Капот двигателя транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к капотам, закрывающим моторные установки транспортных средств, например тракторов. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации. Капот выполнен из передней 1 и задней 2 секций, разделенных технологическим зазором 3, и содержит несущую рамку, расположенную в одной из секций вблизи технологического зазора. Для находящихся друг под другом вблизи крыши секции и в непосредственной близости между собой шарнира служат для связи секции 1 с рамкой и для связи секции 1 с секцией 2 соответственно . Секции снабжены средствами фиксации их одна относительно другой и поднятого положения сблокированных секций . 2 з.п.ф-лы. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
s В 62 0 25/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
38 о
Оч ()Ь
1g (21) 4696417/11 (22) 23.05.89 (46) 30.05.91. Бюл. М 20
P1) Производственное обьединение "Волгоградский тракторный завод им. Ф.Э.ДзерЖИНСКОГО (72) Ю.С.Беленький, В,Я.Боков и В.FI.Øåâчук (53) 629.113.011.5.5/7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Рв 1373614, кл. В 62 0 25/10, 1986. (54) КАПОТ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. в частности к капотам,,,5U„, 1652165 А1 закрывающим моторные установки транспортных средств, например тракторов, Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации. Капот выполнен из передней 1 и задней 2 секций, разделенных технологическим зазором 3, и содержит несущую рамку, расположенную в одной из секций вблизи технологического зазора. Для находящихся друг под другом вблизи крыши секции и s непосредственной близости между собой шарнира служат для связи секции 1 с рамкой и для связи секции 1 с секцией 2 соответственно. Секции снабжены средствами фиксации их одна относительно другой и поднятого положения сблокированных секций. 2 з.п.ф-лы. 5 ил.
1652165
20
40
50 изготовления.
Изобретение относится к транспортному машиностроению,, в частности к капотам, закрывающим моторные установки транспортных средств, например тракторов.
Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации.
На фиг. 1. изображена передняя часть трактора (штрихпунктирной линией показано откинутое положение задней секции капота), вид слева; на фиг. 2 — то же, с откинутым в сторону кабины положением блока из передней и задней секций капота; на фиг, 3 — трактор, вид спереди; на фиг, 4— узел!на фиг. 1(узел крепления секций между собой и с несущей рамой), на фиг, 5 — узел
I! на фиг. 2 (опоры задней секции на кабине), Капот двигателя содержит переднюю секцию 1 и заднюю секцию 2, разделенные технологическим зазором 3. Секции 1 и 2 представляют собой короб, имеют П-образное сечение и .образованы выполненными за одно целое или жестко соединенными между собой крышей 4 и боковинами 5. Кры ша 4 и боковины 5 передней секции 1 связаны решеткой 6 радиатора двигателя.
Капот содержит также поворотные боковые крышки 7 и 8, соединенные с боковинами 5 задней секции 2 посредством шарнирнорычажных механизмов 9, В качестве шарнирно-рычажного механизма 9 может быть использован, например, известный механизм, Шарнирно-рычажные механизмы 9 расположены с внутренней стороны крышек 7 и 8 и боковин задней секции 2. Кинематика шарнирно-рычажных механизмов 9 позволяет крышкам 7 и 8 в открытом положении фиксироваться на рычагах 10 и 11 (механизм фиксации в открытом и закрытом положениях на фиг. 1-5 не показан). При закрытом положении крышек 7 и 8 их поверхности повторяют очертания боковин 5 задней секции 2, а между нижними кромками боковин
5 и верхними кромками крышек 7 и 8 образованы щели 12, в которых расположены выхлопная 13 и воздухозаборная 14 трубы, боковой вылет труб 13 и 14 относительно оси трактора выбран таким образом, что между их кромкой и кромкой боковин 5 задней секции 2 имеется зазор 15. Аналогичный зазор 16 образован между этими трубами и кромками крышек 7 и 8, когда последние находятся в открытом положении.
Несущая рамка 17 расположена вблизи технологического зазора 3 и своим основанием закреплена на остове 18 трактора. Передняя секция 1 выполнена с двумя шарнирами 19 и 20. Шарнир 19 образован кронштейном 21, который закреплен на крыше передней секции и расположен в открытом в сторону задней секции продольном пазу 22 перемычки 23 несущей рамки
17. Фигурная петля 24 закреплена на крыше задней секции 2 и связывает ее с шарниром
19 с помощью пальца. На передней стеНке
25 кабины закреплены кронштейны 26, несущие эластичные буферы 27.
На крыше секции 1 закреплен также кронштейн 28, с которым шарнирно связан стержень 29, несущий гайку 30. Реэьбовой конец стержня 29 выходит наружу через продольное отверстие 31 в крыше передней секции 1. На крыше задней секции 2 закреплена V-образная пружинная скоба 32, выполненная с открытым пазом 33 на ее конце.
Шарнир 20 связывает боковины передней секции 1 с несущей рамкой 17, расположенной в передней секции 1 со стороны зазора 3.
