Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение надежности дифференциала путем изменения в работе кинематики взаимодействия сателлита с корпусом. Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства содержит дополнительный промежуточный элемент 7, кинематически связанный с сателлитом 3 и корпусом 1, установленный со смещением относительно оси вращения сателлита. При этом один конец элемента 7 установлен в дополнительном отверстии 8 торца сателлита 3, а другой расположен с возможностью перемещения в кольцевом углублении 6 корпуса дифференциала, выполненного со стороны торца сателлита соосно с осью его вращения. Элемент 7 установлен в отверстии 8 торца сателлита симметрично промежуточному элементу 4 и выполнен на одном диаметре, соосном с кольцевым углублением 6 корпуса дифференциала. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 В 60 К 17 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИАЕТЕЛЬСТВУ
СЛ Ф
Сп
ФОГ 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ .flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbITHRM
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1495151 (21) 4477709/25-11 (22) 29.08.88 (46) 30.09.90. Бюл. № 36 (75) О. Т. Снегарь, А. П., Шелудько и
С. В. Ракша (53) 629.113 — 587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1495151 кл, В 60 К 17/20, 1988. (54) САМОБЛОКИРУЮШИ1 1СЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение надежности дифференциала путем изменения в работе кинематики взаимодействия сател|,SU„„1595702 А2
2 лита с корпусом. Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства содержит дополнительный промежуточный элемент 7, кинематически связанный с сателлитом 3 и корпусом 1, установленный со смещением относительно оси вращения сателлита. При этом один конец элемента 7 установлен в дополнительном отверстии 8 торца сателлита 3, а другой расположен с возможностью перемещения в кольцевом углублении 6 корпуса дифференциала, выполненного со стороны торца сателлита соосно с осью его вращения. Элемент 7 установлен в отверстии 8 торца сателлита симметрично промежуточному элементу 4 и выполнен на одном диаметре, соосном с кольцевым углублениям 6 корпуса дифференциала. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
1595702
10
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкции самоблокирующихся межосевых дифференциалов, и может быть использовано в других подобных механизмах.
Цель изобретения — повышение надежности дифференциала путем изменения в работе кинематики взаимодействия сателлита с корпусом.
На фиг. дан самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, поперечное сечение; на фиг. 2 — корпус дифференциала, сечение; на фиг. 3 -- корпус, вид на кольцевое углубление со стороны сателлита; на фиг. 4 — сателлит, вид сверху.
Самоблокирующийся дифференциал тран спортного средства содержит корпус 1, в котором симметрично установлены полуосевые шестерни 2, введенные в зацепление с сателлитами 3.
Между корпусом 1 и cal.elëèòoì 3 имеется промежуточный элемент, кинематически связанный с сателлитом 3 и со смещением установленный относительно оси вращения сателлита 3. Один конец промежуточного элемента установлен в отверстии торц- сателлита 3, а второй конец расположен с возможностью перемещения в кольцевом утлублении корпуса 1, выполненного со стороны торца сателлита 3 соосно оси вращения последнего.
Промежуточный элемент представляет собой шарик 4, установленный в сферической лунке, выполненной в торце сателлита
3 со смешением относительно оси вращения сателлита 3. Кольцевое углубление представляет собой усеченный тор 6, выполненный в корпусе 1 со стороны торца сателлита 3 соосно оси его вращения фиг. 2 и 3.
Имеется дополнительный промежуточный элемент, кинематическ и связанный с сателлитом 3, и со смещением установлен относительно оси вращения сателлита 3. Один конец дополнительного промежуточного элемента установлен в дополнительном отверстии торца сателлита 3, а второй конец расположен в кольцевом углублении корпуса
1. Дополнительный промежуточный элемент установлен в дополнительном отверстии торца сателлита 3, выполненном на одном диаметре и симметрично промежуточному элементу.
Дополнительный промежуточный элемент представляет собой дополнительный шарик
7, установленный в дои олнител ьной сферической лунке 8, выполненной в торце сателлита 3, со смещением относительно оси вращения сателлита. Сферическая лунка 8 расположена на одном диаметре D со сферической лункой 5 шарика 4 и симметрична сферической лунке 5. Другая часть дополнительного шарика 7 установлена в кольцевом углублении, которое предст авл яет собой усеченный тор 6 корпуса 1, фиг. 1 и 4.
При вращении сателлита 3 шарик 4 и дополнительный шарик 7 могут перемещаться в полости усеченного тора 6.
В варианте выполнения усеченный тор
6 в корпусе 1 выполнен концентрично против зубьев сателлита 3.
В варианте выполнения дифференциала промежуточный элемент представляет собой ось установленную в отверстии на торце сателлита 3 со смещением относительно оси вращения сателлита 3 и с возможностью перемещения в цилиндрическом отверстии корпуса 1.
И меетс я допол н ител ьна я ось, установленная в дополнительном отверстии на торце сателлита, со смещением относительно оси вращения сателлита 3 и возможностью перемегцения в цилиндрическом отверстии корпуса 1. Сателлит 3 с возможностью вращения установлен на плавающем водиле. В варианте выполнения сателлит 3 с возможностью вращения установлен на плавающей крестов ине.
