Система включения зубчатых муфт коробки передач с переключением ступеней и диапазонов фрикционными и зубчатыми муфтами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач транспортных средств. Цель изобретения повышение надежности включения зубчатых муфт коробки передач. Коробка передач содержит первичный вал 1, на котором установлены фрикционные муфты, связанные с тормозом-синхронизатором, исполнительный гидроцилиндр 6 которого гидравлически связан с генератором 9 импульсов давления. Генератор 9 посредством гидрораспределителя 13 управления связи с источником давления и сливом. С промежуточным валом 3 связаны ведущие зубчатые полумуфты 17 и 18, а с выходным валом 19-ведомые полумуфты с каретками 20 и 21. Надежное включение зубчатых муфт достигается импульсным включением тормоза-синхронизатора 5 посредством генератора 9, под действием которого вал 3 периодически проворачивается, создавая условия для надежного и быстрого включения зубчатых муфт. 1 ил. W Ј
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„ЯЯ„„1652119 А1 (я)л В 60 К 20/00, F 16 Н 59/44
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ..;.; м-.и
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4699207/11 (22) 31.05.89 (46) 30.05.91. Бюл. М 20 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) B.Ï,Tàðàñèê, Г.Л.Антипенко и С,К.Крутолевич (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Тракторы "Кировец". Техническое описание и инструкция по зксплуатации. — M., В/О "Тракторозкспорт", с. 46-58. (54) СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ .
МУФТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТУПЕНЕЙ И ДИАПАЗОНОВ
ФРИКЦИОННЫМИ И ЗУБЧАТЫМИ МУФТАМИ .(57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач транспортных средств. Цель изобретения —. повышение надежности включения зубчатых муфт коробки передач. Коробка передач содержит первичный вал 1 ° на котором установлены фрикционные муфты, связанные с тормозом-синхронизатором, исполнительный гидроцилиндр 6 которого гидравлически связан с генератором 9 импульсов давления. Генератор 9 посредством гидрораспределителя 13 управления связи с источником давления и сливом, С промежуточным валом 3 связаны ведущие зубчатые полумуфты 17 и 18, а с выходным валом 19- ведомые полумуфты с каретками
20 и 21, Надежное включение зубчатых муфт достигается импульсным включением, тормоза-синхронизатора 5 посредством генератора 9, под действием которого вал 3 периодически проворачивается, создавая условия для надежного и быстрого включения зубчатых муфт. 1 ил.
Изобретение относится к транспортноМУ Ма>ВИНО(! РОЕНИЮ g ЧЭСГНО Т!,! K (!1С- >эмам управления коробками переда тра;c0 0 o THb! > средств, ,1 */lb изабрете)!И51 -- павb!U)BHMp. Надежности включения зубчатых муфт. коробки пе! )8Ä3Ч. ча !арте>((6 изображена гидравллческЭЯ схема системы вкл!ОчBния зубчатых ! и /(pT коробки передач.
Коробка передач (КП) содержит первичный 33JI 1, H3 КОТОро!М уcTAHO(!JIB!-Ibl Ведущ}ле част(л! 2 фри)кЦиа!(ных fg>!(I)T и Бяз! !UIUIF (;; ! промежута (ным Балом 3 ведомые части 4 ! фр(лкционных муфт. С последними связан тоамоз-синхрон(лзатор (ТС) 5 с исполнит г л ь ы(л Ги(lpoц!1)}M!I/) Doe! 6.:GTÎp!!1 Й гидро
}!!iH! !ей,/ СОЕ(11!! IBH С ОРЦОВОЙ ПО/10С ЬЮ
flQPBGIo /)6yxPo3MUM0HHor0 гидаараспРеделителя 8 ге.(ератора 9 Mмпульсов давления !! посредством второго дву .позиционного
Ги!Д()Г}распредBли ГОлл 10 с Гидроли!1!иями 1
I I n M Г) О 0 }оз со 3 е м ь(х Г! ос Р е Вст Б 0 («1 Г и Б о 0
Распределителя 13 Упоэв/16Н!ля с наг)Г}рной гидролинией или со сливам. (Орцовая полость НДpÎp3cl lpeÄBËMòeëß 10 Гидролинией
14 связана с пружинной полостью гидрорасппеделителЯ 8 В ОДн(7м из 6ГО положений
M! c гид(роли нией / — () д!Ругом, Воз/18 боковой повео;(ности Mg(pop3cll pef)oлителЯ 10 ИЗОбражен KBHBJI 15 с /сГэнавлBнным Б HBI/I дросселем 16, ко(орый связан с гидроллниеи 1 1, Кроме того, с промежуточным Балом 3 свЯзаны Бед!ущиезуочатые палумуфты
f7, 1!!8, 3 с выход;!Ым валом 19 -- Ведомые
ЗубЧЭТ,!6 ПОЛуМ!у(!) Гbl C ПОДВИжс!bl!!,II> Kepe I к«а ми 20
Сис Гемэ Вклlачения зубчать!х полу((уфт с;аботаег след!/!о!ци!м образом
Перед BKnlo«BHMBK(зубчатой муфть! в КП уста!!эвливэerc5! нeаи;-рал(, Пеpвичны;; вэл 1
ДО(UKBH Бра!U()Tbc>.",, > тех КГ(, ГД8 HBT лавнОЙ (с}у(Р7Ы СЦЕП/16НИЯ, ЭТО Про!ИСХОДИТ ВСЕГДЭ
ПРИ >с(бота!0(Цем Двигателе. а У ДРУгих Дол>!
