Фрикционный чугун для тормозных колодок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве чугунных тормозных колодок. Цель изобретения - повышение предела прочности при изгибе, снижение износа тормозных колодок и уменьшение тормозного пути. Предложенный чугун содержит, мас.%: углерод 2,7 - 3,4 кремний 0,5 - 1,0 марганец 0,4 - 0,9 фосфор 0,45 - 0,8 кальций 0,001 - 0,15 барий 0,001 - 0,20 и железо - остальное. Дополнительный ввод в состав чугуна бария и увеличение в нем содержания фосфора и уменьшение содержания углерода обеспечило повышение σ<SB POS="POST">U</SB> в 1,26 - 1,44 раза, снижение износа 1,1 - 1,85 раза и уменьшение тормозного пути в 1,2 - 1,28 раза. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 567652 А 1 щ)5 С 22 С 37/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ций вводится в чугун в виде комплексных кальцийсодержащих лигатур.
Барий благодаря повышенной модифицирующей активности и рафинирующему действию оказывает благоприятное влияние на свойства железоуглеродистых расплавов, У чугуна с низким содержанием углерода он улучшает характер вьщеления графитовых включений: уменьшает количество междендритного эвтектического графита, а также предупреждает выделение цементита в виде крупньж включений.
Введение в чугун бария в количестве 0,001-0,207 повышает однородность ,макроструктуры, улучшает метчлличес кую основу, увеличивает дисперсность перлита, прочность, вязкость и износостойкость. Барий дается в чугун (21) 4222343/23-02 (22) 06.04,87 (46) 30.05 90. Бюл. 11 20 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) Т.В. Ларин, h.М Асташкевич, Е.A. Яковлев, И.В. Абашкин, Я.И, Шоташвили, В.С. Гудков, А.Г. Карноухов и А.А. Теплухин (53) 669.15-196 (ОЯЯ.Я) (56) Авторское свидетельство СССР
Н" 834206, кл. С 22 0 37/10, 1979.
Авторское свидетельство СССР
1129263, кл. С 22 С 37/ОО, 1982. (54) ФРИК!(ИОННЫЙ ЧУГУН .(ЛЯ ТОРМОЗНЫХ
K0JI(), (0K (57) Изобретение относится к металИзобретение относится к области металлургии, в частности к разработке составов чугуна для тормозных колодок.
Цель изобретения — повышение предела прочности при изгибе, снижение износа тормозных колодок и уменьшение тормозного пути.
Выбор граничных пределов содержания компонентов в чугуне предложенного состава обусловлен следующим.
Кальций обладает большим сродством с кислородом, поэтому он широко применяется в качестве модификатора.
При содержании кальция в пределах
0,001-0,15 уменьшается склонность чугуна к отбелу, улучшается форма и ориентация графита, а также дисперсность металлической основы. Каль2 лургии и может быть использовано при производстве чугунных тормозных колодок. Цель изобретения — повышение предела прочности при изгибе, снижение износа тормозных колодок и уменьшение тормозного пути. Предложенный чугун содержит,мас,X: углерод 2,73,4; кремний 0,5- 1,0, марганец 0,40,9 фосфор 0,45-0,8, кальций 0,001—
0,15, барий 0,001-0,20 и железо — остальное. Дополнительный ввод в состав чугуна бария и увеличение в нем содержания фосАора и уменьшение содержания углерода обеспечило повышение Й „в 1,26-1,44 раза, снижение износа в 1,1 — 1,85 раза и уменьшение тормозного пути в 1,2-1,28 раза.
1 табл.
1567652 в виде комплеКсной барийсодержащей лигатуры.
Ограниченное содержание фосфора
10,45-0,80Х обусловлено необходимостью получения чугуна с повьш енной теплостойкостью, достаточной прочностью и малой склонностью к искрению при сложных условиях торможения.
При выборе химического состава предлагаемого чугуна принималось во внимание не только сумма углерода и кремния, но также оптимальное соотношение этих элементов ° Учитывалось, что кремний в половинчатом чугуне при (C+Si) 4,3Х действует на графитизацию сильнее углерода примерно н два раза.