При работе транспортного средства его двигатель закрыт капотом. В этом случае задняя кромка крыши передней секции 1 лежит на перемычке 23 несущей рамки 17, а нижняя плоскость передней секции лежит на поверхности 34 остова 18 трактора.
Крышка задней секции 2 своей передней частью опирается на перемычку 23 несущей рамки 17 через петлю 24, а задней частью— на эластичные буферы 27 передней стенки кабины.
В процессе откидывания задней секции
2, крышки 7 и 8 находятся в открытом состоянии, при котором, благодаря наличию зазоров 15 и 16 и выбранному положению механизмов 9, трубы 13 и 14 не препятствуют движению капота. Процесс откидывания секции 2 в направлении секции 1 осуществляется до тех пор, пока скоба 32 своим концом, содержащим пэз 33, не опирается на крышу секции 1. При этом крайние точки механизмов 9 описывают дуги 35 и 36 окружностей с центром на оси шарнира 19 (фиг.1), Расположение шарнира 19 вблизи крыши секции 1 обеспечивает такую конфигурацию зоны, ограниченной дугами 35 и 36, которая позволяет оптимально расположить трубы 13 и 14 без дополнительных условий.
Откинутое положение секции 2 не требует ее дополнительной фиксации, поскольку секция удерживается под собственным весом (поскольку центр тяжести задней екции лежит на вертикали, расположенной левее шарнира 19, фиг. 2). Наличие технологического зазора 3 в сочетании с данным устройством откидывания секции 2 обеспечивает его работоспособность без дополнительных требований по точности
1652165
Для обеспечения доступа одновременно и в радиаторный отсек двигателя секция
2 в откинутом положении неподвижно сое диняется с секцией 1. Для этого предварительно отвернутая гайка 30 совместно с резьбовым стержнем 29 поворачиваются в пазу 31 вокруг оси кронштейна 28. После вхождения стержня в паз ЗЗ,Ч-образной скобы 32 гайка 30 заворачивается. Теперь совместным поворотом секций 1 и 2 вокруг шарнира 20 в сторону кабины открывается радиаторный отсек.
В нужном положении блок секций 1 и 2 фиксируется с помощью средства фиксации их поднятого положения (на фиг, 1-5 не показано). Поскольку решетка 6 радиатора закреплена на секции (, а сами секции имеют
П-образную форму в поперечному сечении, удовлетворительный доступ в радиаторный отсек обеспечивается при такой степени откидывания, когда обеспечен доступ и в отсек двигателя, При откидывании блока секций 1 и 2 крайние точки механизмов 9 описывают дуги 37 и 38 окружностей с центром на оси шарнира (фиг. 2), Расположение шарнира 20 на достаточно близком расстоянии от шарнира 19, расположенного над ним, обеспечивает откидывание блока секций без задевания за трубы 13 и 14, Расчленение капота на два объема и расположение обоих шарниров в районе технологического зазора, разделяющего обе секции, позволяет обойтись без дополнительных сервирующих устройств (торсионов, пневмоцилиндров и т.п,) по двум причинам: во-первых, уменьшается вес каждой из секций по сравнению с цельным капотом, во-вторых, в этом случае центры тяжести каждой из секций и блока из двух секций максимально приближены к оси их вращения.
Формула изобретения
1, Капот двигателя транспортного средства, содержащий закрывающий силовую установку короб с крышей и боковинами, 5 поворотные боковые крышки, связанные с боковинами посредством шарнирно-рычажных механизмов и образующие с ними проемы для размещения выхлопной и воэдухозаборной труб двигателя, и несу10 щую рамку с по крайней мере одним шарниром для соединения с коробом, закрепленную на шасси транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, 15 короб выполнен иэ двух секций, расположенных одна за другой и установленных с зазором между ними, при этом поворотные боковые крышки связаны с задней секцией, несущая рамка размещена со стороны зазо20 ра в одной из секций, связанной с второй, секцией посредством кронштейна и шарнира, расположенного над шарниром крепления короба к рамке, секции оборудованы средствами фиксации их одной относитель25 но другой в крайнем откинутом положении второй секции в сторону первой и поднятого положения сблокированных секций при совместном повороте их в обратную упомянутой сторону.
30 2. Капот по п.1, отличающийся тем, что средство фиксации секций одна относительно другой выполнено в виде V-образной скобы, закрепленной одной стороной на конце второй секции и обращенной своей
35 открытой частью в сторону первой секции, на которой установлен поворотный резьбовой стержень с гайкой для взаимодействия с открытым пазом, выполненным на другой стороне V-образной скобы.
40 3. Капотпоп.1,отличающийся тем, что перемычка несущей рамки выполнена с пазом, открытым в сторону второй секции, под шарнир соединения секций между собой.
1652165
7, I 652165
Составитель А.Лапинский
Редактор И.Касарда, Техред M,Mîðãåíòçë Корректор В.Гирняк
Тираж 347 Подписное
Заказ 1740 ям и отк ытиям при ГКНТ СССР
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и откр
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, . ор, у .
" r Ужг од, л.Гагарина, 101