i IMR, 10ÃÄý. Врэ(цаясь, веДущиB части 2 фрикЦMOHHb!x му(1)т приводят во вра(цение и ведомые части 4 за счет име!ощихся моментов
НОВО.(10к Б Выкл!О lBHHbIx <))oMKl(ионных мсу(() тах, а значит вращаются и ведущие зубчатые Г)олуму((}ты 1! 7, 18, (."Вязан ныB с пром8>кутачным ВзлОм 3, (KOToj>blfM связаны ведомые части 4 (1)рикци(зниых м(с(1)!, (л(Я Г(кл!Очен!ля зубчатой муч)ты ГИДРОРаспределитель управления переводят из
cocT(oÿHMÿ "Д" !Движен(ле) в состояние "П" (пеpeYJ!UG!IBHMB). Р> ЭTG 4 <: ????????(??> I идролини5" 1 1 сое/>иняется с источником давления а идралиния 12 — co сливом. Жидкость под
",) 0
30 !
40 с15
» ) давлением через идраааспределитель 10 !
lo г((дро/1-11-!}лM 7 поступает в исполнигельи ы Й Г и/(p 0 ц и л M! I I Ä Р 6 !>1 GД } 10 3 р 6 м е и н О В тоа! IOB!/}0 полость Гидро >3Cllpe !Bn(ITB/lff 8, 1! Ормаз-CMUIxpo!H«133Top 5 !с)чинэе) ЗатОрм3 жив3ть Ве((! !««(ble !3(и 4 ГГ}р}лкционных м!/фт, а cneg033TBn(I!o, и ведущие части зубчатых
Г}ал /м /фт f /, 8. Б э ГО Вре v!51 порш6нь ГиД
РОР3спре)16литBля 8 пере(!>}ещэBтся вниз, с>кимае(пружину и соединяет гидролинии 7 и 14, по которым Рабочая жидкосгь постугlает в торцаву!о полость г(лдрораспределителя 10 и на (и! !эет переме(цать Вниз его зал01ник. При Движ6нии Золотника Вниз GH
Открывает К3Н3п 15 M его Торцовая iIOJIÎCTb связывается через др iccen! 16 с напорной
ГиДООЛ}лнией 1 ;, П с)и Дальнсйlшем ДВижении вниз золотник сообщает Гидролинию 7 со сливом. Давление Б исполнительном гидроцилиндре ".. Падае;, С 5 растормаживает зубчатые Г алу(уфть! 17, 18. Б этом время пружи!!3 перемешee) г!озшень г}лдрорэспРеделите/}я 8 Бвер>(и пОка он (}еаемещается свое крайнее r!G JIG>!<6 HMB, та 60KGBGI(па
Верхность!о перекрь!Ба-r гидролинию 14 и золотник rf!/}popacf)pepenMTBJ!5 10 удеожиВается В ни)кнем поло>кении 33 счBТ Гlад питки через i<3íeë 15, При достижении поршнем гидрорэспределителя 8 кра!Йнего
BBpx;lerG положения GH с00бщает Гидралинию 14 со сливом, Давление в торцовой полости гидрораспред.>лителя, 10 падает, поскольку в канале 15 установлен дроссель
16, который HB позволяет поддерживать давление в орцовой r!onocT! на прежнем уг)овне, и золотник гидрорасг!Ределителя 10 начинает перемещаться Вверх. При этом он боковой поверхностью перекрь!вает канал
15 и соединяет гидролинию 7 напорной гидролинией 11. Рабочая ><идкость поступает по гидролиi èM 7 в исполнительный гидроци.!}индр 6 тормоза-синхронлзатора 5, зубчатые полумуфты останавлива, отся, и процесс повторяется. В режим= импульсного проворота зуб IBTblx полумуфт осуществляется соединение огной из !IGJIyf.:yd; с неподвижной ведомой посредством подвижной каретки 20 или 21. При этом зз время одного лмпульса зуб-!атая полумуфта проворачиваBтся Н3 некоторый уГОл, ЗЭВисящиЙ GT маМЕНТЭ !IОВОДС К, Чс!СТОТЫ И!ИПy/lbCOD И Т,Д, При соатве Гству}Оьцем подборе параметров
}лмпульсчого сигнала управ/!ения осуществляется проUecc бесшумного и безударнсго
Включения зубчатых муфт прл л!Обом темпе их вклю !ения.
