Ходовая часть транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель. Достигается это тем, что лента 5, охватывающая основание, пневматическое колесо 1 и расположенные по обе его стороны опорные ролики 2 и 3, снабжена натяжными роликами 17 и 18, контактирующими с ее внешней протекторной поверхностью. Ролики установлены на продолжениях плеч рычагов 6 и 7, несущих опорные катки, причем плечи шарнирно сочленены на оси, прикрепленной к колесу 1 с возможностью их поворота и фиксации. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 55/04

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

6 00

4ййПИ- T

БЧБЛИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4691814/11 (22) 15.05.89 (46) 30.05.91. Бюл, ЛЬ 20 (72) П.В.Зеленый, В.Д.Пищало, В.В.Гетман и M.M.Çeëåíàÿ (53) 629.113.012.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬВ 1556992, кл. В 62 D 55/04, 1988. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и

„„! Ы„, 1652169 А1 улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель. Достигается это тем, что лента 5, охватывающая основание. пневматическое колесо 1 и расположенные по обе его стороны опорные ролики 2 и 3, снабжена натяжными роликами 17 и 18, контактирующими с ее внешней протекторной поверхностью. Ролики установлены на продолжениях плеч рычагов 6 и 7, несущих опорные катки, причем плечи шарнирно сочленены на оси, прикрепленной к колесу 1 с возможностью их поворота и фиксации. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

1652169

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент.

На фиг.1 изображена ходовая часть, вид, сбоку; на фиг.2 — то же, вид сзади; на фиг.З вЂ” то же, вид сверху; на фиг.4 — то же, с регулировочными устройствами предварительного натяжения гусеничной ленты, на фиг.5 — принцип работы устройства; на фиг.6 — схема к обоснованию установочных параметров роликов и достигаемого при оптимальных параметрах эффекта взаимодействия движителя со сминаемой опорной поверхностью; на фиг.7-схема расположения роликов; на фиг.8 — устройство для регулирования расположения роликов; на фиг.9 — эффект, достигаемый регулированием положения роликов относительно колеса; на фиг,10 — устройство для упругого регулирования натяжения гусеничной ленты.

Ходовая часть транспортного средства содержит основное пневматическое колесо

1, опорные катки 2 и 3, расположенные по

его стороны в продольно-вертикальной плоскости 4, и охватывающую их замкнутую эластичную ленту 5, Опорные катки 2 и 3 балансирно связаны между собой и колесом

1, причем рычаги 6 и 7, несущие оси 8 и 9 катков, шарнирно сочленены. Цилиндрический шарнир 10 сочленения плеч посажен на ось 11; поифлянцованную к диску 12 колеса с внешней. стороны. Противоположной, обращенной к остову транспортного средства, стороной диск 12 прифлянцован к оси

13, установленной в остове с возможностью вращения, а s ñëó÷àå выполнения движите ля ведущим — снабженной приводом враще, ния. На несомый диском обод 14 посажена пневматическая шина 15, герметичная внутришинная полость 16 которой находится под давлением, превышающим атмосферное, причем, в случае необходимости, регулируемым в процессе движения применительно к конкретным внедорожным условиям, а также в зависимости от нагрузки на движитель.

На продолжениях плеч 6 и 7 рычагов по другую сторону от шарнира 10 их сочленения установлены ролики 17 и 18, оси 19 и 20 вращения которых параллельны оси вращения колеса 1 и осям 8 и 9 катков. Ролики 17 и 18, выполняющие роль натяжных, контактируют с внешней поверхностью ленты 5 по обе стороны колеса, опираясь на нее при нагружении плеч рычагов 6 и 7 силами реакции грунта и обеспечивая тем самым ее натяжение, Сцепление ленты внутренней поверхностью с шиной 15 колеса осуществляется за счет сил трения, зависящих от натяжения ленты и угла охвата ею шины, Ролики 17 и18 при опирании катков 2 и 3 на грунт увеличивают как силу натяжения ленты, так и угол охвата пропорционально нагрузке на движитель.

Эластичная лента 5, выполняющая в устройстве роль гусеницы, состоит из несущего слоя, армированного в продольном направлении нерастяжимым кордом, и содержит на внешней поверхности протектор

21 для взаимодействия с грунтом. Протектор представляет собой утолщенный слой эластомера, в частности резины, из которого выполнена лента, рассеченного прорезями в виде "елочки" и придающего ленте необходимую поперечную жидкость, Закраины 22, отпрессованные вовнутрь контура, охватываемого лентой,, обеспечивают ее удержание на катках в поперечном направлении. Верхняя ветвь ленты в поперечном направлении фиксируется ребордами 23, с которыми контактируют боковые поверхности ее протектора, В соответствии с фиг.4 предварительное натяжение ленты регулируется гайками

24, служащими подвижными упорами для плеч 25 и 26 балансира, выполненными выдвижными из телескопических, охватывающих их частей 27 и 28. Шлицевые или шпоночные соединения 29 в местах подвижных сопряжений указанных деталей 25 — 28 не допускают их относительного поворота.

Большую роль в характере взаимодействия движителя со сминаемым грунтом играет относительное положение роликов 17 и 18 и катков 2 и 3 в продольной плоскости друг относительно друга, При симметричном (фиг,1 и 4) расположении относительно вертикальной диаметральной плоскости 30 колеса реакции под передними и задними катками равны и глубина колеи под ними одинакова (фиг.5).

Однако при движении по слабонесущему грунту предпочтительно частично разгрузить передний каток, что улучшает колесообразование благодаря взбеганию

его на поверхность грунта из глубокой колеи и снижает сопротивление движению.

