Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения. Трансмиссия включает сцепление 2, ходоуменьшитель 3, Г который связан через коробку 4 передач и раздаточный редуктор 5 с ведущими мостами 6 и 7. Промежуточные валы ходоуменьшителя 3 соединены с регулируемым гидронасосом 17 и гидромотором 18. Система управления гидронасосом 17 включает рычаг 31, соединенный с переключателем 30, одна пара контактов которого соединена с источником 32 питания, а две другие - с соленоидами 12, 28 и 29. Шток соленоида 12 соединен кинематически с двуплечим рычагом 10, который связан с зубчатыми муфтами . Два других соленоида 28 и 29 связаны с одной стороны с упорами 26 и 27, имеющими возможность взаимодействия с педалью 23 акселератора, с другой стороны - сдвуплечим рычагом 25, кинематически связанным с органом управления гидронасосом 17. 1 ил. to с о ю и чэ VI 20
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
27 ——
1 (21) 4398363/11 (22) 29.03,88 (46) 15.02.91, Бюл, М 6 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению (72) В.К.Забегалин, А.Я.Ищенко, Г.С.Мамедов и P.Ä.Àñêåðîâ (53) 629.113 (088.8) (56) Патент ФРГ N. 937508, 1956. (54) ТРАНСМИССИЯ ШАССИ ДЛЯ РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения. Трансмиссия включает сцепление 2, ходоуменьшитель 3, <л> Я2 < о 1627427 А1 который связан через коробку 4 передач и раздаточный редуктор 5 с ведущими мостами 6 и 7, Промежуточные валы ходоуменьшителя 3 соединены с регулируемым гидронасосом 17 и гидромотором 18. Система управления гидронасосом 17 включает рычаг 31, соединенный с переключателем
30, одна пара контактов которого соединена с источником 32 питания, а две другие — с соленоидами 12, 28 и 29. Шток соленоида 12 соединен кинематически с двуплечим рычагом 10, который связан с зубчатыми муфтами, Два других соленоида 28 и 29 связаны с одной стороны с упорами 26 и 27, имеющими возможность взаимодействия с педалью 23 акселератора, с другой стороны— с двуплечим рычагом 25, кинематически связанным с органом управления гидронасосом 17. 1 ил.
1627427
30
50 ля (не показан).
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям шасси для ремонта и содержания дорог.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения.
На чертеже представлена принципиальная кинематическая схема трансмиссии.
Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог приводится от двигателя 1 и содержит последовательно соединенные сцепления 2, отключаемый ходоуменьшитель
3, коробку 4 передач, раздаточный редуктор
5, передний 6 и задний 7 мосты. Ходоуменьшитель 3 представляет собой редуктор, имеющий входной 8 и выходной 9 валы, которые при включенном положении ходоуменьшителя 3 разъединены между собой.
Включенному положению ходоуменьшителя 3 соответствует положение двуплечего рыча га 10 (п редставлен ного на чертеже).
Двуплечий рычаг 10 включения ходоуменьшителя 3 нодпружинан упругим элементом
11 и киHñèë тически связан с электромагнитным приплодом 12. Двуплечий рычаг 10 связан также с водилами 13 и 14, которые служат для управления зубчатыми муфтами
15 и 16, соединяющими или разъединяющими соответствующие зубчатые колеса ходо уменьшителя 3. Последний представляет собой редуктор, входной и выходной валы 8 и 9 которого посредством переключения зубчатых муфт 15 и 16 могут быть соединены между собой либо непосредственно, либо через гидрообъемный привод, состоящий из реверсивного регулируемого гидронасоса
17 и нерегулируемого гидромотора 18, связанных между собой посредством трубопроводов (не показаны). Реверсивный регулируемый гидронасос 17 имеет рычаг 19 уг равления, который имеет нейтральное положение 0-0. Перемещение рычага 19 управления относительно нейтрального положения в направлении В соответствует движению шасси вперед, а в направлении
Н вЂ” назад. Конец рычага 19 шарнирно соединен с тягой 20, которая связывает его с механизмом 21 преобразования реверсивного движения рычага 19 относительно нейтрального положения О-О (однонаправленное движение тяги 22, передающей управляющее воздействие от педали 23 акселератора), Тяга 22 одновременно связана с органом изменения топливоподачи в двигатель 1 и пластиной 24 механизма 21, который содержит также двуплечий рычаг
25, подпружиненные поворотные упоры 26 и 27, связанные соответственно с электромагнитными приводами 28 и 29 их поворота, которые установлены на двуплечем рычаге
26. Обмотки электромагнитных приводов 28 и 29 соединены с переключателем 30, который управляется рычагом 31, имеющим три фиксированных положения: В, О, Н, Питание электромагнитных приводов 12, 28 и 29 осуществляется от системы бортового питания шасси 32, Способ управления трансмиссией шасси для ремонта и содержания дорог осуществляется следующим образом.
