Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к межколесным самоблокирующимся дифференциалам. Целью изобретения является упрощение конструкции дифференциала и повышение его надежности. Самоблокирующийся дифференциал содержит установленные в корпусе 1 полуосевые шестерни 2, введенные в зацепление с сателлитами 3, свободно установленными со смещением относительно геометрической оси сателлита на водиле 5. Концы водила 5 размещены в отверстиях дополнительных цилиндрических водил 6, каждое из которых имеет в торце сквозное отверстие. Продольная ось этого отверстия смещена относительно продольной оси дополнительного цилиндрического водила 6. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
СО1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1614951 А 1 (51)5 В 60 К 17 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4498193/25-11 (22) 25.10.88 (46) 23.12.90. Бюл. № 47 (75) С. Т. Снегарь, А. П., Шелудько и С. В. Ракша (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 975466, кл. В 60 К 17/20, 1984. (54) САМОБЛОКИРУЮЩИЯСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к межколесным самоблокирующимся дифференциалам. Цель
2 изобретения — упрощение конструкции дифференциала и повышение его надежности.
Самоблокирующийся дифференциал содержит установленные в корпусе 1 полуосевые шестерни 2, введенные в зацепление с сателлитами 3, свободно установленными со смещением относительно геометрической ос и сателлита на водиле 5. Концы водила 5 размещены в отверстиях дополнительных цилиндрических водил 6, каждое из которых имеет в торце сквозное отверстие. Продольная ось этого отверстия смещена относительно продольной оси дополнительного цилиндрического водила 6. 4 з. п. ф-лы, 5 ил.
3! 6(49)!
Изобретение относи (ся к I" рапспорт!!.;1м средствам, в частности к межколесным само блокирующимся диффер пциалям.
Цель изобретения --- упро!це1!Не ко; струкции и повышение Iidдежнос! и.
Н3 фиг, показан с амоблс киру >оп(иH« >I дифференциал, г>опер(чпое pHptlие: lld фиг. 2 -,zorin.ifrHTP.!»нос:!H,>ИH 1p>, H (ко(. водило; па фиг. 3 - сателли1, об!ций ВН;1; на фиг. 4 -- самоблокирую(;яйся 7ифференциал в поперечном сечении, варна!:1 вь,— полнения; на фиг. 5 — дополfIH7ельное но,(и-! Ло с цилиндрическим отверстием.
Самоблокирующийся,дифференциал, р ill . спортпого средства содержит корпус 1, у ! тановленныс В нем соосно !К>.lóосевые ii:åñ. терни 2, введенные в зацепление с с:гелли тами 3, установленными свобод!ю со с,)е!це нием относительно ГЕомстгп> IE! кОй о" » са, телли ra 3 при помон;и сфсричес!<ой Втуглки 4 н3 водиле 5, установлсllHoм концами В кор пусе !.
Имеется два дополнительных пили>!Дри, ческих водила 6, КОтОр. и. уc7 3!703.!CHI! В .Н)ух
; соосных отверстиях 7 13 корпус(!. В то ) l! ! ! каждого дополнительного Во.ц>.71! 6 и:I!". Ся !
: ;сквозное отверстие 8. Продольн;>я ось .;;,:>poro смещена на велич.tli>, (: «и>осигсл!Ип>, IlPO)1O fl hflOH OCH ДОПОЛНИТ(ЛЬПО!.О If ft. ИП 7PI< ческогo водила 6. Величина э!ог<) смсщ(.-я, Выпо;vlcild pdBIIOH Bp. 1ичине смсl!1cния <>т Верстия торца сат«лс!и.гс> 3, В к<и ор(п:
: !квлеllo воз(ило 5.
Б cKBO:lf ov o rüñ !)«(!lit 8 1;.;! E . H! !!, > «(!>«в
p!I ч<.скос ), c, >ублени((1 13 K!: f op(см 11(.,I(! l::I:
Втулка !О. 1!аружная !и;гс .,;:;.:; . г>: 1!тс,!":и I „:
Выполнена с(!» pHчес !<Ок, с<>0 !!c !,""!, 10! < :i сферической поверх>гс>сги ..7>лс(,.,1, HHH перстня 8 до!юли»тель!и)!!) !ц;i; ричес к<)! (Водила 6, и НЯхо, ц<тсп (f!E и !< il Я! с(. ь «ив ка 10 имеет сквозп(» цеьг(р>»! !>Е отв«1;с.г>!«, : в котором с возмож!и»:гью .«(ьп>10 пег(м, ЩЕНИЯ ПОМС II!C! I Knil! BOДИЛ-I,„. Hoitf. . > ! выполнено рязмс ром, l)0, I!. ° Пп :I !)я )м«р l рп«. СТОЯНИЯ МЕЖДУ t!BP) iftNIH диаметралыю расположенных В кори: сc
ДОПОЛПHTP;IhHI, ЦИЛИ.1ДРИЧЕСК. . l!0! И.. 1;.
