Устройство для автоматического управления дизель- генераторной установкой тепловоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к автоматическому регулированию силовых установок тепловозов с электрической передачей. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство для автоматического управления дизель-генераторной установкой тепловоза содержит блоки 11, 21, 25 сравнения, пороговые элементы 13, 23, 24, функциональные преобразователи 17, 22, блок 18 выделения минимального сигнала, интегратор 16, датчик 12 частоты вращения коленчатого вала дизеля, блок 15 управления, блоки 26 и 32 уставок, а также коммутатор 9 с коммутирующими элементами 8, 14, 31, причем один из входов коммутирующего элемента 8 связан с выходом функционального преобразователя 10, а выход - с одним из входов блока 11 сравнения, другой вход которого подключен к выходу датчика 12 частоты вращения коленчатого вала дизеля, а выход - к входу порогового элемента 13, выход которого связан с первым входом блока 15, и к входу коммутирующего элемента 14, связанного своим выходом с одним из входов интегратора 16, к выходу которого подключен один из входов блока 18 выделения минимального сигнала и через функциональный преобразователь 17 - один из входов блока 21 сравнения, другой вход которого связан с выходом функционального преобразователя 19, к которому также подключен другой вход блока 18 выделения минимального сигнала, а выход блока 21 сравнения соединен с входом порогового элемента 23, выход которого подключен к второму входу блока 15. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (191 (llew (51)5 В 60 1 0 „

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОЬРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4461696/27-1! (22) 13.07.88 (46) 15.05.90. Бюл. № 18 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В. H. Образцова (72) В. В. Стрекопытов, П. К. Балычев, А. В. Грищенко и В. В. Грачев (53) 621.333.3 (088.8) (56) Грищенко А. В. Исследование контура подстройки частоты вращения коленчатого вала дизеля на электронной модели. -- В кн.: Оптимизация управления и повышение эффективности работы локомотивов. Межвузовский сб. научных статей, Гомель, БелИИЖТ, 1984, с. 6 10.

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКОЙ ТЕПЛОВОЗА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к автоматическому регулированию силовых установок тепловозов с электрической передачей. Пель изобретения — — повышение надежности. Устройство для автоматического управления дизель-генераторной установкой тепловоза содержит блоки 11, 21, 25 сравнения, пороговые элементы 13, 23, 24, функциональные преобразователи 17, 22, блок 18 выделения минимального сигнала, интегратор 16, датчик 12 частоты врагцения колен1564017

5 10 чатого вала дизеля, блок 15 управления, блоки 26 и 32 уставок, а также коммута-!

op 9 с коммутирующими элементами 8, 14, 31, причем один из входов коммутирующего элемента 8 связан с выходом функционального преобразователя 10, а выход с одним из входов блс ка 11 сра1 пения, ДРУГОЙ ВХО 1 КÎTOPОГО ИОДКЛК)ЧЕН К f1â!ХО 1У датчика 12 частоты вра!цени)! коленчато!0 вала дизеля, а выход — к входу порогового элемента 13, «ыхсд которого связан с первым входом блока,5, и к входу коммутирующего элемента 14, связанного своИзобретение относится к желездорожиому транспорту, в частности автомати !ескому регулированию силовых установок тепловозов с электрической передачей.

Цель изобретения — повышение IIH;Ie)Hности.

На фиг. 1 представлена функциональнаяиая схема предлагаемого устройства для автоматического управления дизель-генераторной установкой; на фиг. 2 — функциональная схема блока ), правления коммутатором.

Устройство для автоматического уиравле- Зр иия дизель-генераторной установкой тепловоза содержит дизель 1 с центробсжным регулятором 2 частоты «ращения коленчатого вала, тяговый генератор 3, приводиVl biH 0T fH3C я, C IIOJ,I(IO ieHH«I MH K HP)1), тяп)выми электродвигателями 4. Один из вхо- 35 дов центробежного регулятора 2 ча ToTI

«Раllk! «ия связ3н с выхОДОM Олока ) 33гяжки всережимной пружины центробежного регулятора, вход ксторогс подключеfl к выходу усилителя 6. В од усилителя 6 соединен с выходом блока 7 сравнения, к когорому так же подклк) н.н один из входов коммутирующего элемента 8 коммутагора 9.

