Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к механизмам привода двухскоростных валов отбора мощности тракторов. Цель изобретения - снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2 корпуса 3 транс

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5П В 60 К 17/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 ",) 4646972/11 (22) 06.02.89 (46) 23.01.91. Бюл. ¹ 3 (75) С.А. Беганский и Н.M. Чаплыгин (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 861120, кл. В 60 К 17/28, 1979. (54) МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО

ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ

ТРАКТОРА

„, Ы,, 1622182 А1 (57) Изобретение относится к механизмам привода двухскоростных валов отбора мощности тракторов. Цель изобретения — снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2 корпуса 3 транс1622182 миссии трактора ; .. В корпусе 1 установлены шестерни 4 и 5, кинематически связанные между собой и с приводным валом 11 и оснащенные внутренними шлицами разного профиля 6 и 7, посредством которых шестерни, в зависимости от необходимого числа оборотов, соединяются с одним из

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к двухскоростным механизмам валов отбора мощности, наи ример, сел ьскохозя йственн ых тракторов.

Целью изобретения является снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота.

На фиг.1 показан механизм двухскоростного привода вала отбора мощности (B0M) со стороны хвостовика, общий вид; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.3 — разрез

Б — Б на фиг.1 при наладке на 1-й скоростной режим (скорость вращения хвостовика

540 об/мин); на фиг.4 — то же, но при наладке на 2-й скоростной режим (скорость вращения хвостовика 1000 об/мин); на фиг.5 — разрез В-В на фиг,З.

Механизм содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2, выполненной в корпусе трансмиссии 3, причем центр тяжести механизма двухскоростного привода ВОМ, собранного в корпусе 1, размещен в пределах длины вышеупомянутой расточки 2. В корпусе 1 на подшипниковых опорах размещены шестерни 4 и 5. Середина межцентрового расстояния шестерен 4 и

: 5 совмещена с профильной осью О-О круговой направляющей расточки 2. Ступицы weстерен 4 и 5 снабжены внутренними шлицами разного профиля 6 и 7, посредством которых шестерни 4 и 5 соединяются, в зависимости от необходимого числа оборотов, с одним из двух концов переставного комбинированного хвостовика 8, выполненных также со шлицами разного профиля, соответствующими профилям шлицов ступиц шестерен 4 и 5. Внутренние торцы ступиц шестерен 4 и 5 оснащены шлицами одинакового профиля 9, с помощью которых посредством зубчатой муфты 10 шестерни .поочередно соединяются с приводным валом 11. Переставной комбинированный хвостовик 8 посредством выполненного на нем упорного пояска 12 и резьбовой втулки 13, оснащенной пазами 14, закреплен в ступидвух концов переставного хвостовика 8, снабженных ответными шлицами. Новым в механизме является то, что фланец 25 корпуса 1 оснащен зубчатым венцом 26, сопрягаемым с шестерней 27, установленной на прижимном устройстве 28, выполненном в виде кольца. 5 ил. це шестерни 4 (фиг,З) или шестерни 5 (фиг.4).

Корпус 1 состоит из наружной 15 и внут.ренней 16 стенок, в которых размещены подшипниковые опоры шестерен 4 и 5.

5 Наружная 15 и внутренняя 16 ст ..нки снабжены посадочными поверхностями 17 и 18, сопрягающимися с посадочными поверхностями круговой направляющей расточки 2. Стенки 15 и 16 связаны друг. с

10 другом перемычками 19 и 20, между которыми являются промежутки, расположенные против полюса 21 зацепления шестерен 4 и

5 и отверстий 22 и 23 для струйной системы смазки, выполненных в боковых стенках

15 корпуса трансмиссии 3, Для снижения материалсемкости конструкции механизма привода BOM внутренняя стенка 16 корпуса 1 выполнена с вырезами в виде сегментов 24.

20 На наружной стенке 15 корпуса 1 имеется фланец 25, оснащенный зубчатым венцом 26, с которым сопрягается шестерня 27, установленная на прижимном устройстве

28. выполненным в виде кольца.

25 С целью фиксации в рабочем положении корпуса 1 относительно корпуса трансмиссии.3 фланец 25 прижат к корпусу трансмиссии посредством прижимного устройства 28 и болтов 29.Прижимное устрой30,ство может быть выполнено любой другой формы, в частности в виде отдельных сегментов, крепящихся болтами к корпусу трансмиссии 3.