При необходимости движения шасси с малой рабочей скоростью включается ходоуменьшитель 3. Для этого предварительно, как и в обычно л автомобиле, выжимают сцепление 2 и включают одну из передач коробки 4, послс чего в зависимости от требуемого направления движения шасси переводят рычаг 31 из нейтрального положения в положение В (вперед) или Н (назад), При переводе рычага 31 в положение В или Н подается напряжение на алектромагнигный привод 12 и на один иэ электрома.нитных приводов 28, 29 (на чертеже рь;чаг 31 изображен в положении В, соответствующем движению вперед, при котором включен электромагнитный привод
28). При этîM электромагнит: ый привод 12 переводит двуплечий рычаг 10 в положение, соответствующее включенному остоянию ходоуменьшителя 3, при котором крутящий момен1 с входного вала 6 передается на реверсивный регулируе лый гидронасос 17, котсрый подает рабочую жидкость по трубопроводам (не показаны) нерегулируемому гидромотору 18, приводящему во вращение вал 9, соединенный с коробкой 4 передач.
Поскольку одновременно напряжение подается гакже на электромагнитный привод, напримео 28, сердечник этого привода втягивается и переводит поворотный упор 26 в вертикальное положение по отношению к двуплечему рычагу 25. Б этом положении поворотного упора 26 обеспечивается возможность его взаимодействия с пластиной 24.
При отсутствии управляющего воздействия на педаль 23 ак eneparopa положение органа изменения то-1ливоподачи соответствует устойчивым оборотам холостого хода, а положение рччага 19 управления гидронасосом 17 соответствует его нейтрали 0-0, т.е. нулевой подаче рабо-.ьй жидкости в гидромотор 18. При этом рычаг 19 автоматически устанавливается в нейтральное положение под действием встроенного в гидронасос 17 штатного нуль-установите1627427
Таким образом, при отсутствии управляющего воздействия на педаль 23 акселератора двигатель 1 работает на холостом ходу,-а шасси не движется, так как в гидромотор 18 не поступает рабочая жидкость от гидронасоса 17. В то же время трансмиссия шасси подготовлена к движению только вперед, так как при нажатии педали 23 происходит перемещение тяги 22 вправо и пластина 24 начинает воздействовать через упор 26 на двуплечий рычаг 25, поворачивая последний по часовой стрелке, Поворачиваясь, рычаг 25 увлек. т за собой тягу 20, которая воздействует на рычаг 19 управгения гидронасосом. При этом одновременно с увеличением топливоподачи происходит также увеличение подачи рабочей жидкости в гидромотор 18, который через соответствующие шестерни приводит во вращение выходной вал 9, передавая крутящий момент в коробку 4 передач и цалее на колесный движитель шасси, которое . ачинает движение вперед. Скорос7ь движения шасси в этом случае определяется 1олько положением педали 23 акселератора, а изменение направления движения осуществляется путем воздействия на рулевое колесо. При отпускании педали 23 акселератора она возвран ается в исходное состояние, при котором рычаг 19 также возвращается в нейтральное положение О-О, а топливоподача устанавливается соответствующей устойчивым оборотам холостого хода двигателя 1, шасси останавливается, Таким образом, при движении вперед (или назад) с малой рабочей скоростью водитель осуществляет управление движением в полном объеме только воздействием на рулевое колесо и одну педаль 23 акселератора. Это имеет особенно важное значение при выполнении сложных технологических процессов по ремонту и содержанию дорог, за которыми должен наблюдать водитель и осуществлять большое количество регулирующих воздействий, а освобождение одной руки и ноги водителя от управления трансмиссией позволяет осуществлять ими управляющие воздействия по управлению рабочими органами.
