Топливоподающий агрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в топливовпрыскивающей аппаратуре дизельных двигателей внутреннего сгорания. Агрегат содержит насос высокого давления, топливоподкачивающий насос (ТПН), роликовый толкатель с роликом 21, расположенным в основании 18 толкателя с возможностью вращения без оси, и кулачковый вал 3, расположенный в горизонтальном отверстии 2 корпуса 1 и выполненный в виде цилиндрического стержня (ЦС) с постоянным по его длине диаметром, рабочий профиль 26 кулачков образован углублениями 27 на цилиндрической поверхности ЦС. ТПН выполнен роторным с разделительной пластиной, причем его корпус образован горизонтальным отверстием корпуса насоса высокого давления, ротор образован кулачком, а разделительная пластина - роликом. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л F 02 M 59/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Б Б.4 гггаю юопгигг ю ргггггсг
Фиг. 1 (21) 4424709/25-06 (22) 13.05.88 (46)30.06.90, Бюл. М 24 (71) Центральный научно-исследовательский институт по моторостроению (72) С.Н. Девянин, Л.Н. Басистый, Е.г. Пономарев и А.Н. Бабаев (53) 621.43,038.8 (088.8) (56) Л ышевский А.С. Питание дизелей. Новочеркасский политехнический институт, 1974. (54) T0I1 lVlBGHOQAI0+NA АГРЕ AT (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в топливовпрыскивающей аппаратуре дизельных двигателей внутреннего сгорания. Агрегат
„„Я „„1574887A1 содержит насос высокого давления. топливоподкачивающий насос (ТПН), роликовый толкатель с роликом 21, расположенным в основании 18 толкателя с возможностью вращения беэ оси, и кулачковый вал 3, расположенный в горизонтальном отверстии 2 корпуса t и выполненный в виде цилиндрического стержня (ЦС) с постоянным па его длине диаметром, рабочий профиль 26 кулачков образован углублениями 27 на цилиндрической поверхности ЦС. ТПН выполнен роторным с разделительной пластиной, причем его корпус образован горизонтальным отверстием корпуса насоса высокого давления, ротор образован кулачком, а разделительная пластина - роликом.
4 ил.
50
Изобретение относится к машиностроению, а именно к топливным системам двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в конструкции топливоподающих агрегатов высокого давления, Цель изобретения — упрощение конструкции и технологии изготовления.
На фиг,1 изображен топливоподающий агрегат, поперечный разрез, на фиг.2 - кулачковый вал агрегата; на фиг,3 — вариант выполнения направляющего устройства толкателей топливного насоса высокого давления и подводящего канала для топливоподкачивающего насоса, на фиг,4- узел на фиг.3.
Топливоподающий агрегат состоит иэ корпуса 1, который может быть отлит из алюминиевого сплава или из чугуна. 8 корпусе 1 выполнено продольное горизонтальное отверстие 2 для кулачкового вала 3 и ряд вертикальных ступенчатых отверстий 4, пересекающих горизонтальное отверстие 2, В вертикальных отверстиях 4 установлены нагнетательные секции топливного насоса высокого давления, каждая иэ которых состоит иэ цельной фланцевой втулки 5, установленной в отверстии 4 с образованием впускной полости 6 и снабженной сальниковым уплотнением 7 и окнами; наполнительным 8 и отсечным 9. В верхней части втулки 5 установлен нагнетательный клапан 10 с седлом
11, пружиной 12 и штуцером 13. Во втулке 5 установлен плунжер 14, совершающий возвратно-поступательное движение и поворачивающийся на определенный угол вокруг вертикальной оси при помощи поводка 15 и, имеющий возвратную пружину 16 с упорными тарелками. Секция топливного насоса высокого давления крепится к корпусу 1 шпильками с гайками 17. В нижней части вертикального отверстия 4 между плунжером 14 и кулачковым валом . 3 расположен толкатель, содержащий основание 18 с вкладышем 19 и направляющей втулкой 20, выполненными из антифрикционного материала (бронза, полимер и др.}, и ролик 21, расположенный с возможностью вращения без оси во вкладыше 19. Основание 18 толкателя имеет цилиндрическую форму направляющей поверхности 22 и снабжен фиксатором от проворачивания вокруг вертикальной оси, который выполнен в виде вертикального паза 23 в направляющей втулке 20 и закрепленного на направлягощей поверхности 22 основания 18 винтового элемента 24, хвостовик которого расположен в вертикальном пазу 23 направляющей втулки 20, Для обеспечения фиксации толкателя QT проворачивания вокруг вертикальной оси основание 18 толкателя и направляющая втулка 20 могут быть выполиены с прямоугольным поперечным сечением. Кулачковый вал 3 выполнен в виде цилиндрического стержня 25 с постоянным по его длине диаметром, а рабочий профиль 26 кулачков образован углублениями 27 на цилиндрической поверхности стержня 25, причем ширина рабочего профиля