При помощH нгулок 10 IH,;v:.I(), )i ««lкст «;>
Вершять угловое II(рс,Ipvfp!>Ис OTI!!>c:i с .»п ) дополнительных цили дри;с !<Их во,>ил 6.
Между дополпительны t цпл!i, fpr !ескi::. водилом 6 и водилом 5 и!!естся уиру> ий элсмент, в час7ности f"арельчяl ан пруж!<Ня : .
Тарел!И(ата я Ilp>>)Kit II c! . 1 v(T 31IO э. и. и с> 1 и pэТОЧ Кс, Bhl I!0;1 if«!! Iln H на Kol! I rl> В<).(И. опирается своим торим !J op! и в-. улки 1.
В варианте fihfvoлн«пия упру, пи ., с> пс-. т представляет «ос)ой i ff«f,tпдрп 1«(к, in В»п— товую пружи, идиli горе>I, к<>T )рой ки:иматически связан с Kolföo)f B<) и,. я l) fl рой торец о!1ирастся па lf3p) н! к> !02!<с>!<уK) поверхность дополнит:- lhlini (и, Ill!. .;;) и:l(ского водила 6.
В друго vl Вариант< выгп)л> <" ия (и(!)(!)<:ренциала (фиг. 4) В о!верстии 12 кс>пfi;!» :
Bhi1к.7не !о сферическое углубление 13, в ког(!>И>м помешено дополнительное цилиндри-<ес: ос водило 14, боковая поверхность коTopol B>wlIo.7fIpH3 сфери >ескОЙ, соотВетствует профилю сфериче< кого углубления 13
«гBPDCTI!H 12 KE)p17)C3 I H
ft KOIiT3K7 е. (. lмоблокирующийся Дифференциал транс1юртпогn средства работает следующим
<, up(! 3!). t.
При движе,H» по дороге, когда коэфф:циенты сцепл<-ния колес с дорогой одинаковы, т. е. f!-=,>>, крутящий момент транс >ис(ии передастся черсз корпус 1, дополняEP 7hi;o цилиндрич<"скос водяло 6, втулку 10 5 водило 5, далее:.ерез втулку 4 на сателлит 3, по,!уосевые шестерни 2 и далее через полуОси на ведущие колеса транспортного сред« . B3.
i!родоп!И>ая ось отверстий 8 дополнительных !1илиндрических водил 6 и продоль J пая nch водила 5 расположены в плоскости
Вращения (и: >уосевых шестерен 2, совмещенной с центром дифференциала О. При этом (>гв;.рстия 8 двух диаметрально расположен.ПЫХ Д(>ПОЛПИТСЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ВОДИЛ ) p3Eположены по обе стороны !.еометриче«K:)If ocи сателлитов 3, 3 водило 5 рас;юло;к(ч!о г>.)д углом 2 к (еометрическои оси
37! I .,;, я >. 1)3, С I он ни(»;е)K 1у 0 I Верст ия
; и .Х и;tf«:.";i;i,ibi; p, г; рельчатые прхжины l, х< гы к «<..:,131 сатслли!с 3 через, io<> .п>лиит«л. !и» циииндри<е кое Во 1f ;Io 6 осев»е .,(:лис (,><лы и моменты н3 < ятеллите 3 .!;хо,::":. я н равповеси:.. Транспортнос сред. !и:. Ои рп>яет 1" ям<>ли !PHHop ц>ижение. !
1р)-; из)<сп; пии условий сцеплсния колес хор< "<>и K()г,"я 0:!и !.(. p3BI!ыс., напр имс р .:f;- >; и!3 I !. ВС IH I H!!3 <. H 1 ld МОМЕНТОВ, !
«сйст> K)IIIHx в, лоскости Вращения сател-и7 и 3. (.ателлит 3 под действием большего ,».м<"!ггп пы! «åòc 1 соверп;ить вращение GT:IoñH-,сльн0 полу(севh!x шестерен 2 При неl!3 Н! «льной разности в значении коэффи 1исi>; ов (! <ВГ. 1ени Я Kn7Bc c,. (OP()ÃÎÉ f I и 12 с атс.>л ит ., чс. может сОВер(11ить Вра щения.