Такое ассиметричное распределение нагрузок между передним и задним катками возможно, в частности, если углы а между плечом 6 и его продолжением 31 и Р между плечом рычага 7 и его продолжением 32 будут неравны, а точнее а (P (фиг.6). Очевидно, что при неравенстве этих углов, ролики 17 и 18, опираясь под нагрузкой на ленту 5, удерживают опорные катки на разных уровнях (передний выше, фиг,7). Значе1652169 ние разностиуглов а иР зависитоттипичных условий предстоящей эксплуатации транспортного средства, и чем выше сминаемость грунта, что характеризует его низкие несущие свойства, тем она больше, Однако для большей приспосабливаемости к различным условиям движения эти углы предпочтительно должны быть регулируемыми, что достигается шарнирным сочленением плеч 33 и 34 балансира, их продолжений 35 и 36 с возможностью фиксирования в различных относительных положениях. С этой целью шарнир сочленений плеч балансиров и их продолжений выполнен в четырех концентричных втулках (фиг.8). Внутренняя цилиндрическая втулка

37 посажена íà ocb 38, несомую колесом 39, и к ней прикреплено плечо 34 балансира, несущее заднюю пару катков 40. На нее посажена цилиндрическая втулка 41, к которой прикреплена продолжение 35 плеча 34, несущее передний натяжной ролик 42. Обе втулки связаны червячной зубчатой передачей, червяк 43 которой установлен с возможностью вращения на втулке 41 тэк, что его ось скрещивается с осью втулки, а ответное зубчатое колесо выполнено непосредственно на втулке 37. При вращении червяка угол между плечам 34 и его продолжением

35 изменяется.

Плечо 33 балансира, несущее переднюю пару катков 44, прикреплена к цилиндрической втулке 45, пасэженчай нэ втулку

41 и охваченной цилиндрической втулкой

46, К этой втулке, связанной с втулкой 45 зубчатой червячной передачей, прикреплено продолжение 36, несущее задний натяжной ролик 47, Вращение черняка 48 можно менять относительное угловое положение плеча 33 и ега продолжения, Аналогичного эффекта, а именно различного по высоте положения опорных катков (фиг.9), можно достичь регулировкой вылета несущих плеч 25 и 26 балансира.

Удлинением плеча впереди расположенной пэры катков и укарачиванием соответственно плеча задней пары катков обеспечивается необходимая разница их опорных реакций, так как моменты, удерживающие плечи балансира, саздэвэемь е силами реакции гусеничной ленты при апирэнии на нее роликов, сохраняют свои значения.

Улучшить динамические характеристики двигателя и в целом плавность хода несомого им транспортного средства позволяет подпружинивание плеч 49 и 50 балансира в направлении катков (фиг,10).

Цилиндрические пружины 51 и 52 при зтам упираются в плечи посредством навинченныx на них гэеK""упоров 53 и 54, Эти гэйкih

55 упоры позволяют регулировать как натяжение гусеничной ленты, так и разность длин вылета плеч балансира.

Устройство работает следующим образом.

При нагружении ходовой части шина колеса 1 деформируется, и нагрузка частично воспринимается передней и задней парами катков 2 и 3, Катки в некотором положении по высоте удерживаются благодаря опиранию роликов 17 и 18 на верхнюю ветвь гусеничной ленты 5 (фиг,5). Зто приводит к натяжению ленты и увеличению угла охвата ею шины колеса, что необходимо для лучшего сцепления ленты с шиной при работе движителя в ведущем режиме, Чем больше нагрузка на движитель, тем значительнее указанное сцепление и меньше потери энергии, выделяемой из топлива в двигателе транспортного средства, нэ проскальзывание колеса. С уменьшением или увеличением внутришиннаго давления воздуха, уменьшается или возрастает жесткость шины, увеличивается или уменьшается соответственно ее радиальная деформация, Однако характер распределения нагрузки между катками и колесом существенна не изменяется, поскольку катки получаю-; саатветствующее перемещение па выса;е.

Тэк, с увеличением деформации !i ны при уме *:ьшении внутришиннага давления гусеничная лента праслэбляется пад ралик=.м 1

17 и 18, ролики опускаются, и катки перемещаю-,ся вверх вслед зэ плтнагл контакта шины.

Применительно к конкретным условиям и режимам эксплуатации движитель настраивается путем регулирования предаарительнага натяжения ленты выдвижением плеч 25 и 26 балансира, изл1енением углов между плечами и их продолжениями, сжатием или ослаблением пружин 51 и 52, прижимаю цих катки к внутренней поверхности ленты.

Формула изабретекия

1. Ходовая часть транспортного средства, содержащая колесо, установленное на аси, рычаги, размещенные па абе стороны колеса в продольной вертикальной плоскости и шарнирно установленные на аси с возможностью изменения ат привода их взаимнага углавага положения и его фиксации, опорные катки, размещенные нэ свободных плечах рычагсв, зэл;кнутую эластичную ленту, охватывающую колесо и опорные катки, а т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, анэ снабжена роликами, каждый рычаг выполнен двуилечим, на втором плече которого

1652169

11 размещен ролик, контактирующий с наружной поверхностью замкнутой эластичной ленты.

2. Ходовая часть по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что плечи рычагов подпружинечы в продольном направлении.

3. Ходовая часть по и, 1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что привод изменения взаимного углового положения рычагов представляет собой зубчатый червячный

5 механизм.

1652169

1652169

Составитель Е. Гучкова

Редактор И. Касарда . Техред М.Моргентал Корректор Л. Бескид

Заказ 1741 Тираж 351 Подписное

BHVIMllM Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Чжгород, ул.Гагарина, 101