Способ предотвращения блокирования тормозящего колеса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение эффективности торможения путем снижения амплитуды пульсаций давления в исполнительных тормозных механизмах. Указанная цель достигается тем, что измеряется величина давления в приводе, команда на отсечку давления подается при достижении давлением пороговой величины, определяемой для каждой последующей фазы отсечки в виде суммы значения давления в текущей фазе отсечки, и величины, пропорциональной разности значений давлений в предыдущей и текущей фазах отсечки, причем коэффициент пропорциональности находится в пределах от нуля до единицы. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)э В 60 Т 8/72
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4469023/11 (22) 14.06.88 (46) 23.06.91. Бюл. hk 23 (71) Белорусский политехнический институт (72) Ф.Л.Пекер, И.В.Бурдыкин, В.М.Валышков, О.Б.Капелин и К.И.Козловский (53) 629.113-59 (088.8) (56) Заявка Японии М 56-90753, кл. В 60 Т 8/02, 1981. (54) СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БЛОКИРОВАНИЯ ТОРМОЗЯЩЕГО КОЛЕСА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение эффективности торможения путем снижеИзобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автоматическому управлению процессом торможения, и может быть использовано в автоматических противоблокировочн ых устройствах.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения путем снижения амплитуды пульсаций давления в исполнительных тормозных механизмах.
На чертеже показаны графики приводного давления, давления в исполнительных тормозных механизмах и изменения углового ускорения колеса в зависимости от времени, иллюстрирующие предотвращение блокирования тормозящего колеса.
Отрезок 0 — 1 соответствует началу торможения, отрезок 1 — 3 — торможению на дороге с коэффициентом сцепления р1 . отрезок 3 — 5 — торможению на дороге с коэффициентом сцепления у2 и отрезок 5 — 6— торможению на дороге с коэффициентом
„„Я „„1657432 А1 ния амплитуды пульсаций давления в исполнительных тормозных механизмах. Укаэанная цель достигается тем, что измеряется величина давления в приводе, команда на отсечку давления подается при достижении давлением пороговой величины, определяе-. мой для каждой последующей фазы отсечки в виде суммы значения давления в текущей фазе отсечки, и величины, пропорциональной разности значений давлений в предыдущей и текущей фазах отсечки, причем коэффициент пропорциональности находится в пределах от нуля до единицы. 1 ил. сцепления Ъ .причем +
При торможении транспортного средства на однородной поверхности с коэффициентом сцепления р1, в первой фазе повышения (отрезок 0 — 1) измеряется текущая отрицательная величина ускорения колеса и при достижении ею первого порогового, 574З2 значения гт) - выполняется снижение давления до величины
Ротс = К. Рв, где Р„с — величина на постоянном уровне; -5
Pe — величина приводного давления в первой фазе его повышения при достижении угловым ускорением отрицательной величины первого порогового значения (точка 1); 10
К вЂ” коэффициент пропорциональности, значение которого находится в интервале от нуля до единицы.
Затем выполняется отсечка давления, Так как тормозной момент становится мень- 15 ши л момента тормозной силы, то кол со начинает разгоняться. При достижении ускорением колеса порогового значения ит + (точка 2) выполняется подъем давления в 20 исполнительных узлах до величины, определяемой по следующей формуле:
Pl = Р.„+ K (Pe - Ро„).
В дальнейшем процесс повторяется при достижении ускорением колеса порого- 25 вых значений Йт+ и в1-, причем посто. янный уровень давлений в исполнительных тормозных механизмах B последующих фазах выдержки устанавливают в соответствии с выражением
Р +1 = Р + К (Р -1 — Р1), 30 где Рьт, Pi, Pl+1 -- величины давлений соответственно в предыдущей, текущей и последующей фазах выдержки давле ия, При переходе на поверхность с более высоким коэффициентом сцепления (точка
3) колесо разгоняется и значение ускорения достигает второго более высокого порогового уровня в2+. В этот момент выполняется подъем давления в исполнительных тормозных механизмах (точка 3) до величины при- 40 водного давления Рттц, Далее осуществляется выдержка давления до момента времени, пока текущее значение ускорения колеса отрицательной величины не достигне" перзого порогового значения ь1-(точка 4). В этот момент выполняется сброс давления до значения К . Р, ц после чего отрабатывается фаза выдержки, Если текущие положительная и отрицательная величины углового ускорения колеса колеблются в пределах Йт+ и Йт-, то последовательно осуществляются фазы подъема, выдержки и сброса и повторной выдержки давления в исполнительных тормозных механизмах, причем давление в каждой последующей фазах выдержки определяется по указанной зависимости, При переходе транспортного средства на поверхность с более низким коэффициентом сцепления (гочка 5) колесо начинает замедляться и угловое ускорение колеса отрицательной вели.ины достигает второго более низкого ooporosoro уровня Й - . В этот момент выполняется сброс давления в исполнительных тормозных механизмах (точка 5) до величины, определяемой условием неблокирования колеса при торможении на поверхности с минимальным значением коэффициента сцепления (rp= 0,1...0,15), после чего выполняется выдержка давления, Если колесо начинает разгоняться и угловое ускорение положительной величины достигает первого порогового уровня Й1+, осуществляется подъем давления до уровня давления в последующей фазе выдержки, этот уровень давления определяется по описэннои зависимости.
Формула изобретения
Способ предотвращения блокирования тормозящего колеса, заключающийся в измерении величины углового ускорения колеса. снижении давления в исполнительных тормозных механизмах до определенного уровня при достижении угловым ускорением отрицательной величины порогового значения и выдерживании давления на этом уровне, повышении давления при достижении угловь м ускорением положительной величины другого определенного уровня и выдерживании давления на этом уровне. о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения путем снижения амплитуды пульсаций давления в исполнительных тормозных механизмах, при достижении угловымускорением отрицательной величины порогового значения в первой фазе повышения давления, снижение давления осуществляют до величины
Ротс =- Pe K. где Ротс — величина давления в первой фазе выдержки давления, на постоянном уровне:
Рв — величина давления в первой фазе его повышения при достижении угловым ускорением отрицательной величины порогового значения, К вЂ” коэффициент пропорциональности, в последующих фазах выдержки давления его постоянный уровень устанавливают в соответствии с выражением
Рн i = Pl+ K(Pl- - Pl), rAc Pi — величина давления в текущей фазе выдержки давления;
Рн-т — величина давления в последующей фазе выдержки давления;
Pl-q — величина давления в предыдущей фазе выдержки давления, при достижении угловым ускорением положительной величины второго более высокого порогового
1657432
Составитель С, Макаров
Редактор А. Шандор Техред М.Моргентал Корректор М. Пожо
Заказ 1685 Тираж 360 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 уровня повышение давления осуществляют до текущей величины приводного давления, а при достижении угловым ускорением отрицательной величины второго более низкого порогового уровня снижение давления fry
Pg осуществляют до минимальной величины, определяемой из условия неблокирования колеса при торможении на опорной поверх5 ности с минимальным значением коэффициента сцепления.