами, о т л н ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью снижения сопротивления повороту путем вывешивания одной из ведущих осей, а также для перераспределения сцепного веса между осями, гидросистема тягача включает насос, соединенный напорной магистралью с. трехпозиционным двухпоточным гидрораспределителем, выход которого через обратный клапан связан с поршневой полостью гидроцилиндра и гидронавесного устройства, щтоковая полость которого соединена гидромагистралью через указанный гидрораспределитель со сливом, причем выход гидрораспределителя связан с первым входом двухпоточного двухпозиционного гидроклапана последовательности включения, второй вход которого соединен с напорной магистралью за обратным клапаном, при этом два выхода укаэанного гидроклапана в первой позиции связаны гидроувеличителем сцепного веса, а во второй позиции гидроклапан выполнен с возможностью запора гидромагистралей, при этом управление двухпоточным гидроклапаном связано с механизмом автоматической блокировки дифференциала, причем в гидросистему тягача включен также гидроклапан последовательности включения, вход которого соединен с первым выходом гидрораспределителя, а выход — со сливом, при этом управление гидроклапаном связано с рабочей камерой силового цилиндра гидронавески.

2. Транспортное средство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что раскосы гидронавески выполнены телескопическими и с упругими элементарен .

3. Транспортное средство по п.1, отличающеесятем, что гидроувеличитель сцепнаго веса содержит автоматическую систему регулирования, выполненную в виде расположенных на ведущих осях тягача и прицепа датчиков вертикальной нагрузки, 25 соединенных электрической цепью с блоком согласования, который через усилитель мощности связан с исполнительным механизмом.

1556993

Составитель Г.Гандыбин

Техред Л.Олийнык Корректор Н. Король

Редактор М.Товтин

Заказ 690 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раупская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101