83вс)РШ!лв П),)UBC» ВКЛ!ОЧ8НИЯ ЗубЧЭТОЙ муфты переводят гидрсраспределитель 13 управления Б исходную Г,озици(О ",/)!", саеди(НЯЯ ГиДПОлинию 11 со сливам, и проЦесс
1652119
Соста вител ь А. Ба ры ко в
Редактор М.Бандура Техред М,Моргентал Корректор М;Максимишинец
Заказ 1739 Тираж 344 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГККТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Га<-арина. 101 импульсного изменения давления на входе
ТС прекращается, При необходимости остановки и удержания транспортного средства от "ползания" гидрораспределитель 13 управления переводят в положение "О" (остановка), гидролинии 11 и 12 сообщаются с источником давления, рабочая жидкость поступает в исполнительный гидроцилиндр б и TC 5 затормаживает промежуточный вал 3. Поскольку жидкость под давлением поступает и в пружинную полость гидрораспределителя 10, то генератор 9 импульсов работать не будет.Для тех транспортных средств, у которых имеется главная муфта сцепления, надобность в позиции "О" гидрораспределителя 13 управления отпадает.
Формула изобре — åíèÿ
Система включения зубчатых муфт коробки передач с переключением ступеней и диапазонов фри кцион ными и зубчатыми муфтами, содержащая гидроуправляемый тормоз-синхронизатор с исполнительным гидроцилиндром, связанным с ведомой частью одной или нескольких фрикционных муфт, и гидрораспределитель управления, связывающий исполнительный гидроцилиндр с источником давления и сливом, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности включения зубчатых муфт, она снабжена генератором импульсов давления, содержащим первый двухпозиционный распределитель, поршневая полость которого соединена с исполнительным. гидроцилиндром тормоза-синхронизатора, а пружинная — со сливом, и второй тоехлинейный двухпозиционный распредели5 тель, поршневая полость которого соединена с пружинной полостью первого гидрорасп редел ителя, а третья линия — с исполнительным гидроцилиндром, гидрораспределитель управления выпол10 нен четырехлинейным трехпозиционным, при этом первая линия гидрораспределителя управления соединена со сливом, вторая — с источником давления, третья — с пружинной полостью второго гидрораспре15 делителя генератора импульсов давления, четвертая — с его первой гидролинией и второй, снабженной дросселем, при этом, в первой позиции гидрораспределителя управления его третья и четвертая линии сое20 динены с второй, во второй позиции — с первой, а в третьей позиции третья линия соединена с первой, а вторая — с четвертой, в первой позиции первого гидрораспределителя генератора импульсов давления его
25 поршневая полость соединена с исполнительным гидроцилиндром, а во второй — с исполнительным гидроцилиндром и поршневой полостью второго гидрораспределителя, в первой позиции второго
30 гидрораспределителя его первая линия соединена с третьей, а во второй позиции вторая линия соединена с его поршневой полостью, а третья — с пружинной.