Содержание кремния бралось несколько ниже критического ° Из этих соображений сумма углерода и кремния для деталей со стенками толщиной
60-80 мм рассчитана (с учетом экстремальных значений) в интервале 3, 94,3Х. При таком соотношении и при- 25 менении модифициронания процесс графитизации несколько затормаживается, вследствие чего выделенный графит при распаде ледебурита не успевает собраться н крупные 1(ластинки и В BH 3 де мелких включений завихренной формы равномерно распределяется в массе чугуна., При оптимальном содержании кальция (0,02Х) или бария (0,015Х) в комплексе с низким углеродом и кремнием может бить получен чугун с перлитной основой, повышенной дисперсностью и графитом пластинчатой формы средней величины, обладающий высокой изно40 состойкостью и прочностью о дд„= — 450-550 МПа.
Изменение содержания (вес.Х) компонентов в сторону нижних пределов от оптимальных, например углерода ниже 2,7, кальция и бария, может привести к ухудшению литейных свойств чугуна, появлению раковин, пор, отбела, снижению фрикционных свойств и прочности колодок.
Введение кальция и бария н чугун
50 выше верхнего предела не оказывает положительного действия на фрикционные свойства и износостойкость чугуна ввиду понижения его твердости, повышения содержания структурно свободного феррита и увеличения объема розеточного графита в матрице с крупным строением нластин.
Предложенный чугун при оптималь-ном соотношении всех элементов отФормула изобретения
Фрикционный чугун для тормозных колодок, содержащий углерод, кремний, марганец, Aochop, кальций и железо, отличающийся тем, что, с целью повышения предела прочности при изгибе, снижения износа тормозных колодок и уменьшения тормозного пути, он дополнительно содержит барий при следующем соотношении компонентов, мас.
Углерод
Кремний
Марганец
2,7-3,4
О, 5-1,0
0,4-0,9 личается равномерным распределением в объеме некрупных размеров фосфидной эвтектики и пластинчатого графита завихренной формы; в не. не обязательно присутствие легирующих элементов, он не требует какой-либо термической обработки, что существенно сокращает стоимость литья (колодок) без снижения его эксплуатационных свойств.
Процесс производства тормозных колодок из чугуна осуществляется следующим образом. Расчет шихты ведется с учетом заданного химического состава чугуна, Температура плавления чугуна устанавливается 1450-1511 С.
Температура модифицирования 13401400 0, при заливке в формы 13001360 С °
В качестве модификатора берется механическая смесь, состоящая из силикокальция (8|Са) и силикобария (SiBa). Лигатуру (cMecb) вводят в ковш после наполнения последнего на
1/3. CeppoAochop доменного производства дают н вагранку вмес ге с шихтой.
Время ввода модификатора до разливки чугуна в формы не превышает 15 мин.
Контроль чугуна на отбел ведут по технологическим пробам.
Результаты сравнительного анализа свойств чугуна предложенного и известного составов приведены н таблице. Как следует из таблицы, дополнительный ввод в состав чугуна Ба, а также изменение в нем содержания С и Р обеспечило понишение,„ н 1,261,44 раза, снижение износа в 1,!в
1,85 раза и уменьшение тормозного пути н 1,2-1,28 раза.
0,45-0,8
0,001-0 15
0,001-0 20
Ос таль пne
1567652
Фосфор
Кальций
Барий
Железо
Хииическнй состав> Й
Чугун
Тормозной нанос, г
1 вер-1 > >
ПВ
Предел прочнпспуть, и
Ос тал ьн ое
Составитель Н. Косторной
Техред Л.Олийнык Корректор Э, .!1ончакг ва
Редактор О. Спесивых
Заказ 1304 Тираж 486 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СС("
113035, Иосква, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, !!!!
1 2, 70
2 2,75
3 3,20
4 3,27
5 3,40
6 3,21
7 3,31
Извест- 4,20 ный
l 00 0>90
1,20 0,62
0,60 0,40
0,63 0,70
0,50 0>45
0,55 0,48
0,56 0,72
0,82 0,74
0,001
О, 150
0,015
0,0005
0,0160
0,0007
0,0160
0,0070
0,45 0>0010
0,56 0,0003
0 55 0 0140
0,51 0,0440
0,60 0,0005
0,50 0,2000
0,80 0,0100
0,21
3,70
3,95
3,80
3 90
3,90
3,76
3,87
5,02
112
118
Ьс
86
119
94
98
129
5369
5473
4944
5016
5468
5073
5087
6813 тн, NT .. (420
384
479
336
247
249
241
23!
2?7