26 равна ширине ролика 21 толкателя, В горизонтальном отверстии 2 корпуса 1 запрессована втулка 28 из антифрикционного материала, служащая подшипником скольжения для кулачкового вала 3. Топливоподкачивающий насос выполнен роторным с разделительной пластиной, причем его корпус образован горизонтальным отверстием
2 корпуса 1 насоса высокого давления, ротор образован рабочим профилем 26 кулачка, г разделительная пластина образована роликом 21 толкателя. В кулачковом валу 3 выполнен осевой канал 29 и сообщенны с ним пс числу кулачков радиальные каналы
30, выходящие на рабочий профиль 26 кулачков. Осевой 29 и радиальные 30 каналы кулачкового вала образуют топливоподводящую магистраль, топливоотводящая линия образована вертикальным пазом 23 направляющей втулки 20 толкателя и каналом 31, соединенным (не показано) с впускной полостью 6 насоса высокого давления, а углубления 27 образуют рабочую полость топливоподкачивающего насоса. Топливоподводящая магистраль может быть выполнена в виде продольного канала 32, а фиксатор толкателя от проворачивания вокруг вертикальной оси может быть выполнен в виде винта 33, установленного в корпусе 1 насоса высокого давления в зоне вертикального паза 23, причем его хвостовик расположен в этом пазу 23, который в этом случае выполнен в основании 18 толкателя, а винт
33 и корпус снабжены уплотняющими коническими поверхностями 34. Корпус 1 снабжен монтажной плитой 35 с присоединительными овальными отверстиями 3. Также возможен вариант топливоподающего агрегата, когда часть топливоподкачивающих секций может служить масляным насосом.
Топливоподающий агрегат работает следующим образом.
При вращении кулачкового вала 3 ролик
21 толкателя обкатывает рабочий профиль
26 кулачка, обеспечивая при этом с одной стороны изменение обьема рабочей полости топливоподкачивающего насо "à относительно ролика 2 1, а с другой стороны обеспечивает возвратно-поступательное перемещение плунжера 14 во втулке 9. Изменение рабочей полости топливоподкачивающего насоса относительно ролика 21 позволяет перекачивать топливо под низким давлением из топливного бака во впускную полость 6 насоса высокого давления, а возвратно-поступательное перемещение плунжера 14 обеспечивает подачу топлива под высоким давлением дозированными порциями в цилиндр двигателя.
Предложенное выполнение топливоподающего агрегата, имеющего кулачковый вал в виде цилиндрического стержня с постоянным по длине диаметром, и образование топливоподкачивающего насоса элементами привода позволяет повысить надежность агрегата за счет увеличения опорной поверхности кулачкового вала, а также упростить конструкцию и технологию изготовления агрегата в целом.
©ормула изобретения
Топливоподающий агрегат для двигателя внутреннего сгорания, содержащий тог:ливоподкачивающий насос и топливный насос высокого давления, состоящий из корпуса, в котором выполнены ряд вертикальных отверстий и горизонтальное отверстие, причем в вертикальных отверстиях расположены нагнетательные секции, каждая из которых состоит из втулки с впускной полостью, впускным и отсечным окнами, плунжера, штуцера с нагнетательным клапаном и седлом и роликового толкателя с
5 направляющей поверхностью и фиксатором кругового положения, а в горизонтальном отверстии корпуса установлен на поцшипниках скольжения кулачковый вал, взаимодействующий с топливоподкачивающим
10 насосом и имеющий опорные поверхности, кулачки с рабочим профилем, ширина которого соответствует ширине ролика толкателя, и подводящие осевой и радиальные каналы, отличающийся тем, что, с
15 целью упрощения конструкции и технологии изготовления, кулачковый вал выполнен в виде цилиндрического стержня, а рабочий профиль кулачков образован углублениями на его цилиндрической поверхности, при20 чем топливоподкачивающий насос выполнен роторным с разделительной пластиной, его корпус образован горизонтальным отверстием корпуса насоса высокого давления, ротор образован кулачком, а
25 разделительная пластина образована роликом толкателя.
1574887
Составитель В. Долгов
Редактор M. Келемеш Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Л,Патай
Заказ 1770 Тираж 441 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101