1ругой вход коммутиру!ощего элемента 8 и один из входов блока 7 сравнения иодклк)пе-. ны к выход фуикциоиальногÎ иреобразоватс- 45 ля 10, 3 «ыход коммутирук)и!его заеме)гга

8 к одному из входов блока 11 сравнения, другой вход которого соединен с I)sivo)0)I;k31чика 12 частоты вращения ко !енчат!)!о вала дизеля 1, а выход — с входами порогового элем IIT3 13 и коммутирующего элемента 14 коммутатора 9. Выход порогового элемента 13 соединен с первым «ходом

О.п)ка 5 уllp3«ленин коммутатором, а выхО;I, коммутирук)!цег0 элf. мента 4 — с одним из входов интегра)ора 16, к выходу которого иодкл1очсн вход функциональног0

55 иреобразовате,."я 17 и один из входов бло;;! 18 вылез!си!!1! минимального сигнала, 110.1H. i 10 IС1I И ОI 0;IP ) I И М «ХО.kп Н К «! !ХОДУ ф 11Ê !! !I иим выходом с одним из входов интегратора !6, к выходу которого подключен один из входов блока 18 выделения минимального сигнала и через функциональный преобразователь 17 один из входов блока 21 ср3f)HåíHÿ, другой вход которого связан с выходом функционального преобразователя 19, к которому также подключен другой вход блока 18 выделения минимального сигнала, а выход блока 21 сравнения соединен с входом порогового элемента 23, выход которого подключен к второму входу блока 15.

2 з. и. ф-лы, 2 ил. нального преобразователя 19, вход которого соединен с выходом задатчика 20 режимов дизель-генераторной установки, к которому так же подключен вход функционального преобразователя 10. Один из входов блока 21 сравнения подключен к выходу функционального преобразователя 19, другой вход --- к выходу функционального преобразователя 17, а выход соединен с входами функционального преобразователя 22 порогового элемента 23. Выход функционального преобразователя 22 соединен с другим входом интегратора 16, а выход порогового элемента 23 — с вторым входом блока 15 управления, третий вход которого подклк)чен к выходу порогового элемента 24, соединенного входом с выходом блока 25 сравнения, входы которого подключены к выходу блока 26 уставок и датчика 27 положения органа дозирован:ия топливолодачи дизеля. С выходом датчика 27 так же связан один из входов блока 28 сравнения, другой вход которого подключен к выходу задатчика 29 положения органа дозирования топливсподачи дизеля, а выход — к входу интегратора 30, соединенного выходом с одним из входов коммутирующего элемента 31 коммутатора 9. Другой вход коммутируюш,его элемента 31 подключен к выходу блока 32 уставок, а выход — к другому входу блока 7 сравнения. Вход задатчика 29 связан с выходом блока 18 выделения минимального сигнала, к которому так же подключен один из входов блока 33 сравнения, другой вход которого соединен с выходом блока 34 умножения, а выход — с входом интегратора 35, к выходу которого подключен вход возбудителя 36. Входы блока 34 связаны с выходами датчиков напряжения 37 и тока 38 тягового генератора.

Блок 5 управления (фиг. 2) включает элементы И 39 — 41, НЕ 42, И вЂ” НЕ 43 и логический элемент ИЛИ 44, причем первым входом блока 15 является один из входов элементов И 39 и 40, вторым входом — вход!

g640!7 злемсзта HE 42 и одни из входов элементов И 41 и И--HF. 43, третьим входом другой вход элемента И 39, выходом— выход элемента ИЛИ 44. Выход элемента

HE 42 cîåäèíoí с другим входом элемента И 40, связанного выходом с другими входами элементов И вЂ” HE 43 и И 41. Выходы элементов И 39, И вЂ” НЕ 43 и И 41 подключен=. соо-.ветственно к первому, второму и третьему входам элемента ИЛИ 44.

Устройство для автоматического управления дизель-генератор!юй установкой тепловоза работает следую1цим образом.