Для осуществления переналадки BOM c

35 одного скоростного режима на другой путем поворота корпуса 1 механизма в расточке 2 корпуса трансмиссии 3 посредством вращения шестерни 27 наружный -конец 30 вала вышеупомянутой шестерни оснащен квад40 ратом 31 под ключ. На прижимном устройстве-кольце 28 посредством болтов 32 закреплен кронштейн 33 с защитным кожухом 34 хвостовика 8, Для обеспечения возможности перена45 ладки BOM с одного скоростного режима на другой, в случае выхода из строя зубчатого венца 26 или сопрягаемой с ним шестерни

27, на внешней поверхности наружной

1622182 стенки 15 корпуса 1 выполнены бонки 35 с отверстиями.

Для удобства переналадки на прижимном кольце 28 и внешней поверхности наружной стенки 15 корпуса 1 нанесены риски 36.

Для предохранения шлицев 6 и 7ступиц .. шестерен 4 и 5 от попадания грязи стаканы

37 и 38.поочередно, в зависимости от наладки ВОМ на определенное число оборотов, закрыты крышкой 39.

Предлагаемый механизм двухскоростного-привода вала отбора мощности трактора работает следующим образом.

При работе вала отбора мощности на первом скоростном режиме (обороты хвостовика равны 540 об/мин), как показано на фиг.3, мощность двигателя трактора от приводного вала 11 через зубчатую муфту 10, шестерни 4 и 5 передается переставному комбинированному хвостовику 8 и далее .приводимому в действие механизму или машине.;.

При необходимости переналадки вала отбора мощности на второй скоростной режим. (обороты хвостовика равны 1000 об/мин) проводят следующие операции.

Зубчатую муфту 10 выводят из зацепления со шлицами 9 шестерни 5. Используя пазы 14, выворачивают резьбовую втулку 13 из ступицы шестерни 4, вынимают из нее хвостовик и снимают крышку 39 со стакана

37. Затем, отпустив болты 29 до обрзования минимально необходимого зазора между прижимным устройством-кольцом 28 и фланцем 25 корпуса 1, вращают с помощью ключа шестерню 27, используя для этой цели квадрат 31 наружного конца 30 вала упомянутой шестерни. При этом зубья шестерни 27, взаимодействуя с зубчатым венцом 26 фланца 25 корпуса 1, поворачивают последний в расточке 2 вокруг оси

Π— О. Повернув корпус 1 на 180 до совпадения рисок 36, нанесенных на прижимном устройстве-кольце 28 и внешней поверхности стенки 15, зубчатую муфту 10 вводят в

50 зацепление со шлицами 9 шестерни 4, тем самым обеспечивая необходимую кинематическую связь механизма с приводным валом. При этом шестерня 4 занимает относительно приводного вала 11 положе55 ние шестерни 5, как показано на фиг.4.

Вышеупомянутый поворот, в случае выхода из строя шестерни 27, можно осуществить, используя бонки 35 с отверстиями, в которые для осуществления поворота может быть вставлен любой имеющийся под руками инструмент или стержень.

Повернув хвостовик 8 на 180, вставляют его в ступицу шестерни 5 и фиксируют в ней посредством резьбовой втулки 13. За тем закрыв крышкой 39 стакан 38 фиксируют корпус 1 в новом положении (фиг.4) посредством прижимного устройства-кольца 28 и болтов 29.

Формула изобретения

Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора, содержащий прикрепленный к корпусу трансмиссии посредством фланца и расположенный в его кольцевой расточке корпус механизма, выполненный поворотным относительно его, установленные в корпусе кинематически связанные между собой и с приводным валом две шестерни, снабженные внутренними шлицами разного профиля, переставной комбинированный хвостовик вала отбора мощности с ответными шлицами на концах, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота, фланец корпуса механизма снабжен зубчатым венцом, а корпус трансмиссии снабжен шестерней для ее взаимодействия с указанным зубчатым венцом, и прижимным устройством, выполненным в виде кольца, связанного с корпусом трансмиссии.

1622182

1622182

1622182

Составитель В, Яковлев

Техред МЩоргентал Корректор Т. Малец

Редактор В; бугренкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 Заказ 78 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5