Устройство для электроснабжения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспорту и повышает надежность и КПД,Устройство содержит генератор 1 с обмотками 2 и 3 якоря и возбуждения и аккумуляторную батарею 11, питающие нагрузку 12 потребителей транспортного средства. Напряжение генератора 1 регулируется тиристорами 5 и 7, управление которых осуществляется блоком 8, а запирание коммутирующими дросселем 9 и конденсатором 10. Надежность работы достигается тем, что на запирание тиристора 5 действуют напряжение колебательного контура, напряжение генератора 1 и снижение тока возбуждения при открытии тиристора 7. Снижение потерь обусловлено уменьшением тока через тиристор 5 при включении тиристора 7. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!)5 В 60 (1/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (Я!:.:
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ . (21) 4700427/11 (22) 01.06.89 (46) 30.06.91. Бюл. М 24 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Л.М,Астановицкий, А.Л.Астановицкий, В.B.Äóðoâ, П,С.Коваленко, В.А.Лабаев и
В.С.Перехрест (53) 621.335.12 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1567418, кл. В 60 1 1/10, 1989. (54) УСТРОЙСТВОДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту и повышает надежность и КПД,Устройство со„„Б0„, 1659252 А1 держит генератор 1 с обмотками 2 и 3 якоря и возбуждения и аккумуляторную батарею
11, питающие нагрузку 12 потребителей транспортного средства. Напряжение генератора 1 регулируется тиристорами 5 и 7, управление которых осуществляется блоком 8, а запирание коммутирующими дросселем 9 и конденсатором 10. Надежность работы достигается тем, что на запирание тиристора 5 действуют напряжение колебательного контура, напряжение генератора 1 и снижение тока возбуждения при открытии тиристора 7. Снижение потерь обусловлено уменьшением тока через тиристор 5 при включении тиристора 7. 1 ил.
1659252
Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для электроснабжения транспортных средств.
Цель изобретения — повышение надежности и КПД.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство содержит генератор 1 с об, моткой 2 якоря и обмоткой 3 возбуждения, последняя из которых шунтирована диодом
4. Последовательно с обмоткой 3 возбужде, ния включен тиристор 5 и токоограничивающий дроссель 6, цепь из которых подсоединена к обмотке 2 якоря.
Параллельно тиристору 5 и обмотке 3, возбуждения включен тиристор 7. Управля. ющие электроды тиристоров 5 и 7 подключены к блоку 8 управления, Коммутирующие дроссель 9 и конденсатор 10 подключены параллельно тиристору 7. Аккумуляторная батарея 11, параллельно которой включена нагрузка 12 потребителей транспортного средства, подключена одним выводом непосредственно, а другим через диод 13 к выводам обмотки 2 якоря генератора 1. Резистор 14 соединен одним выводом с катодом диода 13, а другим выводом с катодом тиристора 5.
Устройство работает следующим образом.
При подключении блока 8 управления к аккумуляторной батарее 11 происходит подача импульсов управления на тиристор, соединенный с обмоткой 3 возбуждения последовательно. При вращении обмотки 2 якоря генератора 1 начинается процесс самовозбуждения генератора 1, обусловленный тем, что по обмотке 3 возбуждения протекает ток от аккумуляторной батареи 11, ограниченный резистором 14. После достижения напряжения уставки подача импульсов на тиристор 5 прекращается и с помощью блока 8управления осуществляется включение тиристора 7, который шунтирует цепочку, состоящую из тиристора 5, обмотки 3 возбуждения и диода 4. С момента включения тиристора 7 напряжение на обмотке возбуждения снижается до.величины падения напряжения на тиристоре 7 (и даже меньше, если учесть напряжение на еще не запертом тиристоре.5), Поэтому напряжение генератора 1 начинает уменьшаться, и, когда оно станет меньше напряжения уставки, блок 8 управления снимает сигналы управления с тиристора 7 и подает их на тиристор 5. осуществляя, например, двухпозиционное регулирование. хотя для стабилизации напряжения генератора приемлемо широтно-импульсное или частотное управление. В предлагаемом устройстве электроснабжения при включении тиристора 7 ктиристору
5 прикладывается обратное напряжение, а именно . "+" аккумуляторной батареи 11 че-, рез резистор 14 подключен постоянно к катоду тири стара 5, анод которого периодически подключается тиристором 7 к
"-" батареи 11, т.е. тиристор 5 начинает восстанавливать свои запирающие свойства еще до окончания двойного колебательного перезаряда конденсатора 10, необходимого для запирания тиристора 7, т,е. параметры элементов коммутирующего контура 9 и 10 можно выбрать достаточным лишь для запирания одного тиристора 7. а не двух, что приводит к улучшению массогабаритных показателей, Кроме того, предлагаемое подключение тиристора 7. исключает протекание повышенного тока через тиристор 5, что, как и исключение диода из цепи с последовательным тиристором, позволяет уменьшить потери электроэнергии. Повышение надежности системы достигается тем, что для эапирания тиристора 5 действуют одновременно три фактора, а именно: снижение протекающего через него тока возбуждения,- за счет шунтирования ее тиристором 7, воздействие на тиристор 5 колебательного контура, необходимого для . запирания тиристора 7, а также приложение к тиристору 5 за время открытого состояния тиристора 7 обратного напряжения, Регулятор напряжения продолжает стабилизацию напряжения даже при отказе первого тиристора типа "пробой", благодаря переходу из двухтиристорного в однотиристорный режим работы.
Формула изобретения
Устройство для электроснабжения транспортного средства, содержащее генератор с обмоткой возбуждения, шунтированной первым диодом. и обмоткой якоря, один вывод которой соединен с выводом токоограничивающего дросселя и через второй диод с первым выводом аккумуляторной батареи, а.другой вывод — с другим выводом аккумуляторной батареи, одним из выводов коммутирующего конденсатора и катодом первого тиристора, анод которого соединен с вторым выводом токоограничивающего дросселя и первым выводом коммутирующего дросселя, соединенного другим выводом с вторым выводом коммутирующего конденсатора, второй тиристор и блок управления тиристорами, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и КПД, оно снабжено резистором, один вывод которого подключен к катоду первого диода. а другой вывод — к катоду второго тиристора и одному из выводов обмотки возбуждения генератора, подключен1659252
Составитель Н. Кецарис
Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий
Редактор М. Товтин
Заказ 1809 Тираж 330 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 ной другим выводом к второму выводу обмотки якоря генератора, при этом анод второго тиристора соединен с анодом первого тиристора,