В исходно;I состоянии фактические -taсТОТВ BPBIHOНИЯ КОЛЕН ЧВТОГО ВВЛа ДИЗЕЛЯ И мощнос гь тягового !-енератора равны заданным зна11ениям. Соответственно сиГнал на выходе блока 7 сравнения, прогорциональнь;Й заданной частот вра1цения коленчатого вала дизеля, равен выходчому сигналу датчика 12 часто —;û вращения, пропорциональному фактической частоте вращения коленчатого вала. а Выходной сигнал функционального преобразователя 19, пропорциональный за анной мощности THIQBoio генератора, равен выходному сигналу блока 34

УМНОЖЕНИЯ, ВЕЛИЧИНа КОТОРОГО lIPOIIOPUHOнальна фактической мощности тягового генератора. По этой причине сигналы на выходах блоков 33 и i1 отсутствуют. Если выход реек топливных насосов высокого давления меньше предельно!о, абсолютная величина выходного сигнала датчика 27 меньше абсолютной величины выходного сигнала блока 26 уставок, соответствующей величине вь1ходного сигнала датчика 27 при предельном положении реек топливных насосов, поэтому на выходе блока 25 сравнения устанавливается отрицательный сигнал.

Выходной сигнал интегратора 16 по абсолютной величине и знаку равен выходному сигналу функционально î преобра-ователя 19, поэтому на выходе блока 21 сравнения сигнал отсутсTBóåò. Таким образом, в исходном состоянии сигналы на выходах блоков li и 21 сравнения отсутствуют, на выходе блока 25 сравнения — сигнал отрицателei!. ТОГда на Выходе пороГОВОГО элемента 1 3 устанавливается сигнал низкого уровня, на Выходе порогового элемента 23— сигнал высокого уровня, а на выходе порогового элемента 24 сигнал низкого уровня, который поступает на третий вход блока 15 управления. При такой комбинации входных сигналов (0 — 1 — О) на выходе блока 15 устанавливается сигнал низкого уровня, ввиду чего коммутатор 9 находится в выключенном состоянии, а его коммутирующие элементы 8, 14 и 31 — в положении, показанном на фиг. 1.

При необходимости изменения режима работы дизель-генераторной установки машинHcT с помощью задатчика 20 режимов з Станавливае- тре! "С:,. В.11 С...п .. СИ 10 " 0 хс ° -3i: а > ответству:сщ1.i Зад;::, ы: в "агцения -Oloi дтлгс "г -НОСТИ ТЯГОВО О ГЕ! = Ph" 1Г

:!Сданное зна:Iенйс с! !1: с —;:. ГН1-одого, 1с р атора бол-Гц е и ход! 0 о, .-:1,, л! .ь; х 0 . с

Остает я неиз;.0111 1,,;Оз-,ом . х:1:: . и

;!Од рживает ее i!, : Ilp нем, i iio с, о

= Гом Выходн01! (. Гна, . ...«Иь . . ч .!. . 111:. с-. НИОВН Гся OTp!!ц;1тс.11:1ьп « -.:лсдст,-..:. ! 5 . а ВЬ!ХО-Е HОO::Ã -".-О =: 1С.; 1, га

".аданное значеH!!i ".=c-: -, -;;." . ° чатого вала пре=.осхо,::... ченне, на Вь:кодс блок, .."; В>: -;:.:;, у.

TBHBB.1иВается Г О. oiv и гель.,ь. Й "1!I!I. 1.., зультате чего на выходе порг..oi,сн 0 ;"„:.-.. н ° °

ИЯ. Поскольку B 1:ерВЬ!Й;, i, Г Bп ; !i, : положение реек топливнь; нас!-: оз,;« изме. илось, ВыхОдныс си l;! л hl бл .:! . .: Гг«! н25 пения и порогового злемс11тз

I-Яются т с. На Too :i! Й,хр-. б ., !i;,!