3t.0ri;у: ре ц) (сTB)»BT осевое -си 7ие, прилож«1:1ос к сателлиту 3, от дсйств; я тарсль, 3 т ьих i, *:p y )1,; и н
ТряпсilopTlloе срсдство совершает прямоля>ейное движение
При дальней.пем изменении условий сt,pï < IHff колес с дорогой, когда разность
)<сж.1> коэффициентами сце !.7BI:èH колес
;goP(: f Ои ВОЯРЯста(. т, У В(: 7HH!IB3«тсн и деЙ(и Bit« х><л "1..;1 в и !o! кости вра >CHfiR сателл и я,";. ко 0 и., прсо,клевая осевое усилие, позор(IHBH(T сят< ллит 3 (>тносгггельно полу«И BBых >ест;реп 2. Вмесгс с с л ллигом 3 ! lo:,":.р i и Bc! t òc F. ВОдилО о, и В ОтВерстии 7 к»рпуся 1:10ворячиваются дополнительные
< .;. . Индр;-. -;еские водила 6. Расс-оя ие:.ежду
oTBppcт; ями 8 дв "х доп0.7ните1ьных цилинд... -с: кнх Водил уменьшаетс:1. Под усилием, прель :- 7: v< пружин 11 водило 5 переме1о1495!
Фар.чула изой ретенггя
2О г г
40 щается в осевом направлении относительно дополнительных цилиндрических водил 6.
Действие усилия Q на сателлит 3 от усилия тарельчатых пружин 11 уменьшается.
Вращение сателлита 3, дополнительного цилиндрического водила 6 и водила 5 прекращается при уравновешивании моментов, действующих в плоскости вращения сателлита 3, вследствие изменения положения водила 5 относительно полуосевых шестерен 2.
Пробуксовки колес не происходит. Транспортное средство совершает прямолинейное движение.
При изменении условий сцепления колес с дорогой, когда коэффициенты сцепления уравновешиваются, т. е. f>=f, изменение моментов и сил, действующих в плоскости вращения сателлита 3, приводит к его повороту. Вместе с сателлитом 3 поворачивается водило 5 и два дополнительных цилиндрических водила 6, которые вращаются в отверстиях 7 корпуса 1. Водило 5 перемещается в среднее положение между полуосевыми шестернями 2. Расстояние между отверстиями 8 двух дополнительных цилиндрических водил 6 увеличивается. Водило 5 перемещается в осевом направлении относительно дополнительных цилиндрических водил 6.
Тарельчатые пружины 11 сжимаются, создавая усилие, которое через дополнительные цилиндрические водила 6 действует на сателлит 3.
При уравновешивании сил и моментов в сателлите 3 вращение его прекращается.
Транспортное средство совершает прямолинейное движение. С изменением условий сцепления колес с дорогой циклы повторяются.
При поворотах и наезде на препятствие совершается дифференциальное действие механизма. Сателлиты 3 и полуосевые шестерни 2 совершают относительное вращение.
1. Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий установленные в корпусе полуосевые шестерни, введенные в зацепление с сателлитами, свободно устаногленными со смещением относительно геометрической оси сателлит" на водиле, концы которого размещены в отверстиях корпуса, отличающийся тем. что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, он снабжен двумя дополнительными цилиндрическими водилами, установленíhl и в корпусе соосно, каж 10( из которых имеет в горце сквозное отверстие, ось которого смещена относительно оси 10полнительного цилиндрического водил;l, води lо установлено шарнирно в отверстиях дополнительных водил с возможностью осевого перемещения, а упругий элемент уc"ràновлен межд торцом дополнительного цилиндрического водила и упором, выполненным на конгс водила.
2. Дифференциал гlо и. 1, отличающийся тем, что в качестве упругого элемента использована тарельчатая пружина.
3. Дифференциал по п. 1, отличающийся тем, что в качестве упругого элемента использована винтовая пружина.
4. Дифференциал по п. 1, отличающийся тем, что в сквозном отверстии каждого дополнительного цилиндрического водила выполнено сферическое углубление, в котором установлена втулка с профилем, соответс1-вующим профилю сферического углубления дополнительного цилиндрического водила, а водило установлено с возможностью перемещения в сквозных отверстиях, выполненных в каждой втулке.
5. Дифференциал по п. 1, orëè÷àþùèèñÿ тем, что дополнительное водило выполнено со сферической боковой поверхностью и установлено в отверстии корпуса, имеющем профиль, соответствующий профилю дополнительного водила.
)6I495l
Составитель С. Бело) сько
Реда к тор В. Да н ко Техред А. Кравиук Коррекгор H. Ревслая
Заказ 3950 Тираж 420 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретения» и открытиям при ГК11Т СС(Р
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35. Рау инская наб., д. 4, 5
Производственно-издательский комбинат «Г1атсгп». г. Уч îðîë, vë. ага рина. 10!