Устройство для крепления стойки каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектировании устройств для крепления стоек каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства, в частности трактора. Цель - повышение безопасности оператора и надежности в работе. Устройство содержит стойку 1, связанную с остовом 2 через перекрещивающиеся направляющие стержни 3, кронштейн 4 и виброизолирующие подушки 5. Кронштейн 4 выполнен в виде рамки 8 с фланцем 9 в нижней части для крепления болтами 10 к остову 2, а боковая поверхность рамки 8 снабжена отбортовками 11 с прорезями 12. На направляющих стержнях 3 установлены энергопоглощающие элементы 14. При опрокидывании кабина ударяется о грунт и стойка 1 нагружается силами удара, которые передаются посредством направляющих стержней 3 на энергопоглощающие элементы 14. В результате снижается количество энергии, которое должно было поглотиться конструкцией кабины, каркас безопасности испытывает меньшие деформации, а значит, для оператора сохраняется большее пространство кабины. 3 з.п. ф-лы. 9 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4660053/11 (22) 06.03.89 (46) 07,07.91. Бюл, Гв 25 (71) Московский автомеханический институт и Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" (72) В.К.Дроздов, И,M.Èëèíè÷, А.С.Гусев и
В.И.Щербаков (53) 629.113.011.62(088.8) (56) Патент Великобритании М 1419307, кл. В 60 R 21/02, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СТОЙКИ КАРКАСА БЕЗОПАСНОСТИ КАБИНЫ К
ОСТОВУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектировании устройств для крепления стоек каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства, в частности трактора. Цель — повышение безопасности оператора и надежности в рабо ИЛ 1661522 A l (я)ю F 16 F 3/00// В 60 R 21/02 те. Устройство содержит стойку 1, связанную с остовом 2 через перекрещивающиеся направляющие стержни 3, кронштейн 4 и виброизолирующие подушки 5. Кроштейн 4 выполнен в виде рамки 8 с фланцем 9 в нижней части для крепления болтами 10 к остову 2, а боковая поверхность рамки 8 снабжена отбортовками 11 с прорезями 12.
На направляющих стержнях 3 установлены энергопоглощающие элементы 14. При опрокидывании кабина ударяется о грунт и стойка 1 нагружается силами удара, которые передаются посредством направляющих стержней 3 на энергопоглощающие элементы 14, В результате снижается количество энергии, которое должно было поглотится конструкцией кабины, каркас безопасности испытывает меньшие деформации, а значит, для оператора сохраняется большее пространство кабины. 3 з.п, ф-лы.
9 ил.
1661522
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектированию устройств крепления стоек каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства, в частности трактора.
Цель изобретения — повышение безопасности оператора и надежности в работе.
На фиг.1 изображено устройство для крепления стойки каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства, общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — вариант выполнения устройства с тремя перекрещивающимися стержнями, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сверху;,на фиг.5 — вариант выполнения устройства с энергопоглощающими элементами, установленными снаружи, вид сбоку; на фиг.б— то же, вид сверху; на фиг.7 — 9 — различные варианты выполнения энергопоглощающего элемента.
Устройство для крепления стойки каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства содержит стойку
1, связанную с остовом 2 через перекрещивающиеся направляющие стержни 3, кронштейн 4 и виброизолирующие подушки 5, Направляющие стержни 3 размещены перпендикулярно к оси стойки 1 и жестко связаны с ней с помощью сквозных пазов 6 и болтовых соединений 7.
Кронштейн 4 выполнен s виде рамки 8 квадратной (фиг.1,2,5 и 6) или круглой (фиг.3 и 4) формы. Стойка 1 размещена в центре рамки 8. Нижняя часть рамки 8 имеет фланец 9 для крепления болтами
10 к остову 2, а боковая поверхность рамки 8 снабжена отбортовками 11 с прорезями 12. Выступающие за габариты рамки 8 концы 13 направляющих стержней 3 заведены в прорези 12 с воэможностью относительного перемещения. Для поглощения энергии удара кабины о грунт при опрокидывании транспортного средства служат энергопоглощающие элементы 14, которые установлены на направляющих стержнях 3 и могут размещаться как между стойкой 1 и отбортовками 11, так и на выступающих концах 13 направляющих стержней между отбортовками 11 и упорными элементами 15.