ЛЕНИЯ ПО-ПРЕЖНЕ.;1 . -„C;!-. !i, . : OH;.:;.1Л 11 -;, ровня. Прн тако., С!гнет;..::Ни на 1GB блока 15 i, -- 0- Il ii! B .,1;l сохраняется;!Нзкий уров ; = .Гнн,-, -,;. с. коммутатор 9 остается B Вык :! -::;il!!. .l Ос ° Оянни. Hpè зтдх! с1!Bitt!л, ссо, г i,!1 1 11 заданной часTo-.с «рап.<: ия !Срез тель 6 и блок 5 затяжки:",ссрс-:;:-!и-!О. жины регулятор посту!,асг н! В... 1011гробежного регхляToоа !;-:ст, ы !!1.;, „ i,h

I коле.гчатого ваla дизеля I ho ет положение реек -.Опл! B;:ы, i.-..: 0:-:..:.:.,:кого давления с целt;< . .:;,;:-.. .:::. . з ты Вращения коленчатого -....л:.,ЦО . - .;, г,.

ТЯГОВО!-О Генеp;ÎpH 3 О "1 Bi i oi1:!011 ..::,::::i!.;::

40 и равной ее исхо1110 vt значс1!и::.х тОтЫ ВРВШСЧИЯ (B РЕ Е-: . " 1И i!01 Т1

НОС.;И РЕгУЛИРОВВ! и =, ВЫХОД ОЙ,,;.;;,-; 0-.1

K а 1 1 с : а В k! е и < я о н н 0 B. 1 . я р.::, и ы м l! х л и) (HlH б. 1изким к не .l ), в,1сз !1. TB". 1,"" 1 на выходе порогово! эл--ì".o!l » 1 1 х ст:.:ИО!.11 .— ся низкиЙ х рОВень сиГ:lа а

ТаКИЕ жЕ СНГНаЛЬ: СÎХрi!;- .-:.Г\ H 1„". 0;ТНЛЬных двух входах блока !5. При -.,:-1О,: к.;.;50 ходе блока 15 установится BB!«oh <й».1:; i:, ь

СИГНала, КОтОрЫй, П !OT Па я .а В хо;

> .Утатора 9, вызыв ет его tih, It(.". -!:è .: гнал рассогласования мсжд ззд н1!ОЙ 1! а,тическои частотОЙ Бра 11епп -. с В1зi хо; 6,10.

55 ка 11 сравнения через замкнх =,!i!!: Но мутируюший элемент i- Bîo!. „аеi н вх,„. интегратора 6, прпчеv с:,гнал, соотнегс —вующий заданному значе iH!0 1а -; -:;..:;; .цс1564017 l0

30

50 ния, поступает на один из входов блока 11 сравнения через переключившийся коммутирующий элемент 8 с выхода функционального преобразователя 10. Одновременно коммутирующий элемент 31 отключает вход блока 7 сравнения от интегратора 30 контура подстройки и соединяет его с выходом блока 32 уставок, чем обеспечивается дополнительная затяжка всережимной пружины центробежного регулятора 2 частоты вращения на величину, соответствующую 3—

5 от номинальной частоты вращения.

Регулятор установленным порядком отрабатывает увеличение частоты вращения коленчатого вала дизеля. Как только она превыш ает заданное значение, соответствующее выходному сигналу функционального преобразователя 10, на вход интегратора 16 с выхода блока 11 сравнения поступает сигнал рассогласования по частоте вращения, в результате чего сигнал на его выходе начнет непрерывно увеличиваться. Поскольку выходной сигнал блока 18 выделения минимального сигнала определяется в этот момент именно выходным сигналом интегратора 16, как имеюшим меньшее значение, он так же начинает увеличиваться, что приводит к увеличению мощности тягового генератора. Когда мощность тягового генератора достигнет заданного значения (в пределах точности регулирования), сигнал рассогласования на выходе блока 21 сравнения станет равным нулю (или близким к нему), ввиду чего на выходе порогового элемента 23 установится сигнал высокого уровня. При данной комбинации сигналов на входе (Π— 1 — О) выходной сигнал блока 15 управления коммутатором имеет низкий уровень, что приводит к отключению коммутатора и переключению его коммутируюших элементов 8, 14 и 31 в положение, изображенное на фиг. 1.