В том случае, когда возникает необхо- 5 димость движения назад, достаточно только перевести рычаг 31 в положение Н. При этом электромагнитный привод 28 обесточивается, а напряжение подается на электромагнитный привод 29, который переводит 5 упор 27 в вертикальное положение по отношению к двуплечему рычагу 25. а упор 26 под действием его пружины примыкается к двуплечему рычагу 25. Таким образом, при перемещении педали 23 управляющее воздействие от нее через тягу 22 передается на упор 27, поворачивая дв,плечий рычаг 25 против часовой стрелки и, соответственно, рычаг 19 в направлении Н (назад).
5 Как следует из приведенного описания способа управления, благодаря наличию механизма 21 преобразования реверсивного движения рычага 19 в однонаправленное движение тяги 22 при одном и том же ноз10 действии на педаль 23 обеспечивается раз нона правленное в зависимости 07 выбранного направления движения движение рычага 19.
Для перевода шасси на режим движе15 ния с большой рабочей скоростью достаточно перевести рычаг 31 в нейтральное положение О. В этом случае обесточиваются электромагнитный привод 12 и один из приводов 28 или 29. Оба упора 26 и 27 оказыва20 ются в прим«нутом по отношению к двуплечему рычагу 25 состоянии. Поскольку расстояние между пластиной 24 в нейтральном положении педали 23 и упорами 26 и 27 в их примкнутом состоянии равно (или пре25 вышает) полному ходу тяги 22, кинематическая связь при любом положении педали 23 между ней н рычагом 19 разрывается, При выклю енном положенип ходоуменьшителя входной 8 и вь ходной 9 нглы ходоуменbLLlH
30 теля непосредственно соединяются друг,с другом через жестко снязаннь е с ними шестерни, которые замыкаются между собой зубчатой муфтой 15. Одновременно с этим происходит откг ючение зубчатой муфтой 15
35 кинематической связи реверсивного регулируемого гидронасоса 17 с входным налом
8. Управление шасси осуществляется обычным для всех автомобилей способом.
Формула изобретения
40 Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог, имеющего двигатель, управляемый падалью акселератора, содержащая кинематически соединенный с двигателем через сцепление ходоуменьши45 тель, имеющий входной, выходной и промежуточные валы, зубчатые муфты, при этом выходной вал ходоуменьшителя соединен с входным валом коробки передач, выходной вал которой через раздаточный редуктор со0 единен с ведущими мостами, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения, она снабжена гидро5 объемной передачей, включающей в себя регулируемый гидронасос и гидромотор, системой управления гидрообъемной передачей, состоящей из рычага управления, трех соленоидов, переключателя с тремя парами контактов, двух двуплечих рычагов, двух
1627427
Составитель А, Барыков
Редактор М.Петрова Техред М.Моргентал Корректор И.Эрдейи
Заказ 310 Тираж 333 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г: Ужгород, ул.Гагарина, 101 упоров и источника питания, при этом регулируемый гидронасос кинематически связан с одним из промежуточных валов ходоуменьшителя, другой вал которого связан с гидромотором, орган управления регулируемым гидронасосом кинематически связан с одним иэ двуплечих рычагов, на котором расположены два соленоида,штоки которых кинематически связаны с упорами, выполненными с воэможностью взаимодействия с педалью акселератора, при этом шток третьего соленоида кинематически связан с вторым двуплечим рычагом, свя5 занным с зубчатыми муфтами ходоуменьшителя, причем рычаг управления связан с переключателем, одна пара контактов которого связана с источником питания, остальные контакты связаны с соленоидами.