С целью исключения возможных зазоров, а также повышения трения (демпфирования) 10
2.0
50 между направляющими стержнями 3 и про- .55 резями 12 на концы 13 стержней 3 надеты уплотнительные втулки 16. Направляющие стержни 3 с энергопоглощающими элементами 14 установлены на стойке 1 равномерно. Их количество выбирают исходя из необходимой величины поглощения энергии удара. Так, на фиг.1,2,5 и 6 показано выполнение устройства с двумя направляющими стержнями 3 и двумя парами энергопоглощающих элементов 14, а на фиг.3 и 4— с тремя направляющими стержнями 3 и тремя парами энергопоглощающих элементов
14, Длину выступающих за габариты рамки
8 концов 13 направляющих стержней 3 выбирают равной величине допускаемого бокового смещения стойки 1, В качестве энергопоглощающих элементов 14 могут применятьСя пружины 17 (фиг.7), втулки 18 (фиг.8) из демпфирующего материала или энергопоглощающие, вставки 19 (фиг.9). Последние при сжатии сминаются с образованием пластических шарниров (складок), благодаря чему они интенсивно поглощают энергию удара, Устройство работает следующим образом, При движении транспортного средства по ровной дороге на стойку 1 действуют в основном силы тяжести кабины, которые передаются на остов 2 через направляющие стержни 3, втулки 16. рамку 8 и подушки 5.
Энергопоглощающие элементы 14 находятся в исходном поджатом состоянии и удерживают стойку 1 в центре рамки 8, В случае движения по неровной дороге транспортное средство испытывает толчки в боковом направлении. С остова
2 они передаются на стойку 1 (кабину), снижаясь эа счет демпфирования подушками 5 и упругости боковой связи стойки
1 с остовом 2.
При аварийной ситуации — опрокидывании транспортного средства, кабина ударяется о грунт и стойка 1 нагружается силами удара, действующими в боковом направлении. Однако величина этих сил значительно ниже, чем для конструкции кабины без предлагаемого устройства. В нашем случае связь стойки 1 каркаса безопасности кабины с остовом 2 имеет более низкую жесткость в боковом направлении, так как образована податливыми элементами устройства — направляющими стержнями 3, втулками 16, элементами 14 и отбортовками
11 рамки 8. Благодаря этому увеличивается время воздействия ударного импульса и, следовательно, снижается величина действующих на кабину (стойку 1) сил. Часть энергии удара поглощают элементы 14 и другие детали устройства (направляющие стержни
3, втулки 16 и др.) в процессе демпфирования. За счет этого снижается количество энергии, которое должно поглотиться конструкцией кабины, Каркас безопасности каби1661522 ны испытывает маньшие деформации, а значит, для оператора сохраняется большее пространство кабины.
Формула изобретения
1, Устройство для крепления стойки каркаса безопасности кабины к остову транспортного средства, содержащее стойку и кронштейн с энергопоглощающими элементами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности оператора и надежности в работе, кронштейн выполнен в виде рамки с фланцем в нижней части для крепления к остову вертикальными отбортовками, а стойка снабжена расположенными перпендикулярно к ее оси и жестко связанными с ней перекрещивающимися направляющими стержнями, кажцый из концов которых пропущен через сво.о горизонтальную прорезь, выполненную в отбортовке рамки, с возможностью перемещения по ней, при этом стойка размещена в центре рамки, энергопоглощающие элементы установлены на направляющих стержнях, а про5 рези для каждого из направляющих стержней выполнены в разных плоскостях.
2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что размещенные в прорезях концы направляющих стержней снабжены уплот1{3 нительными втулками.
3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что энергопоглощающие элементы установлены между стойкой и отбортовками, 15 4. Устройство по пп.1и2,,отл и ч а ющ е е с я тем, что выступающие концы направляющих стержней снабжены упорами, а "-.!åðãoïàãëîùàþùèå элементы размещены между отбортовками и упомянутыми упо2п рами.
1661522
1661522
1661522
17
Составитель А.Лопинский
Редактор О.Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец
Заказ 2113 Тираж 409 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101