Если в процессе увеличения мощности тягового генератора 3 рейки топливных насосов высокого давления выйдут «на упор», частота вращения коленчатого вала начнет снижаться, рассогласование между заданным и фактическим ее значениями будет уменьшаться, соответственно темп увеличения мощности снизится. При равенстве заданного и фактического значений частоты вращения увеличение мощности прекратится.

В случае дальнейшего снижения частоты вращения сигнал не входе интегратора 16 изменит знак, вследствие чего величина выходного сигнала интегратора 16 начнет уменьшаться, что в свою очередь, приведет к уменьшению величины выходного сигнала блока 18 выделения минимального сигнала, а, следовательно, и к снижению мощности тягового генератора. Уменьшение нагрузки на дизель при неизменном положении реек топливных насосов высокого давления вызовет увеличение частоты врашения коленчатого вала. Как только величина последней достигнет заданного значения, уменьшение мощности прекратится. При дальнейшем увеличении частоты вращения коленчатого вала мошность так же начнет увеличиваться описанным порядком.

В случае, если рейки топливных насосоа высокого давления выйдут «на упор» при работе системы в установившемся режиме, т. е. при отключенном коммутаторе 9, на входах блока 15 устанавливается комбинация сигналов (Π— 0 — 1), вызывающая появление сигнала высокого уровня на его выходе и включение коммутатора 9. Если в этот момент времени частота вращения коленчатого вала выше заданной, выходной сигнал интегратора 16 будет увеличиваться описанным порядком.

Если его величина превысит величину выходного сигнала функционального преобразователя 19, сигнал рассогласования с выхода блока 21 сравнения через функциональный преобразователь 22 поступит на другой вход интегратора 16, чем достигается ограничение максимального значения рассогласования, которое отрицательно сказывается на точности регулирования. Величина мощности тягового генератора в это время определяется выходным сигналом функционального преобразователя 9 как имеющим меньшее значение, вследствие чего остается неизменной и равной заданной. При снижении частоты вращения коленчатого вала ниже заданной происходит снижение мощности тягового генератора с последующим ее восстановлением (после восстановления частоты врашения коленчатого вала до заданной) описанным уже порядком.

В установившемся режиме, т. е. при отключенном коммутаторе 9, заданное положение реек топливных насосов высокого давления, задаваемое выходным сигналом задатчика 29, сравнивается с фактическим их положением, которое характеризуется выходным сигналом датчика 27. Сигнал рассогласования, формируемый на выходе блока 28 сравнения, поступает на вход интегратора 30, выходной сигнал которого поступая на другой вход блока 7 сравнения, изменяет частоту врашения коленчатсго вала таким образом, чтобы обеспечить равенство заданного и фактического положения реек топливных насосов. При этом мощность тягового генератора поддерживается контуром регулирования мощности, неизменной на уровне, заданном машинистом, исходя из условий движения поезда. Характеристика задатчика 29 выбирается, исходя из необходимости обеспечения наибольшей топливной экономичности тепловоза в эксплуатации.

Если задаваемые значения мощности тягового генератора и частоты вращения ко156401? ленчатого вала дизеля меньше исходных, величина выходного сигнала функционального преобразователя 19 станет меньше величины выходного сигнала интегратора 16, поэтому на выходе блока 18 выделения минимального сигнала сразу установится сигнал, равный выходному сигналу функционального преобразователя 19 и соответствующий заданному значению мощности тягового генератора. Сигнал рассогласования на выходе блока 21 сравнения имеет положительную полярность, поэтому с выхода порогового элемента 23 на другой вход блока 15 управления поступит сигнал высокого уровня. Заданная частота вращения коленчатого вала в первый момент по абсолютной величине меньше фактической, поэтому сигнал рассогласования на выходе блока 11 сравнения имеет отрицательную полярность, вследствие чего на выходе порогового элемента 13 устанавливается сигнал низкого уровня. Согласно порядку функционирования блока 15 при данной комбинации входных сигналов (Π— 1 — О) на его выходе .устанавливается сигнал низкого уровня, поэтому коммутатор 9 остается выключенным. Уменьшение мощности тягового генератора и частоты вращения коленчатого вала дизеля в этом случае осуществляется соответственно контуром регулирования мощности тягового генератора и регулято- ром частоты вращения дизеля, установленным порядком независймо один от другого, причем темп уменьшения мощности тягового генератора определяется величиной постоянной времени интегратора 35 и динамическими характеристиками силовой цепи, а темп снижения частоты вращения коленчатого вала дизеля определяется быстродействием регулятора 2 частоты вращения и динамическими характеристиками дизеля.