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства работает следующим образом.
При движении транспортного средства по дороге, когда коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой одинаковые, крутящий момент трансмиссии передается через корпус 1, фиг. 1, усеченный тор 6 — промежуточный элемент — шарик 4 и дополнительный промежуточный элемент — дополнительный шарик 7, сферическую лунку 5 и дон ол нител ьну ю сферическую лунку 8 на сателлит 3 и далее через полуосевые шестерни 2 на полуоси и ведущие колеса. При этом шарик 4 и дополнительный шарик 7 расположены в плоскости вращения полуосевых шестерен 2, совмещенных с геометрической осью сателлита 3, которая одновременно является и осью равновесия.
Крутящий момент трансмиссии приложен в одноЙ плоскости — плоскости вращения полуосевых шестерен, совмещенной с геометрической осью сателлита 3 и осью его равновесия..
Силы и моменты, приложенные к сателлиту 3, в плоскости el o вращения, находятся в равновесии и направлены в разные стороны, т.е. — М, = М,. Дифференциал работает как жесткая система. Транспортное средство совершает движение.
При изменении коэффициентов сцепления ведущих колес с дорогой, когда fI W 4, нарушается равновесие сил Р = PI,, действующих в полуосях зацепления зубьев полуосевых шестерен 2 и сателлитов 3. Это приводит к изменению величин моментов, действующих в плоскости вращения сателлита
3, т.е. — М" = М . Происходит поворот сателлита 3.
1595702
При вращении сателлита 3 перемещаются в усеченном торе 6 шарик 4 и дополнительный шарик 7, которые меняют свое положение относительно полуосевых шестерен 2, приближаясь к ним. При этом изменяется кинематика взаимодействия корпуса 1 с сателлитом 3.
Крутящий момент трансмиссии передается от корпуса 1 к сателлиту 3 через две точки контакта шарика 4 и дополнительного шарика 7, равноудаленных от геометрической оси сателлита 3. Осью равновесия сателлита
3 становится плоскость, величина которой ограничена проекцией точек контакта шарика 4 и дополнительного шарика 7 с корпусом
1 на плоскость, совмещенную с геометрической осью сателлита 3 и осью вращения полуосевых шестерен 2.
Величина этой плоскости и положение точек контакта шарика 4 и дополнительного шарика 7 с корпусом 1 изменяется с изменением величин коэффициентов сцепления колес с дорогой, т.е. постоянно изменяется кинематика взаимодействия сателлита 3 с корпусом 1.
Изменение положения контакта шарика
4 и дополнительного шарика 7 с корпусом приводит к изменению величин составляющих моментов величин плеч Li и L, между точками приложения сил Р» и Р к сателлиту
3, которыми являются полюса зубчатого зацепления сателлита 3 — полуосевые шестерни 2 и осью равновесия сателлита 3, которыми являются точки контакта шарика 4 и дополнительного шарика 7.
Изменение величин плеч L и Lq приводит к уравновешиванию моментов — М," и М в плоскости вращения сателлита 3. .При перераспределении составляющих моментов — М", и М, ось равновесия сателлита 3 является точка контакта шарика 4 или дополнительного шарика 7, расположенного со стороны полуосевой шестерни 2, свя6 занной с ведущим колесом, имеющим больший коэффициент сцепления с дорогой.
П ри достижении равенства моментов — М и М, поворот сателлита 3 прекращает5 ся. Дифференциал работает как жесткая система. Пробуксовка колес не происходит.
Транспортное средство совершает прямолинейное движение. При изменении условий сцепления ведущих колес транспортного средства с дорогой эти циклы повторяются.
При поворотах или наезде на препятствие происходит дифференциал ьное действ ие механизма. Сателлиты 3 и полуосевые шестерни 2 совершают относительное вращение.
Аналогичным образом работают и другие
15 варианты дифференциалов, описанных выше.
Формула изобретения
1. Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства по авт.св. № 1495151, 20 отличающийся тем, что, с целью повышения надежности дифференциала путем изменения в работе кинематики взаимодействия сателлита с корпусом, он снабжен дополнител ьн ым промежуточным элементом, к и25 нематически связанный с сателлитом и корпусом и установленным со смещением относительно оси вращения сателлита.
2. Дифференциал транспортного средства по п.l, отличающийся тем, что один конец дополнит ел ьного п ром ежуточ ного эл еЗО мента установлен в дополнительном отверстии торца сателлита, а другой конец расположен с возможностью перемещения в кольцевом углублении корпуса дифференциала, выполненного со стороны торца сатылита сосна его оси вращения.
35 3. Дифференциал транспортного средства по п.l, отличающийся тем, что дополнитезьный промежуточный элемент установлен в дополнительном отверстии торца сателлита симметрично промежуточному элементу и в ыпол нен на одном диаметре, соосном кол ь40 цевому корпуса дифференциала.
1595702 (Дц ф
ВНИИПИ Государственного комитета llo изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, lOl
Редактор М. Товтин
Заказ 2879
Составитель С. Белоусько
Техред A. Кравчук Корректор О. Кравцова
Тираж 420 Подписное