Использование предлагаемого устройства для автоматического управления дизельгенераторной установкой тепловоза позволит повысить надежность работы системы регулирования за счет повышения его устойчивости и улучшения качества регулирования путем раздельного управления частотой вращения коленчатого вала дизеля и мощностью тягового генератора в переходных режимах работы.

Формула изобретения

1. Устройство для автоматического управления дизель-генераторной установкой тепловоза, содержащее задатчик режимов дизель-генераторной установки, к выходу которого подключены первый и второй функциональные преобразователи, с выходом последнего из которых соединен один из входов первого блока сравнения, связанного выходом с входом блока затяжки всережимной пружины центробежного регулятора частоты вращения дизеля, выход которого связан с одним из входов центробежного регулятора частоты вращения дизеля, один

5 из интеграторов, связанный входом с выходом второго блока сравнения, входы которого подключены к выходам задатчика и датчика положения органа дозирования топливоподачи дизеля, связанного с выходом центробежного регулятора, и третий блок сравнения, один из входов которого соединен с выходом блока умножения, подключенного входами к выходам датчиков напряжения и тока тягового генератора, а выход — с входом второго интегратора, с выходом которого соединен вход регулятора тока возбуждения тягового генератора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено пороговыми элементами, блоком выделения минимального сигнала, датчиком частоты вращения коленчатого вала дизеля, блоками уставок, коммутатором с коммутирующими элементами и блоком управления, а также дополнительными блоками сравнения, функциональными преобразователями и интегра25 тором, соединенным входами с выходами первого коммутирующего элемента и третьего функционального преобразователя, а выходом — с одним из входов блока выделения минимального сигнала и входом четвертого функционального преобразователя, к выходу которого подключен один из входов четвертого блока сравнения, соединенного другим входом с выходом первого, функционального преобразователя, а выходом— с входами третьего функционального преобразователя и первого порогового элемента, к выходу которого подключен один из входов блока управления коммутатором, соединенного другими входами с выходами второго и третьего пороговых элементов, входы которых подключены к выходам пя4О того и шестого блоков сравнения, одни из входов которых соединены с выходами датчиков соответственно частоты вращения и положения органа дозирования топливоподачи, а другие — с выходами соответственно второго коммутирующего элемента и одного из

45 блоков уставок, причем входы третьего коммутирующего элемента подключены к выходам другого блока уставок и одного из интеграторов, а выход соединен с другим входом первого блока сравнения, к выходу которого подключен один из входов коммутирующего элемента, соединенного другим входом с выходом второго функционального преобразователя, а к выходу пятого блока сравнения подключен вход первого коммутирующего элемента, при этом другой вход блока выделения минимального сигнала соединен с выходом первого функционального преобразователя, а выход — с входами третьего блока сравнения и задатчика положения органа дозировки топливоподачи.

1564017!

I !

1! ! !

Составитель Л. Резникова

Редактор Ю. Середа Техред И: Верес Корректор А . Обручар

Заказ 1130 Ти раж 384 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок управления коммутатором выполнен на элементах И, НЕ, И вЂ” НЕ и ИЛИ, входы последнего из которых подключены к выходам первого и второго элементов И и элемента И вЂ” НЕ, один из входов которого и один из входов второго элемента И соединены с выходом третьего элемента И, подключенного одним из входов к выходу элемента НЕ, вход которого и другие входы элементов И вЂ” НЕ и второго элемента И яв!

l !

I ! !

L ляются одним из входов блока управления коммутатором, другими входами которого являются входы первого и другой вход третьего элементов И, а выходом — выход

5 элемента ИЛИ.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что коммутатор выполнен в виде электромагнитного реле, контактные группы которого являются коммутирующими элементами.